г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А40-343725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - товарищества собственников жилья "Бурденко 3" - Березина В.В. (представителя по доверенности от 18.01.2021), Сагунева А.С. (представителя по доверенности от 31.05.2021),
от Департамента городского имущества города Москвы - Ивашуриной А.А. (представителя по доверенности от 29.12.2020),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 08.06.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 23.09.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.01.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-343725/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "Бурденко 3"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании бездействия,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Бурденко 3" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненаправлении в управление Проекта межевания (корректировки) части территории квартала N 547 района Хамовники, ограниченного улицей Бурденко, Зубовской площадью. Зубовской улицей, проездом Девичьего ноля. Новоконюшенным переулком (N 01.09.325.2014 дополнение к N 01.09.198.2013), утвержденного распоряжением департамента от 26.04.2017 N 12107, об обязании направить в управление Проект межевания (корректировки) части территории квартала N 547 района Хамовники, ограниченного улицей Бурденко, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Новоконюшенным переулком (N 01.09.325.2014 дополнение к N 01.09.198.2013), утвержденный распоряжением департаментом от 26.04.2017 N 12107.
В качестве третьего лица в деле участвует управление.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе департамент просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представители товарищества в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей департамента и товарищества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что распоряжением департамента от 26.04.2017 N 12107 была утверждена корректировка Проекта межевания территории (далее - ПМТ) части территории квартала N 547 района Хамовники, с целью разделения территории между многоквартирным домом (далее также - МКД) по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 3 и нежилым административным зданием по адресу: ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1, находившемся на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 624 кв. м.
В процессе разработки и утверждения корректировка прошла установленную законом процедуру публичных слушаний, была утверждена окружной комиссией при ЦАО, признавшей необходимость произведенной корректировки ПМТ. Утвержденной корректировкой ПМТ для эксплуатации МКД был предусмотрен земельный участок площадью 3 270 кв. м., а для эксплуатации нежилого здания был предусмотрен земельный участок площадью 581 кв. м.
В последующем распоряжением департамента от 20.10.2017 N 35187 из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 (площадью 624 кв. м.) был сформирован участок с кадастровым номером 77:01:0005003:4058 (площадью 581 кв. м.), который позднее был передан в аренду под эксплуатацию названного нежилого здания.
При этоме на кадастровом учете сохранился земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, площадь которого составила 43 кв. м. (разница между его прежней площадью и площадью образованного из него земельного участка: 624 кв. м. - 581 кв. м.).
При этом, несмотря на утвержденный ПМТ, формирование участков было произведено с нарушениями и земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 (который не предусмотрен ПМТ) включает территорию, относящуюся к жилому дому Бурденко 3 - проезд, который необходим в соответствии с ПМТ для эксплуатации жилого дома, а земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:4058 имеет иную конфигурацию.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 не позволяет сформировать земельный участок под эксплуатацию МКД в соответствии с ПМТ. Кроме того, земельный участок для эксплуатации МКД должен пройти по части участка с кадастровым номером 77:01:0005003:4058, сформированного в иной конфигурации, чем предусмотрено ПМТ.
Исходя из положений законодательства, регулирующих кадастровый учет объектов недвижимости, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Исходя из того, что в силу законодательства, регулирующего кадастровый учет объектов недвижимости, земельный участок, предусмотренный ПМТ для МКД, невозможно сформировать до тех пор, пока на кадастровом учете числится земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв. м., товарищество направило в департамент просьбу обратиться в управление с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 в целях последующей постановки на кадастровый учет земельного участка для МКД в соответствии с ПМТ.
В ответ департамент сообщил товариществу об отсутствии возможности направить заявление о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 со ссылкой на то, что данный земельный участок учтен после 01.03.2008 и не является "временным" объектом кадастрового учета.
Кроме того, департамент не направил для внесения в ЕГРН сведения об утвержденном ПМТ, в связи с чем в ЕГРН не были внесены необходимые сведения и не были скорректированы границы территориальных зон.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление товарищества подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствует спор о праве, данный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении него в ЕГРН отсутствуют зарегистрированные права, нахождение этого объекта в государственном кадастре нарушает права и законные интересы товарищества, пришли к выводу о том, что у департамента имеется возможность обратиться в управление с заявлением о снятии названного земельного участка с кадастрового учета.
Суды заключили, что департамент своим бездействием нарушает права собственников и жителей МКД на формирование земельного участка в соответствии с ПМТ, поскольку в результате бездействия департамента в ЕГРН не были внесены необходимые сведения о границах участков, соответствующих утвержденному ПМТ. Департаментом были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0005003:4058 и 77:01:0005003:3767, которые не соответствуют ПМТ, что препятствует формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД.
Отклоняя доводы департамента, суды также отметили, что законом предусмотрена обязанность департамента по направлению в управление сведений об утвержденном проекте межевания территории. Данная обязанность, как установили суды, департаментом исполнена не была.
Разрешая спор в пользу товарищества, суды исходили из того, что именно на департаменте лежит обязанность сформировать земельный участок под МКД, при этом ошибки департамента в формировании земельных участков не должны создавать препятствия для граждан в реализации их права на формирование земельного участка.
Суды также приняли во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2016 по делу N А40-48928/2016 признан недействительным договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) от 25.07.2014 N 59-466, заключенный между департаментом и обществом с ограниченной ответственностью "Эглас" (далее - общество), в части передачи в собственность общества земельного участка площадью 624 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, вл. 11А, стр. 1.; применены последствия недействительности данной сделки путем возврата земельного участка площадью 624 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0005003:3767.
Как установили суды, 23.11.2016 в результате исполнения решения суда по делу N А40-48928/2016 данный земельный участок был возвращен в неразграниченную государственную собственность. При этом в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на этот земельный участок.
Вопреки доводам кассационной жалобы департамента, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и применении положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, с учетом таких обстоятельств.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При этом, как предусмотрено этой же частью данной статьи Закона, в целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Как следует из положений Закона N 218-ФЗ, снятие с кадастрового учета земельных участков допускается в ряде случаев. В частности, ЗК РФ регулирует снятие с кадастрового учета земельных участков, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункты 14, 15 статьи 41).
Департаментом не приведено обстоятельств, которые свидетельствовали бы о неправильном результате рассмотрения судами настоящего спора.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А40-343725/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы департамента, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и применении положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, с учетом таких обстоятельств.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
...
Как следует из положений Закона N 218-ФЗ, снятие с кадастрового учета земельных участков допускается в ряде случаев. В частности, ЗК РФ регулирует снятие с кадастрового учета земельных участков, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункты 14, 15 статьи 41)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2021 г. N Ф05-8449/21 по делу N А40-343725/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8449/2021
19.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80340/2021
16.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8449/2021
18.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59331/20
23.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-343725/19