город Москва |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А40-172181/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Андреянец Е.В., доверенность от 25.12.2019;
от заинтересованных лиц: от Московской областной таможни: Орехова Е.С., доверенность от 21.12.2021; Смирнова И.М., доверенность от 21.12.2021; от Центрального таможенного управления: Безрукова М.В., доверенность от 28.12.2021;
рассмотрев 15 - 22 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московской областной таможни с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 07 апреля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-172181/19
по заявлению ООО "АЛМАЗ ПЛЮС"
об оспаривании решения
к Московской областной таможне, Центральному таможенному управлению,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛМАЗ ПЛЮС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) и Центральному таможенному управлению об оспаривании решения Московской областной таможни от 07.05.2019 N 17-20/15689 и об обязании устранить нарушения прав общества (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду надлежит установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, исследовать вопрос о судьбе денежных средств, перечисленных обществом на счет Федерального казначейства, для Московской областной таможни.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2021 N 305-ЭС21-2249 отказано Центральному таможенному управлению в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением таможни от 07.05.2019 N 17-20/15689 обществу отказано в возврате излишне уплаченных авансовых платежей по декларациям на товары NN 10130210/260316/0006719, 10130210/040416/0007340, 10130210/090416/0007864, 10130210/090416/0007868, 10130210/110416/0007954, 10130210/150416/0008447, 10130210/150416/0008449, 10130210/110616/0014091, 10130210/250416/0009521, 10130210/050616/0010339, 10130210/080516/0010522, 10130210/100516/0010549, 10130210/240516/0012110, 10130210/280516/0012648.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды правомерно заключили, что срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не пропущен.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, с учетом позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2020, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности в Российской Федерации охраняется законом.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения от 08.02.2007 N 381-О-П, от 21.12.2011 N 1665-О-О, от 24.09.2013 N 1277-О, от 25.05.2017 N 959-О).
Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973, в редакции Протокола от 26.06.1999, далее - Киотская конвенция), участником которой с 04.07.2011 является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке. Указанные правила формируют международный стандарт, то есть являются положениями, выполнение которых признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики (пункт 1(a) Киотской конвенции, пункты 4.18 и 4.22 Генерального приложения к Киотской конвенции).
Таким образом, суды правомерно отметили, что плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов.
Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием.
Суды указали, что судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на таможенный орган обязанность подтвердить законность правовых актов, в связи с принятием которых произведено перечисление таможенных платежей.
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет в связи с незаконными действиями (решениями) таможенного органа, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата, установленной статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
Суды отметили, что такая правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407, а также нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Суды указали, что общество при обращении в суд оспорило решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обосновывая это требование тем, что корректировка таможенной стоимости произведена незаконно.
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции истребованы материалы таможенной проверки, связанной с корректировкой таможенной стоимости по спорным декларациям.
Судом первой инстанции исследованы решения о корректировке таможенной стоимости, установлено, что корректировка произведена по формальным основаниям. Стоимость декларируемого товара обществом была документально подтверждена.
Также общество представило судам полный пакет документов, указанный в Перечне документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Суды обоснованно заключили, что порядок, форма и структура формирования цены сделки подтверждаются контрактом, приложениями к нему, инвойсом, CMR, содержащими сведения о характеристиках ввезенного товара, которые корреспондируются со сведениями, заявленными в спорных ДТ.
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (часть 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). Частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и не авансовых платежей.
Заявление о возврате денежных средств подано декларантом в срок, установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Проанализировав порядок подачи заявления, выводы суда кассационной инстанции о соблюдении порядка подачи заявления, а также отсутствие оснований для корректировки таможенной стоимости, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению по уточненным требованиям в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2021 года по делу N А40-172181/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции исследованы решения о корректировке таможенной стоимости, установлено, что корректировка произведена по формальным основаниям. Стоимость декларируемого товара обществом была документально подтверждена.
Также общество представило судам полный пакет документов, указанный в Перечне документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
...
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
...
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (часть 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). Частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и не авансовых платежей.
Заявление о возврате денежных средств подано декларантом в срок, установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2022 г. N Ф05-17192/20 по делу N А40-172181/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17192/20
22.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48398/2021
19.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48398/2021
07.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172181/19
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17192/20
27.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25142/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172181/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172181/19
16.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59409/19
23.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172181/19