город Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-145213/20-154-1066 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В.: Мишкарудного С.М. (дов. от 30.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Банка России: Исаева Д.Б. (дов. N ДВР20-011/262 от 03.09.2020 г.);
от третьего лица ГК "АСВ": не явились, извещены;
рассмотрев 12 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г.
по делу N А40-145213/20-154-1066
по заявлению акционерного общества "Народный банк" в лице председателя Турбина Сергея Владимировича
к Центральному Банку Российской Федерации
о признании незаконными приказов,
третье лицо: Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов",
УСТАНОВИЛ: в связи с неисполнением кредитной организацией акционерным обществом "Народный банк" (далее - АО "Народный банк", общество, заявитель) федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7.2 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", руководствуясь статьей 19, пунктами 6, 6.1 части первой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и частью тринадцатой статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центральным Банком Российской Федерации (далее - Банк России) издан приказ N ОД-1174 от 24 июля 2020 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество "Народный банк" АО "Народный банк" (г. Москва)" (далее - приказ N ОД-1174), которым у АО "Народный банк" с 24 июля 2020 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций (регистрационный номер Банка России 2249, дата регистрации - 18 января 1993 г.).
24 июля 2020 г. Банком России также издан приказ N ОД-1175 "О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерное общество "Народный банк" АО "Народный банк" (г. Москва) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций" (далее - приказ N ОД-1175), в соответствии с которым с 24 июля 2020 г. назначена временная администрация по управлению кредитной организацией АО "Народный банк" сроком действия в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о настоятельности) до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.
Считая свои права нарушенными, АО "Народный банк" в лице председателя Турбина Сергея Владимировича (далее - Трубин С.В.) и мажоритарного акционера АО "Народный банк" Кузнецова Станислава Владимировича (далее - Кузнецов С.В.) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о признании вышеуказанных приказов незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представитель АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В. принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Банка России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Отсутствие предусмотренной статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 19 Закона о Банках в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения по ней, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Законом о Банке России.
Пунктом 6 части 1 статьи 20 вышеназванного закона предусмотрено, что Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьей 74 Закона о Банке предусмотрено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых приказов, поскольку в течение одного года к кредитной организации - АО "Народный банк" неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Центральном банке Российской Федерации, а именно: меры надзорного реагирования, направлялись предписания, письма.
При этом судами установлено, что в течение года, предшествующего отзыву лицензии, АО "Народный банк" систематически допускались нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, за которые надзорным органом неоднократно применялись меры надзорного реагирования.
Выявленные нарушения в деятельности банка подтверждаются актами инспекционной проверки от 24 января 2020 г. N АЗК-И25-7-11/127ДСП, от 27 марта 2020 г. N A3К-И25-7-11/569ДСП, N АЗК-И25-7-11/571 ДСП, N А1К-И25-7-11/572ДСП, в которых отражены установленные Банком России в рамках осуществления документарного и дистанционного надзора нарушения АО "Народный банк" требований федерального законодательства и нормативных актов Банка, а также выданными предписаниями.
Так, предписанием Банка России от 29 августа 2019 г. N 36-12-4-1/16243ДСП (далее - предписание) обществу были предъявлены требования об устранении допущенных нарушений Положения N 590-П, Указания N 4983-У, Положения N 611-П, которые выразились в недооценке кредитного риска по ссудной задолженности ООО "СУМС "Карачаевское", в несвоевременном представлении сведений о размещении промежуточной бухгалтерской отчетности по состоянию на 01 июля 2019 г., а также в недооценке рисков и ненадлежащем формировании резервов по условным обязательствам кредитного характера, вытекающих из банковских гарантий, выданных в отношении ООО "ПСФ Актэрос", ООО Спецстроймонтаж", ООО "СК Град", ООО СМК "Жилье", ООО "Стройтранссоюз", ООО "ДОРТЕКС", ООО "КРЫМ МАГИСТРАЛЬ СТРОЙ".
