г. Москва |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А40-161972/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Группа Полимертепло" - Грицай Н.Л., представитель по доверенности от 3 сентября 2020 года;
от акционерного общества "Завод Полимерных Труб" - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - Иванова У.В., представитель по доверенности от 20 февраля 2021 года;
от третьих лиц:
от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Изоком Пласт" - извещено, представитель не явился;
от Ассоциации производителей и потребителей предварительно изолированных трубопроводов - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 19 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа Полимертепло" и акционерного общества "Завод Полимерных Труб" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 года, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года по делу N А40-161972/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа Полимертепло" и акционерного общества "Завод Полимерных Труб"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, общество с ограниченной ответственностью "Изоком Пласт", Ассоциация производителей и потребителей предварительно изолированных трубопроводов,
об оспаривании предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года, отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Группа Полимертепло" (далее - ООО "Группа Полимертепло") и акционерного общества "Завод Полимерных Труб" (далее - АО "Завод Полимерных Труб") об оспаривании предупреждения Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) от 21 января 2019 года N ИА/3255/19.
Не согласившись с выводами судов, АО "Завод Полимерных Труб" и ООО "Группа Полимертепло" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ООО "Группа Полимертепло" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 января 2019 года антимонопольный орган вынес Росстандарту предупреждение N ИА/3255/19 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (Предупреждение), в котором указано, что в связи с наличием в действиях Росстандарта признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в ограничении конкуренции на рынке гибких полимерных армированных труб с тепловой изоляцией и соединительных деталей к ним для наружных сетей тепло-водоснабжения, путем включения в ГОСТ Р 58097-2018, утвержденного Приказом Росстандарта от 05 апреля 2018 года N 179-ст, пунктов 3.27, 4.1.1, 4.3.1 (таблица N 1), 5.1.1, необоснованно повышающих требования к теплоизолирующему слою труб, к конструкции труб, к изолированию внутреннего слоя труб, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем внесения изменений в пункты 3.27, 4.1.1, 4.3.1 (таблица N 1), 5.1.1 ГОСТ Р 58097-2018, с целью устранения необоснованных требований к теплоизолирующему слою труб, к конструкции труб, требований к изготовлению внутреннего слоя напорных труб.
Не согласившись с указанным предупреждением антимонопольного органа, ООО "Группа Полимертепло" и АО "Завод Полимерных Труб" обратились в суд.
Суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Группа Полимертепло" и АО "Завод Полимерных Труб", поскольку оспариваемое предупреждение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав заявителей.
Запрет органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, предусмотрен частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий, об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается, в частности, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, при этом принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, изменение и отмена документов национальной системы стандартизации относится к полномочиям Росстандарта.
Судами установлено, что внесенные Росстандартом в ГОСТ Р 58097-2018 изменения (пункты 3.27, 4.1.1, 4.3.1 (таблица N 1), 5.1.1) могут способствовать ограничению конкуренции при закупках гибких полимерно-армированных (ГПА) труб и фитингов к ним, путем установленных в нем требований к конкретным видам ГПА труб и фитингов к ним, производимых фактически одним производителем - группой лиц ООО "Группа Полимертепло".
В частности, судами указано, что новые требования к показателям максимальной температуры, минимальной длительной прочности MRS и требования к изготовлению внутреннего слоя напорных труб из пероксидно сшитого полиэтилена или силанольного-сшитого полиэтилена являются необоснованными и не могут быть гарантированы производителями. Независимые испытания, исследования и нормативно-правовые документы, подтверждающие работоспособность труб из сшитого полиэтилена при с измененными в ГОСТ Р 58097-2018 показателями, не проводились, поскольку отсутствуют лаборатории, производящие сертификацию на соответствие ГОСТ Р 58097-2018.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о наличии в действиях Росстандарта нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем пришли к выводу, что ФАС России, вынося спорное предупреждение, действовал в пределах компетенции, предоставленной статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы заявителей о том, что согласно статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" по общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, отклоняются.
Судами указано, что в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели. требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Соответственно, учитывая также факт того, что основными покупателями ГПИ труб являются тепло - и водоснабжающие организации, обязанные в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках соблюдать ограничения, установленные указанным законом, введение ГОСТ Р 58097-2018 может способствовать ограничению конкуренции при закупках ГПА труб и фитингов к ним, путем установленных в нем требований к конкретным видам ГПА труб и фитингов к ним, производимых фактически одним производителем - группой лиц ООО "Группа Полимертепло".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Иные доводы заявителей, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года по делу N А40-161972/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами указано, что в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели. требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Соответственно, учитывая также факт того, что основными покупателями ГПИ труб являются тепло - и водоснабжающие организации, обязанные в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках соблюдать ограничения, установленные указанным законом, введение ГОСТ Р 58097-2018 может способствовать ограничению конкуренции при закупках ГПА труб и фитингов к ним, путем установленных в нем требований к конкретным видам ГПА труб и фитингов к ним, производимых фактически одним производителем - группой лиц ООО "Группа Полимертепло".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2021 г. N Ф05-19958/21 по делу N А40-161972/2020