город Москва |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А40-197888/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Анциферовой О.В.., Крекотнева С.Н.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не яв.
от ответчика (заинтересованного лица): Горбатова М.Г. д. от 14.04.21
от третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации: не яв.
от третьего лица - Управления Росреестра по Москве: не яв.
от третьего лица - Правительства Москвы: Манкевич Е.В. д. от 11.09.2020
от третьего лица - УФНС России по г. Москве: Сыркин Д.А. д. от 13.01.21
рассмотрев 29 апреля 2021 года в открытом судебном заседании
кассационную жалобу ООО "Волхонка-Офис Лизинг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2020 года
по заявлению ООО "Волхонка-Офис Лизинг"
к ИФНС России N 4 по г. Москве
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Росреестра по Москве, Правительство Москвы, УФНС России по г. Москве
о признании недействительным решения, об обязании
УСТАНОВИЛ:
ООО "Волхонка-Офис Лизинг" (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 20.03.2018 N 11080 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата: суммы недоимки по налогу на имущество организаций за 2016 год в размере 26 758 278 рублей, штрафа в размере 5 351 655,60 рублей, пени в сумме 2 681 297,14 рублей (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Инспекции и Правительства Москвы в отзывах на кассационную жалобу и в заседании суда возражали против кассационной жалобы. Отзывы на кассационную жалобу представлены и приобщены к материалам дела.
Представитель УФНС России по г. Москве поддержал позицию Инспекции и Правительства Москвы.
Представители ООО "Волхонка-Офис Лизинг", Министерства финансов Российской Федерации и Управления Росреестра по Москве в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей Инспекции, УФНС России по г. Москве и Правительства Москвы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела,
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества (помещения) с кадастровыми номерами 77:01:0001017:1812, 77:01:0001017:1813, 77:01:0001017:1814, 77:01:0001017:1815, 77:01:0001017:1816, 77:01:0001017:1017:1817, 77:01:0001017:1818, 77:01:0001017:1819, 77:01:0001017:1820, 77:01:0001017:1821, 77:01:0001017:1822 и 77:01:0001017:1823, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0001017:1027, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 6, стр. 2. Данное здание, а также все помещения, входящие в его состав, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (постановление Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.11.2015 г. N 786-ПП)).
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - Постановление N 688-ПП) в рамках государственной кадастровой оценки утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства на 01.01.2014, применимая к отношениям, возникшим с 01.01.2015 по 31.12.2016, в том числе спорных объектов: помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1812 в размере 16 454 695,96 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1813 в размере 13 710 777,10 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1814 в размере 15 853 361, 56 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1815 в размере 590 753,74 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1816 в размере 1 248 518,35 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1817 в размере 10 779 933,17 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1818 в размере 211 613,28 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1819 в размере 13 061 829, 71 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1820 в размере 13 068 883, 48 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1821 в размере 14 347 380,38 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1822 в размере 11 942 042,77 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1823 в размере 971 657,64 руб.
Обществом исчислен налог на имущество организаций за 2016 год исходя из вышеуказанной стоимости спорных объектов.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15.11.2016 N 51-664/2016 (далее - решение Комиссии), принятым по результатам рассмотрения заявления представителя Департамента городского имущества города Москвы от 21.01.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, помещений с кадастровыми номерами: 77:01:0001017:1812, 77:01:0001017:1813, 77:01:0001017:1814, 77:01:0001017:1815, 77:01:0001017:1816, 77:01:0001017:1017:1817, 77:01:0001017:1818, 77:01:0001017:1819,77:01:0001017:1820, 77:01:0001017:1821, 77:01:0001017:1822 и 77:01:0001017:1823, расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001017:1027 по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 6, стр. 2, поданных на основании недостоверности сведений об указанных объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных помещений признаны недостоверными.
На основании решения Комиссии в государственный кадастр недвижимости 20.12.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости спорных объектов: помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1812 в размере 313 231 144,63 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1813 в размере 263 906 825 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1814 в размере 302 467 534,13 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1815 в размере 13 764 649,51 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1816 в размере 27 797 709,11 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1817 в размере 210 547 558,78 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1818 в размере 5 247 953,16 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1819 в размере 252 157 530,57 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1820 в размере 252 285 432,45 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1821 в размере 275 399 816,76 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1822 в размере 231 798 943,76 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1823 в размере 21 965 567,61 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП" (далее - постановление Правительства Москвы N 937-ПП) изменена редакция Постановления N 688-ПП, в частности, в отношении спорных помещений указана аналогичная стоимость.
