город Москва |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А40-98123/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ковалева Е.Н., доверенность от 29.12.2020;
от заинтересованного лица: Джафаров А.Д., доверенность от 21.12.2021;
рассмотрев 09 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 17 августа 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 24 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-98123/21
по заявлению ООО "Татнефть-АЗС Центр"
об оспаривании решений
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Татнефть-АЗС Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными и отмене решений от 16.02.2021 N РКТ-10006000-21/000003 и N РКТ-10006000-21/000004 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Суды правомерно заключили, что срок обжалования, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не пропущен.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 02.02.2021 на Энергетический таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭД ЦЭТ) подана ПВД N 10006060/020221/0009339 на товары общества.
В данной ПВД заявлен товар: топливо бензиновое для реактивных двигателей - код 2710 12 700 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
16.02.2021 ЦЭД ЦЭТ вынесены решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 16.02.2021 N РКТ-10006000-21/000003 и N РКТ-10006000-21/000004, согласно которым код товаров, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ), изменен на 2710 12 210 0, и выставлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в срок до 16.02.2021. Согласно данным требованиям в связи с неверной классификацией товаров необходимо изменить код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 на код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0, а также изменить сведения о характеристиках товара, указываемых в ДТ.
Во исполнение требований ЦЭД ЦЭТ, в связи с отсутствием возможности осуществить декларирование товаров с кодом товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0, соответствующим декларируемому товару, согласно пункту 2 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) общество было вынуждено обратиться в таможенный орган с корректировкой ДТ.
ЦЭД ЦЭТ разрешено внесение изменений в ПВД, скорректированы соответствующие графы ДТ.
Общество, посчитав указанные решения незаконными, необоснованными и нарушающими его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Соответственно, как правомерно отметили суды, установленное законом основание для принятия решения по классификации - это выявление неверной классификации при таможенном декларировании.
Суды установили, что задекларированный товар - "топливо для реактивных двигателей".
Наименование товара и его характеристики подтверждаются решениями по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 16.02.2021 N РКТ-10006000-21/000003 и N РКТ-10006000-21/000004, контрактом и паспортами продукции, представленными в материалы дела.
Общество классифицировало товар в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" утверждены ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Суды указали, что топливо для реактивных двигателей соответствует товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с примечанием 4 к субпозициям группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС, нефтепродукты, у которых 90 об. % или более перегоняются до температуры 210°C (по методу ASTM D86), относят к субпозиции 2710 12 "легкие дистилляты и продукты".
Суды правомерно исходили из того, что товар "топливо для реактивных двигателей" полностью соответствует товарной подсубпозиции ТН ВЭД 2710 12 700 0.
В соответствии с письмом ФТС России от 02.12.2011 N 06-42/59089 "О применении справочника "Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ТС", для подтверждения заявленного декларантом кода товара для товаров группы 2710 таможенным органам должна быть предоставлена информация, отражающая: фракционный состав; способ получения; содержание серы (мас. %); температуру начала кипения. При этом в качестве документов, подтверждающих перечисленные сведения, используются заключение эксперта (акт экспертизы) или сертификат анализа товара, или паспорт качества на товар и технические условия (стандарт организации). Все указанные выше сведения содержатся в 31 графе ДТ и представленных документах - паспортах качества товара, аналитических отчетах.
Соответственно, как обоснованно заключили суды, представленных обществом документов было достаточно для классификации товара по коду 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо для реактивных двигателей).
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для принятия решений по классификации, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, отсутствуют.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", при верности классификации, произведенной декларантом, основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, отсутствуют.
Кроме того, суды правомерно указали следующее.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2017 N 303-КГ17-8236 по делу N А73-8193/16, в соответствии с ОПИ 1 решающее значение для классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС должны иметь его объективные характеристики и свойства, как они определены в тексте товарной позиции, соответствующих примечаниях к разделам или группам. Аналогичный подход в силу ОПИ 6 должен применяться в тех случаях, когда имеется необходимость классифицировать товар по той или иной субпозиции. Одним из объективных критериев классификации при этом может выступать предполагаемое использование товара, если юридическая значимость этого классификационного признака обусловлена описанием соответствующей товарной позиции (субпозиции).
