г. Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А40-281666/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Холодковой Ю.Е.,
судей Перуновой В.Л., Тарасова Н.Н.
при участии в судебном заседании:
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "БИЭЛЬ"
на определение от 21.08.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21.12.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании недействительной сделки с ИП Шуяковой Галиной Федоровной по перечислению денежных средств в размере 498 888 рублей, применении последствий недействительности сделки,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "БИЭЛЬ",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2019 общество с ограниченной ответственностью "БИЭЛЬ" (далее - ООО "БИЭЛЬ", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Титовский Игорь Павлович, сообщение об этом опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 23.03.2019.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление конкурсного управляющего ООО "БИЭЛЬ" о признании недействительной сделки по перечислению денежных средств ООО БИЭЛЬ" в пользу ИП Шуяковой Галиной Федоровной (далее - ответчик) платежным поручением N 154 от 06.03.2017 на сумму 498 888 рублей.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО "БИЭЛЬ" о признании недействительной сделки с ИП Шуяковой Галиной Федоровной отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, конкурсный управляющий ООО "БИЭЛЬ" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
В качестве оснований для отмены судебных актов, заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение норм процессуального права, на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Отзывы на кассационную жалобу в адрес суда не поступали.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "БИЭЛЬ" в пользу ИП Шуяковой Галины Федоровны перечислило платежным поручением N 154 от 06.03.2017 денежные средства в размере 498 888 рублей с назначением платежа "оплата по счету N 152 от 15.02.2017 за театральные билеты".
Конкурсный управляющий, считая сделку недействительной, обратился в суд, ссылаясь на пункт 2 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьи 168, 170 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Принимая во внимание дату возбуждения дела о банкротстве ООО "БИЭЛЬ" (06.12.2018), суд первой инстанции правомерно отнес сделку (06.03.2017) к подозрительной (п.2 статьи 61.2 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Исходя из пункта 1 статьи 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Для признания сделки недействительной в соответствии со статьей 170 ГК РФ необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать правовые последствия, характерные для сделок данного вида. При этом обязательным условием признания сделки мнимой является порочность воли каждой из сторон; мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений ее исполнить либо требовать ее исполнения. То есть стороны не преследуют цели совершения сделки по признакам статьи 153 ГК РФ.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 86 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 ГК РФ). Следует учитывать, что стороны мнимой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение. Например, во избежание обращения взыскания на движимое имущество должника заключить договоры купли-продажи или доверительного управления и составить акты о передаче данного имущества, при этом сохранив контроль соответственно продавца или учредителя управления за ним.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что сделка реально исполнена, что исключает возможность признания ее мнимой, тогда как применение пункта 1 статьи 170 ГК РФ возможно в случае, если стороны, участвующие в сделке, не имеют намерений ее исполнять фактически или требовать исполнения, а совершают формальные действия, при этом поведение сторон свидетельствует о порочности воли обеих сторон сделки.
В силу пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.20190 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление ВАС РФ N 63) разъяснено, что для признания сделки недействительной по основанию, указанному в пункте 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
- сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
- в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
- другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки.
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию. В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
В пунктах 5 - 7 Постановления ВАС РФ N 63 разъяснено, что пункт 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов (подозрительная сделка). В силу этой нормы для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
- сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
- в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
- другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки (с учетом пункта 7 постановления ВАС РФ N 63).
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
При определении вреда имущественным правам кредиторов, следует иметь в виду, что в силу абз. 32 статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества. Таким образом, исходя из времени совершения сделки, конкурсным управляющим должна быть доказана осведомленность ответчика о неплатежеспособности должника на момент совершения спорного платежа.
По смыслу разъяснений, данных в пункте 12 Постановления ВАС РФ N 63, при решении вопроса о том, должен ли был кредитор знать неплатежеспособности должника, во внимание принимается то, насколько он мог, действуя разумно и проявляя требующуюся от него по условиям оборота осмотрительность, установить наличие этих обстоятельств. К числу фактов, свидетельствующих в пользу такого знания кредитора, могут, с учетом всех обстоятельств дела, относиться следующие: неоднократное обращение должника к кредитору с просьбой об отсрочке долга по причине невозможности уплаты его в изначально установленный срок; известное кредитору (кредитной организации) длительное наличие картотеки по банковскому счету должника (в том числе скрытой); осведомленность кредитора о том, что должник подал заявление о признании себя банкротом.
Суды пришли к выводу о недоказанности данного обстоятельства.
Суды указали на отсутствие признаков аффилированности сторон, в соответствии со статьей 19 Закона о банкротстве, указав, что обстоятельство не передачи конкурсному управляющему должника документов, подтверждающих обоснованность перечисления денежных средств в пользу ответчика, не может служить основанием для перераспределения бремени доказывания на последнего, исходя из времени совершения сделки.
Кроме того, как указали суды, не передача конкурсному управляющему должника документации может являться основанием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами на лиц, контролирующих должника, и взыскания с данных лиц убытков, в противном же случае, возложение ответственности на контрагента по сделке за недобросовестное поведение должника в преддверии банкротства подрывает основы гражданского оборота, баланс имущественных интересов и влечет ущемление прав добросовестной стороны.
Также судами указано на отсутствие доказательств того, что ответчик знал о цели причинения вреда имущественным правам кредиторов и о признаках неплатежеспособности должника. Утверждение конкурсного управляющего об обратном, не мотивировано, не подтверждается конкретными обстоятельствами.
В обоснование довода о причинении вреда имущественным правам кредиторов, и неравноценности встречного предоставления по сделке конкурсный управляющий указал, что сделки совершены безвозмездно, поскольку отсутствуют доказательства встречного предоставления по сделке, что повлекло за собой уменьшение конкурсной массы должника. При этом бремя доказывания неравноценного встречного исполнения обязательств возложено на лицо, оспаривающее сделки по указанному основанию.
В связи с чем, суды обоснованно указали, что доказательств неравноценности оспариваемых сделок заявителем не представлено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает нарушений судами при применении положений статьи 170 ГК РФ, п.2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов, нарушений судами норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Судами первой и апелляционной инстанций были установлены все существенные для дела обстоятельства, изучены все доказательства по делу, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, что, в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, недопустимо при проверке судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А40-281666/18 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.Е. Холодкова |
Судьи |
В.Л. Перунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали на отсутствие признаков аффилированности сторон, в соответствии со статьей 19 Закона о банкротстве, указав, что обстоятельство не передачи конкурсному управляющему должника документов, подтверждающих обоснованность перечисления денежных средств в пользу ответчика, не может служить основанием для перераспределения бремени доказывания на последнего, исходя из времени совершения сделки.
...
В обоснование довода о причинении вреда имущественным правам кредиторов, и неравноценности встречного предоставления по сделке конкурсный управляющий указал, что сделки совершены безвозмездно, поскольку отсутствуют доказательства встречного предоставления по сделке, что повлекло за собой уменьшение конкурсной массы должника. При этом бремя доказывания неравноценного встречного исполнения обязательств возложено на лицо, оспаривающее сделки по указанному основанию.
В связи с чем, суды обоснованно указали, что доказательств неравноценности оспариваемых сделок заявителем не представлено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает нарушений судами при применении положений статьи 170 ГК РФ, п.2 статьи 61.2 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф05-18307/20 по делу N А40-281666/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47047/2021
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
03.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78013/20
21.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49196/20
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
27.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18307/20
13.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49197/20
28.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49198/20
02.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36772/20
02.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36393/20
01.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36776/20
01.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36769/20
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281666/18
02.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281666/18
12.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281666/18
05.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281666/18
14.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281666/18