В отношении АО "Народный банк" также Банком России было введено ограничение на осуществление операций по выдаче банковских гарантий сроком на 6 (шесть) месяцев.
В ходе дистанционного надзора за выполнением обществом обязательных резервных требований было установлено нарушение связанные с невыполнением обязанности по усреднению обязательных резервов в периоде усреднения с 11 декабря 2019 г. по 14 января 2020 г.
Превышение усредненной величины обязательных резервов над средней арифметической величиной остатков на корреспондентском счете составило 285 000,00 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Банком России в адрес АО "Народный банк" предписания от 29 января 2020 г. N Т1-16-6-12/8625, в котором АО "Народный банк" предъявлено требование об уплате штрафа в размере 3 407,00 руб.
По результатам рассмотрения материалов инспекционной проверки АО "Народный банк" установлены нарушения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России, в связи с чем было вынесено предписание от 16 июля 2020 г. N 36-12-4-1/7512ДСП о введении ограничений на осуществление операций по выдаче банковских гарантий и на осуществление переводов денежных средств физических лиц, проводимых на основании договоров, заключенных банком с компаниями - нерезидентами, в том числе путем взаимозачета встречных требований/обязательств (неттинг) компаний-нерезидентов, за исключением иностранных банков, сроком на 6 (шесть) месяцев.
Указанным предписанием АО "Народный банк" предписано устранить нарушения требований из числа устранимых и не устраненных, а именно:
- с учетом подпункта 3.9.2 пункта 3.9 Положения N 590-П реклассифицировать ссудную задолженность ИП Мисяновского В.В. не выше, чем в IV категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 51%;
- реклассифицировать ссудную задолженность ООО "ЮНИКОМ", ООО "ПРОФЭКСПЕРТ", ООО "Авеком", ООО "Форекс" в соответствии с требованием подпункта 3.12.1 Положения N 590-П не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом не менее чем 50%; ссудную задолженность ООО "Форекс" по кредитному договору N 100-КЛВ от 03 июля 2019 г.;
- с учетом пункта 3.16 Положения N 590-П не выше, чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50%;
- оценочные обязательства некредитного характера по судебным искам по банковским гарантиям, предоставленным ООО "БАУРАМА" и ООО "СК МЕГАВАТТ", в соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4 Положения N 611-П классифицировать не выше, чем в III категорию качества, определив резерв в размере не менее 21% от суммы, подлежащей взысканию в соответствии с решениями суда.
В рамках дистанционного надзора Банком России по результатам рассмотрения отчетности Банка по формам 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" (далее - отчетность по форме 0409157) и 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - отчетность по форме 0409101) за период с 01 апреля 2020 г. по 01 июня 2020 г. установлено нарушение пункта 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409157, определенного Приложением 1 к Указанию Банка России N 4927-У, в части недостоверного отражения информации о наиболее крупных кредиторах (вкладчиках), обязательства перед которыми превышают 10% от совокупной суммы обязательств, что в последующем привело к искажению расчета показателя риска на крупных кредиторов и вкладчиков (ПЛ10), предусмотренного пунктом 3.4.10 Указания Банка России от 03 апреля 2017 г. N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 4336-У) и используемого Банком России при оценке экономического положения общества по группе показателей оценки ликвидности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Банку предписания от 21 июля 2020 г.