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно контракту от 26.04.2017 N 2017-230/01ВЭД задекларированный товар предназначен для использования в целях заправки самолетов.
В соответствии с физико-химическими характеристиками товара, подтвержденными паспортами качества завода изготовителя и аналитическими отчетами SGS, товар, заявленный в ПВД соответствует требованиям, установленным ГОСТ 10227-86. Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия, введенным постановлением Госстандарта СССР от 21.11.1986 N 3501 (далее - ГОСТ 10227-86) в отношении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1, что подтверждает назначение данного топлива - топлива для реактивных двигателей, а также подтверждает возможность использования указанного товара в качестве топлива для реактивных двигателей.
Товар топливо для реактивных двигателей предназначен для использования в реактивных двигателях и применяется по соответствующему назначению.
Исходя из изложенного, суды правомерно заключили, что товар "топливо для реактивных двигателей" полностью соответствует товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 7000.
Судами установлено, что таможенным органом приняты решения о классификации товара "топливо для реактивных двигателей" в подсубпозиции "Уайт-спирит".
Суды обоснованно отметили, что уайт-спирит, не является веществом, которое применяется в качестве топлива для реактивных двигателей, представляет собой высококипящую фракцию бензина и применяется согласно ГОСТ 3134-78. Государственный стандарт Союза ССР. Уайт-спирит. Технические условия, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 29.03.1978 N 856 (далее - ГОСТ 3134-78), главным образом, как растворитель в лакокрасочной промышленности, для разбавления масляных красок, алкидных эмалей и лаков, мастик на основе битума и каучука, в производстве олиф.
Суды отметили, что согласно письму Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации от 22.08.2018, уайт-спирит не может быть использован в целях заправки самолетов, то есть для использования в реактивных двигателях.
Общество экспортирует не обезличенный товар, а конкретные нефтепродукты, характеристики которого установлены паспортами качества производителя и результатами исследований независимых экспертов. Данные характеристики принципиально значимы для контрагентов (покупателей) общества в связи с целями использования товара (для заправки самолетов).
При этом суды указали, что цель использования товара - заправка самолетов. Использование "уайт-спирит" в реактивных двигателях вместо "топлива для реактивных двигателей" привело бы к необратимым последствиям (невозможности эксплуатации двигателей) и, как следствие, к претензиям покупателей товара. Контрагенты общества использовали товар по назначению. Претензий относительно качества поставленного обществом товара от его покупателей не поступало. Это подтверждается письмами контрагентов, которым поставлялся товар.
Кроме того, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014, технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза, а за несоблюдение их требований государствами-членами устанавливается ответственность в соответствии с национальным законодательством (пункт 2 статьи 52, пункт 5 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе). Указанные документы обязательны на территории Российской Федерации и позволяют установить физико-химические характеристики товара и, соответственно, имеют существенное значение для разрешения рассматриваемого спора.
При этом суды установили, что товар таможней отнесен к специальным бензинам и к подсупозиции "уайт-спирит" 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС в связи с неправильным исследованием свойств декларируемого товара.
Бензин - это смесь жидких углеводородов, выкипающая в пределах 32 - 200°C и используется в качестве растворителей, топлива для моторных транспортных средств.
Керосин - представляет собой продукт перегонки нефти, смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150 - 250°C и используется в качестве летного топлива.
Бензин в силу технологии переработки нефти всегда легче, чем керосин.
Для топлива марки ТС-1 установлен код ОКП по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, 02 5123, соответствующий керосину.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, "топливо для реактивных двигателей" представляет собой жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях. По своей природе это продукт перегонки нефти, который представляет собой смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150 - 250°C.