При этом Заявитель исчислил и уплатил налог на имущество организаций за 2016 год исходя из кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания в Комиссии.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, представленной Обществом 11.01.2017. По результатам камеральной проверки Инспекцией вынесено решение от N 11080 от 20.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 5 351 655,60 руб., доначислен налог на имущество организаций в сумме 26 758 278 руб.
Не согласившись с вынесенным Решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление.
Решением Управления от 24.05.2018 N 21-19/110844@ Решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Заявителя - без удовлетворения.
Решением ФНС России от 24.08.2018 N СА-4-9/16478@ решение N 11080 от 20.03.2018 и решение УФНС России по г. Москве от 24.05.2018 N 21-19/110844@ оставлены без изменения.
Не согласившись с выводами налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в ходе рассмотрения спора УФНС России по г. Москве, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 НК РФ, а также сложившейся арбитражной практикой в Московском регионе по данной категории споров, с учетом установленной решением Московского городского суда от 07.12.2017 по делу N 3а-1576/2017 по заявлению общества кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016 г. в размере рыночной (помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1812 в размере 270 124 754 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1813 - 119 524 056 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1814 - 264 110 011 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1815 - 7 253 337 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1816 - 22 543 297 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1817 - 161 805 470 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1818 - 2 598 218 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1819 - 113 865 935 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1820 - 196 941 821 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1821 - 226 652 477 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1822 - 114 133 412 руб., помещения с кадастровым номером 77:01:0001017:1823 - 11 930 754 руб.) решением от 08.06.2020 г. N 24-23/4/092335@ в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ отменило оспариваемое решение N 11080 от 20.03.2018 в части доначисления суммы налога на имущество организаций за 2016 год в размере 8 568 131 руб., а также соответствующих сумм штрафа, инспекцией, в свою очередь, проведены мероприятия по сторнированию ранее начисленных сумм и отражению данной операции в КРСБ налогоплательщика, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом в целях обеспечении баланса частных и публичных интересов, надлежащей защиты прав налогоплательщика исследованы доказательства, подтверждающие размер рыночной стоимости объектов налогообложения по состоянию на соответствующую дату, в связи с чем правомерно сочтено возможным при определении размера налоговых обязательств по налогу на имущество организаций от кадастровой стоимости за 2016 год использовать размер кадастровой стоимости объектов недвижимости Общества, установленный решением Московского городского суда от 07.12.2017 по делу N 3а-1576/2017 состоянию на 01.01.2016 равным рыночной. При этом судом принято во внимание, что решением Московского городского суда от 31.10.2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, пункт 3 постановления Правительства Москвы N 937-ПП, устанавливающий, что измененные этим постановлением результаты определения кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016, признан недействующим со дня его принятия.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Обжалуя судебные акты в Арбитражный суд Московского округа, общество приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса, в действующей в спорный период редакции, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости, определенной в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости.
После завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости (абзацы первый, второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Учитывая изложенное, суд при рассмотрении налогового спора не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли ее уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Судами установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимости на 2016 год определяется в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 07.12.2017 по делу N 3а-1576/2017 и внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды признали неправомерным использование налогоплательщиком в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций за 2016 год кадастровой стоимости спорных объектов, определенной на основании недостоверных сведений об объектах недвижимости, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют положениям НК РФ (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 53, абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ) и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2019 N 305-КГ18-177303 по делу N А40-232515/2017.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2020 года по делу N А40-197888/2018 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Учитывая изложенное, суд при рассмотрении налогового спора не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли ее уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
...
Выводы судов соответствуют положениям НК РФ (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 53, абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ) и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2019 N 305-КГ18-177303 по делу N А40-232515/2017."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2021 г. N Ф05-5435/21 по делу N А40-197888/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5435/2021
09.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75772/20
07.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53491/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-197888/18
13.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-197888/18
17.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-197888/18
15.07.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-197888/18