г. Москва |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А40-11447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: государственного казенного учреждения города Москвы "Энергетика" - Романенко А.А., представитель по доверенности от 15 июня 2021 года;
от заинтересованного лица: Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы - извещено, представитель не явился;
от Департамента городского имущества города Москвы - Горчакова Е.А., представитель по доверенности от 29 декабря 2020 года;
рассмотрев 17 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 24 августа 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02 февраля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-11447/20
по заявлению государственного казенного учреждения города Москвы "Энергетика"
к Совету депутатов муниципального округа Тверской города Москвы,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года, отказано в удовлетворении заявления государственного казенного учреждения города Москвы "Энергетика" (далее - заявитель, ГКУ "Энергетика") о признании незаконными решений Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы (далее - совет депутатов) от 19 января 2017 года N 5/2017 и от 14 декабря 2017 года N 55/2017.
Не согласившись с выводами судов, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГКУ "Энергетика" поддержал позицию Департамента, представил письменные пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с решениями Совета депутатов от 19 января 2017 года N 5/2017 и от 14 декабря 2017 года N 55/2017 была согласована установка ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, Цветной бульвар, д. 25, стр. 1, согласно схеме размещения.
ГКУ "Энергетика", как собственник земельного участка и здания, расположенных в тупике по адресу: г. Москва, Цветной бульвар, д. 25, стр. 4, подъезд к которому был обеспечен со стороны ул. Садовая-Самотечная и Цветного бульвара, полагая, что указанные решения Cовета депутатов нарушают его права и законные интересы, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями Закона г. Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" и Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года N 428-ПП, пришли к выводу, что установка ограждающих устройств (шлагбаума или распашных ворот) согласована правомерно, права и законные интересы заявителя не нарушены.
В то же время судами не учтено следующее.
Порядок установки ограждающих устройств на придомовых территориях в городе Москве, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" (далее - постановление N 428-ПП), регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 428-ПП под ограждениями (ограждающими устройствами) понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств.
Для применения вышеуказанных положений судам необходимо было установить является ли территория, ограждающие устройства на которую согласованы, придомовой территорией. Указанные обстоятельства судами не установлены.
В соответствии с пунктом 13 постановления N 428-ПП запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 9.2 постановления N 428-ПП создание ограждающими устройствами препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, является основанием для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства.
Судами отклонены доводы заявителя и Департамента о том, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования, поскольку статус земельного участка, на котором расположено ограждающее устройство, не определен; земельный участок не поставлен на кадастровый учет и находится в процессе межевания в соответствии с решением Департамента от 03 октября 2018 года N 32806.
Указанные выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Положения статьи 41 ГрК РФ предусматривают, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется в том числе для установления границ территорий общего пользования.
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ к видам документации по планировке территории относятся:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В силу части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
В силу пункта 4 статьи 10 ГрК РФ утвержденный проект межевания территории содержит описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории.
С учетом приведенных норм градостроительного законодательства и применительно к рассматриваемому спору, проект межевания территории является проектом планировки территории, которым и устанавливаются конкретные границы земельных участков и вид или виды разрешенного использования земельных участков, в том числе территорий общего пользования.
В соответствии с частью 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2017 года N 1089-ПП "Об утверждении Порядка подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве" (далее - постановление N 1089-ПП) подготовка проектов межевания территории для определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков в городе Москве, а также их согласование и утверждение, осуществляет Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 1.32 постановления N 1089-ПП утвержденный проект межевания территории подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с распоряжением Департамента от 06 октября 2008 года N 3270 "Об утверждении проектов межевания кварталов" утвержден план межевания квартала N 258 Тверского района.
Указанный план межевания опубликован на официальном сайте Департамента, и содержит информацию о том, что спорная территория, ограниченная Садово-Самотечной улицей, Цветным бульваром, 1-м Колобовским переулком, Большим каретным переулком (земельный участок номер 33) является территорией общего пользования.
Согласно распоряжению Департамента от 03 октября 2018 года N 32806 "О разработке корректировки проекта межевания территории части квартала", на которое сослались суды, Департаментом было принято решение разработке корректировки проекта межевания территории части квартала N 258 Тверского района.
В то же время судами не учтено, что срок действия данного распоряжения ограничен одним годом, а результаты корректировки проекта межевания территории судами не установлены.
Делая вывод о наличии неопределённости в статусе земельного участка судами не исследованы представленные сторонами доказательства, в том числе информацию о границах территорий общего пользования, опубликованную на Портале открытых данных Правительства Москвы (подсистема ГИС ЕХД, портал открытых данных Правительства Москвы "data.mos.ru").
Вопрос о том, в какой части изменено распоряжение Департамента от 06 октября 2008 года N 3270 "Об утверждении проектов межевания кварталов" и изменен ли проект межевания квартала N 258 Тверского района на основании распоряжения Департамента от 03 октября 2018 года N 32806, судами также не исследовался.
Кроме того, суд округа отмечает следующее.
В соответствии с Положением о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2005 года N 717-ПП "Об утверждении Положения о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы" по заказу Департамента городского имущества города Москвы формируются и утверждаются постановлением Правительства Москвы перечни земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы (земельные участки транспортных магистралей, улиц, площадей, проездов, дорог, набережных, парков, лесопарков, скверов, садов, бульваров, водоемов).
Постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N 203-ПП утвержден перечень объектов природного комплекса Центрального административного округа города Москвы, где спорная территория указана, как территория общего пользования - объект озеленения 3-й категории, расположенный в зоне жилой застройки, что подтверждает его наличие в составе земель общего пользования города Москвы.
Указанные нормативные акты города Москвы судами не исследованы и не оценены.
В данной части суды подошли к оценке доказательств формально, что не соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, определить на основании нормативных актов города Москвы и документов межевания территории, относится ли земельный участок к землям общего пользования, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года по делу N А40-11447/20 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N 203-ПП утвержден перечень объектов природного комплекса Центрального административного округа города Москвы, где спорная территория указана, как территория общего пользования - объект озеленения 3-й категории, расположенный в зоне жилой застройки, что подтверждает его наличие в составе земель общего пользования города Москвы.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2021 г. N Ф05-10311/21 по делу N А40-11447/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2022 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10311/2021
25.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84364/2021
06.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11447/20
22.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10311/2021
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57607/20
24.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11447/20