Топливо для реактивных двигателей, представляет собой продукт перегонки нефти, смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 226 - 230°C и используется в качестве топлива в реактивных двигателях.
Суды правомерно заключили, что указанные характеристики товара полностью соответствуют керосину. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что "топливо для реактивных двигателей" - керосин. Отнесение топлива для реактивных двигателей к керосину имеет решающее значение для классификации товара. Топливо для реактивных двигателей является керосином и не может быть отнесено к специальным бензинам и "уайт-спириту".
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно 6 ОПИ ТН ВЭД, Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Исходя из положений правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно правилу 3 (в) ОПИ ТН ВЭД, в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Товарная подсубпозиция ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 содержит более конкретное описание товара, чем товарная подсубпозиция ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0, так как отнесение товара к ней основано на наличии у товара большого количества отличительных физико-химических характеристик и свойств.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в соответствии с ОПИ ТН ВЭД товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0.
Суды отметидли, что таможенным органом установлено, что у декларируемого товара имеются следующие характеристики:
- отсутствие антидетонационных присадок;
- разница температур, при которых перегоняется 5 об. % и 90 об. % (включая потери), не превышает 60°C;
- температура вспышки более 28°C.
На основании этого таможенным органом сделан вывод о классификации товара кодом 2710 12 210 0 по ТН ВЭД ЕАЭС.
Суды указали, что товар топливо для реактивных двигателей может частично включать в перечень своих характеристик и характеристики товаров, которые классифицируются в иных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС.
В случае, если характеристики товара не могут пересекаться, законодатель делает в ТН ВЭД ЕАЭС дополнительные примечания и пояснения к ней, соответствующее изъятие.
Например, согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (в ред. от 02.09.2019) (том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), в подсубпозиции 2710 19 710 0 - 2710 19 980 0 включаются тяжелые масла, описанные в дополнительном примечании 2 (г) к данной группе, при условии, что эти масла не удовлетворяют требованиям, изложенным в дополнительном примечании 2 (д) (газойли) или 2 (е) (топлива жидкие) к данной группе.
К подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 отсутствует пояснение, что в нее включаются только товары, которые не удовлетворяют требованиям, изложенным в дополнительном примечании к другим подсубпозициям (позициям и так далее).
Таким образом, суды правомерно заключили, что установление у товара какой-либо характеристики, которая соответствует характеристикам другой товарной подсубпозиции, не является согласно ТН ВЭД ЕАЭС основанием для классификации товара исключительно в этой товарной подсубпозиции.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что таможенным органом неправильно применены ОПИ ТН ВЭД 1 и 6, что послужило основанием для принятия решения по классификации, несоответствующего действующему законодательству.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2017 N 303-КГ17-8236 по делу N А73-8193/16, участники ВЭД вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов. Поэтому обоснованность классификационного решения проверяется судом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС.
Также суды обоснованно отметили, что классификация товара топливо для реактивных двигателей с 2005 года по 2018 год осуществляется в товарной подсубпозиции 27 10 12 700 0 (27 10 11 700 0) ТН ВЭД ЕАЭС.
В 2005 году таможенными органами принято предварительное решение о классификации товара в товарной подсубпозиции 27 10 11 700 0 (полностью соответствует 27 10 12 700 0), которое применялось в течение всего периода его действия и не признано незаконным.
Принятие в 2018 решений о классификации товара топливо для реактивных двигателей в товарной подсубпозиции 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС противоречит принципам объективности, предсказуемости и прозрачности классификации товаров таможенными органами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС приняты таможенным органом в нарушение ОПИ ТН ВЭД и являются незаконными и необоснованными, в связи с чем удовлетворили требования общества ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по делу N А40-98123/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
...
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2017 N 303-КГ17-8236 по делу N А73-8193/16, участники ВЭД вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов. Поэтому обоснованность классификационного решения проверяется судом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2022 г. N Ф05-2641/22 по делу N А40-98123/2021