• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2021 г. N Ф05-20455/21 по делу N А41-82494/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П указана правовая позиция о том, что применение статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту, при этом исключение из подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не затронули вытекающего из Конституции Российской Федерации полномочия арбитражного суда при рассмотрении дела отказать в применении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, иное понимание умаляло бы единство судебной системы, также отмечено, что заинтересованное лицо может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2473-О, от 20.04.2017 N 724-О).

...

Судами также не учтено, что вышеуказанный нормативный акт (подпункт 164 пункта 1 Положения N 482/28) с момента его принятия вошел в противоречие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, а именно с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в связи с чем, заинтересованные лица вправе требовать возврата исполненного на основании незаконного нормативного акта, в пределах срока исковой давности, начинающего свое течение с момента, когда такое заинтересованное лицо должно было узнать о незаконности данного нормативного акта."