город Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-320153/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Каменской О.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" - не явился, надлежаще извещен;
от ответчика - Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сурмин В.В., доверенность от 20.01.2021,
рассмотрев 19 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020 года,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 года,
по заявлению ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ"
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными уведомление, решение
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ИНВЕСТ" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 21) (далее - ответчик, МРО ФСС, Фонд) о признании недействительным уведомления от 24.04.2019, решений N 866 от 26.11.2019, N 866 от 23.01.2020, об обязании установить обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ИНВЕСТ" размер страхового тарифа в размере 0,2% и обязании возвратить 32 734,60 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик в лице своего представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный заявитель не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представлен отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав, явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в феврале 2017 года ЗАО "ФАРМ-ИНВЕСТ" (ОГРН 1027739002180 ИНН 7734068686 КПП 7734068686) реорганизовалось в форме преобразования в ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" (ОГРН 11777460086693 ИНН 7733314931 КПП773301001), о чем 01 февраля 2017 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования за государственным номером (ГРН) 1177746086693.
В соответствии с уведомлением ФСС РФ о регистрации в качестве страхователя юридического лица ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" присвоен регистрационный номер 7707071889 и код подчиненности 7707 также филиалом N 7 ГУ-МРО ФСС РФ 03.02.2017 было выдано уведомление, согласно которому из поданных сведений страхователя размер тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2017 года составляет 0,20 процентов.
С момента государственной регистрации и по второй квартал 2019 года страхователь ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" сдавало отчетность в филиал N 7 ГУ-МРО ФСС РФ.
Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 2018 год было подано 09.04.2019 в филиал N 7 ГУ-МРО ФСС РФ.
Страхователь ООО "ФАРМИНВЕСТ" узнал о том, что перешел в автоматическом режиме в филиал N 21 ГУ-МРО ФСС РФ, только в июле 2019 года в момент сдачи отчетности за второй квартал 2019 года.
Фонд ввиду отсутствия представления страхователем в срок до 15 апреля 2019 года сведений подтверждающих осуществления основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2018 год в соответствии с пунктами 5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции действующей с 26.02.2017 (далее - Правила), самостоятельно установил для заявителя с января 2018 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой тариф) в размере 0,6% процента, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (5 класса), соответствующего виду экономической деятельности указанному в ЕГРЮЛ "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (код ОКВЭД 52.29), о чем сообщил страхователю в направленном ему уведомлении от 24.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление).
Страхователь, не получив данного уведомления, исчислял страховые взносы в 2018 году в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС (далее - расчет 4-ФСС) исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности "Торговля оптовая фармацевтической продукцией" (код ОКВЭД 46.46) и 1-му классу профессионального риска.
Фонд провел камеральную проверку расчета 4-ФСС за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, в ходе которой установил неправомерное исчисление страховых взносов исходя из тарифа 0,2% вместо указанного в уведомлении от 24.04.2019 тарифа 0,6%, после окончания проверки составил акт от 24.10.2019 N 866, рассмотрел возражения и вынес решение от 26.11.2019 N 866, которым начислил недоимку по страховым взносам в размере 38 601,97 руб., пени в сумме 962,57 руб., штраф в размере 5 300,70 руб.
На основании данного решения Фондом вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 24.12.2019 N 866 (далее - требование), ввиду отсутствия его добровольного исполнения вынес решение от 23.01.2020 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах страхователя в банках (далее - решение о взыскании), по которому инкассовыми поручениями от 25.10.2019 N 134, N 135, N 136 было произведено взыскание недоимки, пени и штрафа в размере 32 734,60 руб.
Страхователь, до вынесения оспариваемого решения, не согласившись с установленным Фондом страховым тарифом в уведомлении и акте, в возражениях N 149 от 20.08.2019 по акту камеральной проверки от 25.07.2019 N 266 просил пересмотреть страховой тариф, приложив к нему документы предусмотренные пунктом 3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) для подтверждения вида экономической деятельности на 2018 год - заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Согласно указанным заявлению и справке-подтверждению основным видом деятельности общества начиная с 27.12.1993 и по 2018 год была "Торговля оптовая фармацевтической продукцией" (код ОКВЭД 46.46), соответствующая 1-му классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2 процента на основании Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", распространяющего свое действие на 2017 - 2019 годы в силу Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ.
Фонд, рассмотрев обращение и приложенные к нему документы, письмом от 13.09.2019 N 09/14/04/7239 сообщил страхователю о правомерности установленного уведомлением страхового тарифа ввиду отсутствия на дату его вынесения документов предусмотренных Порядком и отсутствие оснований для его изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суды обеих инстанций верно исходили из того, что доначисление обществу страховых взносов в повышенном размере, исходя из страхового тарифа, соответствующего виду деятельности, фактически не осуществляемому обществом, при наличии представленных заявителем сведений для подтверждения основного вида экономической деятельности, является неправомерным, действия Фонда социального страхования, фактически отказавшего в проверке доказательств, представленных обществом в подтверждение своей позиции относительно основного вида экономической деятельности и пересмотре страхового тарифа, являются незаконными.
При этом Фондом не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой ООО "ФАРМ-ИНВЕСТ" деятельностью является "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками", что позволило ему назначить размер страхового тарифа в размере 0,6%, соответствующий 5-му классу профессионального риска.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
С учетом установленных фактических обстоятельств, нормы права судами применены верно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по делу N А40-320153/2019,- оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Дербенев |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2021 г. N Ф05-10160/21 по делу N А40-320153/2019