г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-315909/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Департамента городского имущества города Москвы - Кастмальская Г.С., представитель по доверенности от 9 декабря 2020 года;
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Волоколамское шоссе 24" - Власова Н.Г., представитель по доверенности от 24 сентября 2021 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 28 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение от 28 декабря 2020 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 13 мая 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-315909/18,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Волоколамское шоссе 24", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года, отказано в удовлетворении требований Департамента городского имущества города Москвы (далее - истец, департамент) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 520 кв. м с кадастровым номером 77:08:0009002:12, расположенный по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 24.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2021 года произведена замена судьи Ананьиной Е.А. на судью Кузнецова В.В.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Волоколамское шоссе 24" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и ГосНИИ "Аэронавигация" (арендатор) заключен договор от 18 октября 1994 года N М-08-001147 аренды земельного участка площадью 14 520 кв. м с кадастровым номером 77:08:0009002:12, расположенный по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 24.
Впоследствии в 2001 году права и обязанности по договору аренды перешли от ГосНИИ "Аэронавигация" к ООО "Тэтра Т", а в 2002 году от ООО "Тэтра Т" к ООО "Аграмант" (а настоящий момент ООО "Специализированный застройщик "Волоколамское шоссе 24").
При государственной регистрации договора аренды в ЕГРП (ЕГРН) также внесена запись о праве собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Полагая, что указанная запись в ЕГРН незаконна, право собственности Российской Федерации на земельный участок не возникло, департамент обратился в суд с настоящими исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды указали следующе.
В силу пунктов 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности на землю) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 года) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01 июля 2006 года разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Законом о разграничении государственной собственности на землю.
Согласно пункту 2 статьи 2 названного Закона основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно статье 3 Закона о разграничении государственной собственности на землю основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;
- на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;
- под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был изменен порядок разграничения государственной собственности на землю.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Изданные Правительством Российской Федерации до 01 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 указанной статьи).
Рассматривая данный спор, суды пришли к выводу, что земельный участок отнесен к федеральной собственности, поскольку был предоставлен Федеральному государственному унитарному предприятию ГосНИИ "Аэронавигация", созданный федеральными органами государственной власти и подлежал разграничению исключительно в пользу Российской Федерации, а право собственности Российской Федерации на спорный участок возникло в силу закона с 01 июля 2006 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ).
Между Правительством Москвы в лице Московского земельного комитета и Государственным научно-исследовательским институтом аэронавигации (ГосНИИ "Аэронавигация") 18 октября 1994 года был заключен договор аренды N М-08-001147 для строительства и эксплуатации международного офисного и гостиничного комплекса на 49 лет.
ГосНИИ "Аэронавигация" являлось государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения на закрепленное за ним федеральное имущество.
Распоряжением Правительства Москвы от 26 февраля 2004 года N 278-РП "О проектировании и строительстве многофункционального офисно-гостиничного и административного комплекса по адресу: Волоколамское шоссе, вл. 24 (Северо-Западный административный округ)" (действовавшее до 09 июня 2010 года), ООО "Аграмант" было разрешено проектирование и строительство в 2004 - 2006 г.г. многофункционального офисно-гостиничного и административного комплекса с элементами торговли ориентировочной площадью до 56 тыс. кв. м (уточненный проектом) на земельном участке площадью 2,142 га по адресу: Волоколамское шоссе, вл. 24.
Судами установлено, что перед предоставлением ГосНИИ "Аэронавигация" спорного земельного участка была разработана необходимая документация для реализации проекта по строительству Международного делового центр с гостиницей в г. Москве на Волоколамском шоссе, вл. 22-26.
Кроме того, 24 января 2003 года между ООО "Аграмант" и "ГосНИИ "Аэронавигация" заключен договор N 01-10/77 об инвестировании строительства административного и офисно-гостиничного комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24. Договор заключен на основании итогов инвестиционного конкурса от 04 октября 2002 года и распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 12 ноября 2002 года N 3831-р "О вовлечении в хозяйственный оборот объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24.
Согласно пункту 1.1 договора объектом является единый комплекс недвижимости - административный и офисно-гостиничный комплекс, который будет располагаться по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24, построенный на базе земельного участка, право на долгосрочную аренду на оставшиеся 41 год которого имеет ООО "Аграмант" на основании договора долгосрочной аренды земли от 18 октября 1994 года N М-08-001147 и договора переуступки прав и обязанностей по аренде земельного участка от 17 июня 2002 года (объект 1, п. 3.1.1) и не законченного строительством объекта, относящегося к федеральной собственности и находящийся на балансе "ГосНИИ "Аэронавигация" (объект 2, п. 3.1.2).
В порядке пункта 3.1.2 договора "ГосНИИ "Аэронавигация" вносит с согласия собственника - Министерства имущественных отношений РФ, объект незавершенного строительства (объект 2), расположенный по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24, площадью около 9.000 кв. м, начатый строительством во исполнения Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 июля 1981 года N 740-211. На дату подписания сторонами договора стоимость объекта, согласно Отчету об оценке рыночной стоимости составляет 12.889.812 руб. 10 коп.
Дополнительным соглашением N 2 к договору N 01-10/77 был определен срок проектирования и завершения строительства Объекта, а также ввод его в эксплуатацию - не позднее 31 августа 2016 г.
Дополнительным соглашением от 23 мая 2019 года N 3 к договору N 01-10/77 стороны договорились о строительства нового объекта, о сносе объекта незавершенного строительства при согласовании и разрешении Министерства транспорта РФ (при необходимости, в прочих федеральных органах). Вкладом РФ в договор является объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:08: 0009002:2349, общей площадью 8.471,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24; земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009002:23, общей площадью 7.161 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 24.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Для того чтобы проверить, относится ли земельный участок к неразграниченной государственной собственности, судами требовалось проверить, не отнесен ли земельный участок к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, имелись ли правовые основания возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок в соответствии с законодательством.
Суды пришли к выводу, что на спорном земельном участке было начато строительство административного и офисно-гостиничного комплекса, которое не было завершено и в дальнейшем являлось вкладом от РФ в инвестиционный проект, соответственно, на дату вступления в законную силу Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на земельном участке имелся объект федеральной собственности, что свидетельствует об отнесении земельного участка к федеральной собственности.
Судами отмечено, что в настоящее время третьим лицом начато строительство многоквартирных жилых домов на спорном земельном участке на основании инвестиционного договора с участием РФ, разработана и согласована вся необходимая проектно-разрешительная документация на строительство.
Выводы судов в данной части сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Одновременно с этим суд округа относится критически к выводам судов о том, что разграничение права собственности на спорный земельный участок произошло на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 "О федеральных природных ресурсах".
Данный Указ Президента не конкретизировал объекты недвижимого имущества, подлежащие отнесению к федеральной собственности. По смыслу пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 Указа к государственной собственности относятся земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти.
Спорный земельный участок для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти, не предоставлялся, поскольку был использован для строительства многофункционального офисно-гостиничного и административного комплекса.
Кроме того, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 года N 250.
Между тем, применение судами закона, не подлежащего применению, не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку факт отнесения земельного участка к федеральной собственности соответствует фактическим обстоятельствам по делу и установлен судами на основании правильного применения норм права, подлежащих применению.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года по делу N А40-315909/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорный земельный участок для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти, не предоставлялся, поскольку был использован для строительства многофункционального офисно-гостиничного и административного комплекса.
Кроме того, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 года N 250.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф05-6207/20 по делу N А40-315909/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6207/20
13.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9591/2021
28.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-315909/18
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6207/20
25.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77935/19
25.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-315909/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-315909/18