г. Москва |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А40-262526/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Институт пластмасс имени Г.С. Петрова" - явившаяся Самборская О.В. не допущена к участию в судебном заседании ввиду непредставления подлинника доверенности в подтверждение полномочий (представлена копия доверенности от 02.11.2021 без ее оригинала),
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Овсепян К.Г. (представителя по доверенности от 18.01.2021),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 25.11.2021 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Институт пластмасс имени Г.С. Петрова"
на решение от 26.04.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26.08.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-262526/2020
по заявлению акционерного общества "Институт пластмасс имени Г.С. Петрова"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Институт пластмасс имени Г.С. Петрова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - управление), в котором с учетом принятых судом уточнений просило признать незаконным бездействие, выраженного в неосуществлении обязанностей собственника установок, и обязать управление осуществить учет гамма-установки К-60000 и полностью разряженной гаммы-установки РХМ-у-20 (далее также - установки) в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, обязать агентство дать ответ обществу и в установленном порядке передать установки на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на баланс организации (государственного учреждения, унитарного предприятия), имеющей лицензию в области использования атомной энергии, обязать агентство рассмотреть вопрос утилизации установок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании 25.11.2021 представитель агентства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество и управление, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих полномочных представителей в заседание суда округа 25.11.2021 не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба института рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей данных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя агентства, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что на территории общества находятся законсервированная гамма-установка К-60000 и полностью разряженная гамма-установка РХМ-у-20, которые были введены в эксплуатацию в 1961 году на базе государственного научно-исследовательского института пластических масс имени Г.С. Петрова (далее - институт).
В 1993 году институт был приватизирован и реорганизован в открытое акционерное общество.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341, от 29.01.1992 N 66, от 24.12.1993 N 2284 о запрете на приватизацию объектов, в которых применяются ядерные технологии, установки не вошли в состав имущества, передаваемого в уставный капитал вновь образованного общества.
В 2005 году установки внесены в Реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на установки было подтверждено.
Согласно Выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 15.06.2006 установки являются имуществом казны Российской Федерации с реестровым номером N В7703146, а общество - балансодержателем установок.
В 2007 году по распоряжению управления от 02.05.2007 силами ОАО "Изотоп" произведена частичная разрядка установок.
В период 2006-2008 гг. управление в документах, сопровождающих разрядку установки, указывало на ее вхождение в состав имущества казны Российской Федерации.
Общество в 2017 году направило в управление запрос о предоставлении сведений по установкам.
В ответном письме на данный запрос было указано на отсутствие информации об установках.
Общество 28.07.2020 направило в адрес агентства письма, в которых сообщило о необходимости утилизации полностью разряженной гамма-установки РХМ-у-20 и передачи законсервированной гамма-установки К-60000 эксплуатирующей организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В ответ на обращения общества от 28.07.2020 агентство направило обществу копию поручения в адрес управления (письмо от 02.09.2020 исх. N ЕГ-07/27519) о предоставлении информации и материалов.
Исходя из того, что с 03.10.2020 в отношении установки К-60000 агентством не предпринято каких-либо действий, ответ на запрос общества не представлен, также не получен ответ на обращение по вопросу утилизации полностью разряженной гамма-установки РХМ-у-20, и считая, что ответственными лицами по вопросам осуществления учет гамма-установки К-60000 и полностью разряженной гаммы-установки РХМ-у-20, их передаче иными организациям и утилизации являются агентство и управление, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением (с учетом уточнения).
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались нормами статей 198, 200 АПК РФ, Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об атомной энергии, Закон), приняли во внимание положения Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Закон о корпорации), нормы Положения об агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и установили, что в рамках исполнения поручения агентства управление письмом от 16.12.2020 N 77-СИ-05/29073 предложило запросить позицию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - корпорация), которая на основании статьи 10 Закона об атомной энергии может осуществлять полномочия и функции в области государственного управления использованием атомной энергии в соответствии с Законом о корпорации, осуществляет полномочия и функции в области государственного управления использованием атомной энергии; агентство письмом от 23.12.2020 N ЕГ-07/41459 направило соответствующий запрос в корпорацию и получило в ответ письмо от 19.01.2021 N 1-1.1Д/1174, в котором корпорация сообщила о том, что для деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий названные установки не пригодны и не представляют интереса, и выразила позицию о целесообразности вывода установок из эксплуатации в связи с невостребованностью.
При таких обстоятельствах с учетом получения обществом данных сведений суды пришли к выводу о том, что обращение общества агентством рассмотрено. Общество было проинформировано о действиях агентства и управления, названном письме корпорации и обладало актуальной информацией о ходе рассмотрения обращения.
Доводы общества о том, что установки относятся к федеральному имуществу, заслуживают внимания.
Между тем, как отметил суд первой инстанции, вопрос утилизации установок не относится к исключительной компетенции агентства.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, признал, что доводы общества не свидетельствуют о том, что агентство и управление, приняв указанные меры в связи с обращением общества по существу, допустили заявленное обществом бездействие.
При этом апелляционный суд учел, что к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права, с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Согласно статье 10 Закона об атомной энергии федеральные органы исполнительной власти: принимают решения о месте размещения находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществляют полномочия собственника в отношении ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ, находящихся в собственности Российской Федерации; осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Согласно той же статье Закона полномочия, установленные частью первой настоящей статьи, могут осуществляться корпорацией в соответствии с Законом о корпорации.
В соответствии со статьей 28 Закона об атомной энергии решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются Правительством Российской Федерации при согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов.
Согласно статье 33 Закона об атомной энергии порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Согласно этой же статье Закона предложения о выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения до израсходования установленного в проекте объекта использования атомной энергии ресурса или предложения об ограничении проектных технико-экономических показателей их работы могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) при наличии соответствующих обоснований.
Также, как предусмотрено статьей 33 Закона, решения о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются органами государственной власти, корпорацией или органами местного самоуправления в пределах их компетенции, принявшими решения об их сооружении, или соответствующими их правопреемниками и доводятся до сведения эксплуатирующей организации заблаговременно с учетом технологических и экологических возможностей эксплуатирующей организации.
В силу статьи 9 Закона об атомной энергии (полномочия Правительства Российской Федерации в области использования атомной энергии) Правительство Российской Федерации в области использования атомной энергии:
- осуществляет управление находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения и радиоактивными веществами;
- принимает решения о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, в том числе расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о корпорации корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), судов гидрографического обеспечения, иных плавучих сооружений, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона о корпорации корпорация на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 6 Закона о корпорации корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А40-262526/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 4 Закона о корпорации корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), судов гидрографического обеспечения, иных плавучих сооружений, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона о корпорации корпорация на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 6 Закона о корпорации корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2021 г. N Ф05-26090/21 по делу N А40-262526/2020