г. Москва |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А40-11517/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Шишовой О.А., Ярцева Д.Г.
при участии в заседании:
от истца: Ермакова О.Д. по доверенности от 01.08.2018
от ответчика: (Департамент городского имущества города Москвы) Руденко М.В. по доверенности от 23.12.2020
от ответчика: (Правительство Москвы) Руденко М.В. по доверенности от 22.12.2020
рассмотрев 06 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 16.03.2021 Арбитражного суда города Москвы,
и на постановление от 29.06.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску ООО Реставрационная фирма "Ваятель"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы
о признании права на предоставление имущественной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ООО Реставрационная фирма "Ваятель" (далее -истец ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик), Правительству Москвы о признании права на применение минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год без учета НДС по договору аренды N 00-00589/96 от 11.11.1996 в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021, иск в отношении Департамента удовлетворен в полном объеме. В удовлетворении иска к Правительству Москвы отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Департамент и Правительство Москвы ссылаются на то, что действия Департамента по установлению ставки арендной платы на основании отчета об оценке полностью соответствуют положениям действующего законодательства. Суды не исследовали, соответствует ли общество критериям субъектов малого предпринимательства, имеющим право на применение льготной ставки арендной платы. Выводы судов об отсутствии задолженности на 2017, 2018 и 2019 годы опровергается представленными в дело доказательствами.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства Москвы, принимавший участие посредством онлайн-заседания, поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу, 17.09.1996 между правопредшественником ответчика (арендодатель) и правопредшественником истца (арендатор) заключен охранно-арендный договор N 303з.
Дополнительным соглашением к договору от 29.11.2010 охранно-арендному договору N 303з от 17.09.1996 был присвоен учетный номер Департамента от 11.11.1996 N 00-00589/96, срок аренды определен с 17.09.1996 по 28.08.2045 (пункт 3) на переданное в пользование арендатору имущество - памятник "Флигель городской усадьбы" по Милютинскому переулку, д. 19/4, стр. 5 в городе Москва, площадью 332,5 кв.м.
Пунктом 4 вышеуказанного дополнительного соглашения к договору установлено, что начиная с 01.01.2010 арендодатель вправе ежегодно в одностороннем порядке изменять размер (ставку) арендной платы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы. При этом арендодателем в адрес арендатора направляется уведомление (заказным письмом с уведомлением), подписанное арендодателем с указанием нового установленного размера арендной платы и даты начала ее действия. Ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке и считается согласованной сторонами с даты, указанной в уведомлении.
Как указывает истец в течение шести лет в период с 01.01.2010 по 01.01.2016 ответчик (арендодатель) признавал право арендатора на установление льготной ставки арендной платы на основании пункта 1.3. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и оплачивал арендные платежи из расчета 3 500 руб. за 1 кв.м. в год, что составляет 103 716 руб. в месяц.
Уведомлением от 24.12.2014 арендодатель сообщил арендатору, что с 01.01.2015 за арендуемое помещение действует новая рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента дефлятора в 2015 равная 16 894 руб. в год за 1 кв.м. без НДС и с учетом площади помещения 355,6 кв.м. составляет 6 007 506 руб. 40 коп.
21.01.2015 истец обратился в Департамент с заявлением о рассмотрении вопроса предоставления имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы арендатору.
11.02.2015 в ответ на заявление истца ответчик направил письмо об установлении льготной ставки арендной платы на 2015 год в размере 3 500 руб. в год за квадратный метр, что составляет 103 716 руб. в месяц.
Уведомлением от 30.12.2015 арендодатель сообщил арендатору, что с 01.03.2016 за арендуемое помещение действует новая рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента дефлятора в 2016 равная 20 441 руб. 74 коп. в год за 1 кв.м. без НДС и с учетом площади помещения 355,6 кв.м. составляет 7 269 082 руб. 74 коп.
10.03.2016 арендатор направил в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства заявление о рассмотрении вопроса предоставления имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы арендатору АО "Реставрационная фирма Ваятель".
Между тем, Департамент направил в адрес истца претензию от 17.08.2016 с требованием оплатить сумму долга в размере 2 509 729 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя иск к Департаменту, отказывая в иске к Правительству Москвы, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, пункта 1 статьи 424, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, учитывая, что истец арендует у ответчика по договору аренды заключенному без проведения торгов, нежилое помещение площадью 277,9 кв.м и является субъектом малого и среднего предпринимательства, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствует критериям, установленным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в спорный период, пришли к выводу об удовлетворении заявленного иска к Департаменту полностью, отказав при этом в удовлетворении иска к Правительству, поскольку арендные отношения в части оплаты арендной платы в согласованном размере возникают между сторонами договора.
При принятии судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции исходя из доводов кассационной жалобы не установлено, как и не установлено нарушений судами норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2021 по делу N А40-11517/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя иск к Департаменту, отказывая в иске к Правительству Москвы, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, пункта 1 статьи 424, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, учитывая, что истец арендует у ответчика по договору аренды заключенному без проведения торгов, нежилое помещение площадью 277,9 кв.м и является субъектом малого и среднего предпринимательства, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствует критериям, установленным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в спорный период, пришли к выводу об удовлетворении заявленного иска к Департаменту полностью, отказав при этом в удовлетворении иска к Правительству, поскольку арендные отношения в части оплаты арендной платы в согласованном размере возникают между сторонами договора."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2021 г. N Ф05-20805/21 по делу N А40-11517/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20805/2021
30.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42675/2022
13.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20805/2021
29.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27289/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11517/19