город Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А40-186148/20-140-4085 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Студия стиля": Былинина Н.С. (дов. N 3-21 от 26.05.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента экономической политики и развития города Москвы: Голубевой Е.К. (дов. N 48 от 09.12.2020 г.);
от третьего лица ИФНС России N 19 по г. Москве: Висящего И.А. (дов. N 23-И от 12.05.2021 г.);
от третьего лица ООО "Абрис": Былинина Н.С. (дов. N 3-21 от 26.05.2021 г.);
от третьего лица ИП Велищанской Е.А.: не явились, извещены;
рассмотрев 10 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономической политики и развития города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г.
по делу N А40-186148/20-140-4085
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Студия стиля"
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
о признании недействительным акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 29 декабря 2018 г. N 24604,
третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по городу Москве; общество с ограниченной ответственностью "Абрис"; индивидуальный предприниматель Велищанская Елена Александровна,
УСТАНОВИЛ: по результатам проведенной Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Студия стиля" (далее - ООО "Студия стиля", общество, заявитель) в помещении, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 99, комната 12 (далее - объект), осуществляет торговую деятельность с использованием объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал, без подачи в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Список объектов был опубликован на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/depr/ 05 декабря 2018 г.
Письмом от 06 декабря 2018 г. N ДПР-31-6733/18 обществу было сообщено о включении вышеуказанного объекта в Список объектов.
29 декабря 2018 г. Департаментом был составлен акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором N 24604 (далее - акт), в соответствии с которым вышеуказанный объект включен в список объектов осуществления торговли в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2015 г. N 401-ПП "Об утверждении Порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" (далее - Порядок).
В последующем ООО "Студия стиля" обратилось в Департамент с заявлением (жалобой) об исключении объекта из Списка объектов, с указанием на то, что срок договора аренды на объект истек 29 декабря 2017 г. и хозяйственная деятельность обществом не осуществляется.
Указанное обращение было рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее - Межведомственная комиссия), по результатам которого принято решение об отказе в отмене акта от 29 декабря 2018 г. N 24604, о чем Департамент уведомил заявителя.
Считая свои права нарушенными, ООО "Студия стиля" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным акта Департамента экономической политики и развития города Москвы от 29 декабря 2018 г. N 24604 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по городу Москве (далее - ИФНС России N 19 по г. Москве), общество с ограниченной ответственностью "Абрис" (далее - ООО "Абрис") и индивидуальный предприниматель Велищанская Елена Александровна (далее - ИП Велищанская Е.А., предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г., заваленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что акт о расторжении договора аренды недвижимого имущества не опровергает факт осуществления торговой деятельности на объекте именно обществом. Приведены также доводы о пропуске заявителем трехмесячного срока на обжалование акта, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и необоснованном его восстановлении судом, полагая, что о наличии оспариваемого акта обществу стало известно 25 января 2019 г., в то время как общество обратилось в суд лишь 02 октября 2020 г., согласно сведениям, содержащимся в системе подачи документов в арбитражные суды "Мой арбитр".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Студия стиля" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
ИФНС России N 19 по г. Москве представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и в удовлетворении требований общества отказать.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Студия стиля" и ООО "Абрис" против ее удовлетворения возражал. Представитель ИФНС России N 19 по г. Москве с доводами жалобы согласился.
ИП Велищанская Е.А. в заседание кассационной инстанции не явилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 "О торговом сборе" в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
На основании пункта 1 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей. Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. N 210-ПП, Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2015 г. N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее - Порядок).
Пункт 1.1 Порядка устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Из пункта 1.2 Порядка следует, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1 Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Приказом Департамента от 03 декабря 2015 г. N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения.
В силу пункта 3.1 Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
В соответствии с положениями пункта 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в интернете, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
Согласно пункту 8.1 Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый акт не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ООО "Студия стиля", в отношении которого установлен торговый сбор, с 30 сентября 2017 г. не осуществляет предпринимательскую деятельность по указанному адресу (торговлю).
При этом судами установлено, что ранее заключенный между ИП Велищанской Е.А. (арендодатель) и ООО "Студия стиля" (арендатор) договор аренды недвижимого имущества от 01 декабря 2016 г. N 6/П99/2016 на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 99, помещение II, комнаты 8, 9, 10, 14 (далее - помещения), расторгнут сторонами, что подтверждается актом о расторжении договора аренды недвижимого имущества от 30 сентября 2017 г., и с указанного момента (30 сентября 2017 г.) является местом нахождения единолично исполнительного органа - генерального директора Тимофеева Сергея Анатольевича (далее - Тимофеев С.А.).
Судами также принято во внимание, что сведения и фотографии, представленные в материалы дела, свидетельствуют о том, что в указанном помещении осуществляется предпринимательская деятельность иным лицом - ООО "Абрис".
Отклоняя доводы Департамента со ссылкой на фотографии, на которых зафиксировано наличие уголка потребителя со свидетельством о государственной регистрации ООО "Студия Стиля" и свидетельством о постановке на учет в качестве налогоплательщика ООО "Студия Стиля", суды указали на то, что документы находятся на входе в здание, в связи с тем, что адрес внесен в качестве юридического (места нахождения) адреса ООО "Студия Стиля" в ЕГРЮЛ и является адресом места нахождения единолично исполнительного органа - генерального директора.
Доказательств того, что в спорный период обществом осуществлялась какая-либо хозяйственная деятельность, направленная на получение положительного экономического результата, Департаментом не представлено.
На основании изложенного суды указали на недоказанность Департаментом экономической политики и развития города Москвы обстоятельств, на которых он основывает свою правовую позицию.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департамент указывает на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд.
При рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд, судами принято во внимание, что копия оспариваемого акта была получена заявителем 04 августа 2020 г., а заявление в Арбитражный суд города Москвы подано 30 сентября 2020 г.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г. по делу N А40-186148/20-140-4085 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями пункта 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в интернете, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
Согласно пункту 8.1 Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2021 г. N Ф05-17555/21 по делу N А40-186148/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70282/2021
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17555/2021
15.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16286/2021
09.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186148/20