Кроме того, по результатам инспекционной проверки Банком России в деятельности АО "Народный банк" выявлены нарушения требований подпункта 1 пункта 7 статьи 7.2 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), связанных с невыполнением Банком обязанности по обеспечению на всех этапах проведения переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов контроля за наличием, полноты, передачи в составе расчетного документа или иным способом, соответствия сведениям, имеющимся в распоряжении Банка, информации об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания, либо об идентификационном номере налогоплательщика в отношении следующих плательщиков - физических лиц:
- Поленовой Елены Юрьевны (платежное поручение от 26 ноября 2019 г. N 194 на сумму 24 200 руб. - не указаны сведения об адресе, либо идентификационном номере налогоплательщика);
- Узденовой Джамили Умаровны (платежное поручение от 26 ноября 2019 г. N 191 на сумму 30 600 руб. - допущена ошибка в адресе места жительства (регистрации) клиента при одновременном отсутствии идентификационного номера налогоплательщика);
- Куликовой Натальи Петровны (платежное поручение от 05 сентября 2019 г. N 101 - допущена ошибка в адресе места жительства (регистрации) клиента при одновременном отсутствии идентификационного номера налогоплательщика).
Невыполнение Банком при осуществлении переводов денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов требований законодательства об указании (достоверном указании) сведений об ИНН плательщика, либо адреса его места жительства является прямым нарушением Закона N 115-ФЗ, ведет к невозможности оперативного реагирования со стороны уполномоченного органа, тем самым, осложняя работу по выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Также, по результатам инспекционной проверки в деятельности АО "Народный банк" Банком России выявлены нарушения требований подпункта 2.5.1 пункта 2.5 Указания Банка России от 09 августа 2004 г. N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" (в редакции, действовавшей на дату совершения нарушения), выразившиеся в досрочном проведении проверки знаний части сотрудников кредитной организации по ПОД/ФТ - до истечения 1 месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.
Предписание Банка России от 29 августа 2019 г. N 36-12-4-1/16243ДСП оспорено не было.
При этом иные выданные предписания были предметом проверки в судебном порядке в рамках дел N А40-145215/20 и N А40-145239/20, признаны судами обоснованными.
Таким образом, общество допускало нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, за которые надзорным органом неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, а также нарушения нормативных актов Банка России.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии у Банка России оснований для издания оспариваемого приказа об отзыве лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, предусмотренные пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банковской деятельности, поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия решения об отзыве у Банка лицензии на осуществление банковских операций, подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках дистанционного надзора за деятельностью Банка, а также фактами, установленными в ходе инспекционной проверки его деятельности.
В связи с отзывом лицензии Приказом Банка России от 24 июля 2020 г. N ОД-1174 в отношении АО "Народный банк" правомерно назначена временная администрация в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Судами также указано на то, что приказ о назначении временной администрации по управлению кредитной организации обусловлен требованиями пункта 2 статьи 189.26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 20 Закона о банковской деятельности, обязывающими Банк России осуществить указанное действие после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Относительно нарушения прав заявителя суды пришли к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты изданы в отношении АО "Народный банк" и не содержат каких-либо властных указаний заявителю, не налагают на него каких-либо обязанностей.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренной статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых приказов недействительными.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г. по делу N А40-145213/20-154-1066 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предписание Банка России от 29 августа 2019 г. N 36-12-4-1/16243ДСП оспорено не было.
При этом иные выданные предписания были предметом проверки в судебном порядке в рамках дел N А40-145215/20 и N А40-145239/20, признаны судами обоснованными.
Таким образом, общество допускало нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, за которые надзорным органом неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, а также нарушения нормативных актов Банка России.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии у Банка России оснований для издания оспариваемого приказа об отзыве лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, предусмотренные пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банковской деятельности, поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия решения об отзыве у Банка лицензии на осуществление банковских операций, подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках дистанционного надзора за деятельностью Банка, а также фактами, установленными в ходе инспекционной проверки его деятельности.
В связи с отзывом лицензии Приказом Банка России от 24 июля 2020 г. N ОД-1174 в отношении АО "Народный банк" правомерно назначена временная администрация в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Судами также указано на то, что приказ о назначении временной администрации по управлению кредитной организации обусловлен требованиями пункта 2 статьи 189.26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 20 Закона о банковской деятельности, обязывающими Банк России осуществить указанное действие после отзыва лицензии на осуществление банковских операций."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-19066/21 по делу N А40-145213/2020