город Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А40-123896/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17.03.2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
судей: Дербенёва А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Марченко Н.А., доверенность от 10.01.2022 г., Щекотуров С.А., доверенность от 10.01.2022 г.,
рассмотрев 10 марта 2022 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
на решение от 26 июля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
к Московскому городскому Фонду обязательного медицинского страхования
о признании акта,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому городскому Фонду обязательного медицинского страхования (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным в части акта N 39/113 от 09.04.2021, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2022 года произведена замена судей Каменской О.В. и Гречишкина А.А., на судей Дербенёва А.А. и Матюшенкову Ю.Л., сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Анциферова О.В., судьи Дербенёв А.А., Матюшенкова Ю.Л.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте http://www.arbitr.ru.
В судебное заседание кассационной инстанции представитель заявителя не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представители заинтересованного лица против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу а также в судебных актах и просил судебные акты суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации", в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанции в ходе рассмотрения дела по существу, заявитель был включен в реестр медицинских организаций, которые осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) города Москвы в 2018 году (реестровый номер 775224), что подтверждается письмом фонда от 15.08.2017 N 10720.
На 2018 год в отношении заявителя объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы были установлены протоколами заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее - Комиссия) в размере 39 637 216 руб. (с учетом уточнений объемов); на 2019 год в размере 41 059 334 руб. (с учетом уточнений объемов).
Во исполнение п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ в соответствии с Положением о контроле на основании приказа МГФОМС от 09.03.2021 N 113 "О проведении проверки" МГФОМС была проведена проверка использования средств ОМС ФБУЗ "Лечебнореабилитационный центр Минэкономразвития России", по результатам которой составлен Акт проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" от 09.04.2021 N 39/113 (далее - Акт проверки N 39/113).
Согласно указанному акту проверяющим органом установлено получение заявителем денежных средств в размере, превышающем установленные Комиссией объемы, возложена обязанность по возврату излишне полученной денежной суммы.
ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" в рассматриваемом заявлении просит признать незаконным Акт проверки N 39/113 в части пунктов 3, 4 и 5 выводов, а также в части пункта 2 предписания, изложенных на страницах 8-9 Акта проверки N 39/113.4
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, исследовав и исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы в 2018-2019 годах, установив, что учреждение продолжало оказывать медицинскую помощь с превышением установленных для нее комиссией объемов, отказали в удовлетворении требований, при этом отметили, что действующим законодательством, договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не предусмотрена возможность производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением комиссии.
В силу изложенного исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Довод кассационной жалобы относительно нарушения судами требования статьи 168, 170, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны правильные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами сделаны правомерные выводы о том, что ни действующее законодательство РФ в сфере ОМС, ни Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный между сторонами по делу по типовой форме, ни Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между страховой медицинской организацией и МГФОМС по типовой форме, не предоставляют страховой медицинской организации право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а медицинской организации требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
На случай увеличения потребности застрахованных лиц в медицинской помощи Правилами обязательного медицинского страхования предусмотрен специальный порядок выделения дополнительного финансирования из территориального фонда обязательного медицинского страхования - на основе обращения страховой медицинской организации и принятия соответствующего решения фонда, а также решения Комиссии по разработке ТП ОМС о перераспределении объемов предоставления медицинской помощи.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, однако заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие таких оснований.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в отношении 2019 года Протоколами заседания Комиссии от 25.12.2019 N 5 8 и от 15.05.2020 N 6 6 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" было принято решение оставить без изменения объемы финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы, распределенные ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" на 2019 год.
Указанная позиция по рассматриваемому вопросу соответствует судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12320, от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12329, от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12335, от 12.08.2021 N 305-ЭС21-12323, от 12.08.2021 N 305-ЭС21-13129, от 18.08.2021 N 305-ЭС21-13185, от 18.08.2021 N 305-ЭС21-13196, от 14.10.2021 N 305-ЭС21-14316, от 11.11.2021 N 308-ЭС21-5947).
Доводы со ссылкой на иную судебную практику подлежат отклонению, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2021 года по делу N А40-123896/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анциферова |
Судьи |
А.А. Дербенёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, однако заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие таких оснований.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в отношении 2019 года Протоколами заседания Комиссии от 25.12.2019 N 5 8 и от 15.05.2020 N 6 6 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" было принято решение оставить без изменения объемы финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы, распределенные ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" на 2019 год.
Указанная позиция по рассматриваемому вопросу соответствует судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12320, от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12329, от 11.08.2021 N 305-ЭС21-12335, от 12.08.2021 N 305-ЭС21-12323, от 12.08.2021 N 305-ЭС21-13129, от 18.08.2021 N 305-ЭС21-13185, от 18.08.2021 N 305-ЭС21-13196, от 14.10.2021 N 305-ЭС21-14316, от 11.11.2021 N 308-ЭС21-5947)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2022 г. N Ф05-303/22 по делу N А40-123896/2021