г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А41-54365/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Администрации городского округа Мытищи Московской области - Сибирева Л.С., представитель по доверенности от 4 августа 2021 года;
от ответчиков:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз имени Тимирязева" - Олесько Б.В., представитель по доверенности от 28 декабря 2021 года;
от третьих лиц:
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Бабич М.Н., представитель по доверенности от 27 декабря 2021 года;
от иных третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 26 апреля 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение от 11 октября 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 28 декабря 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-54365/18,
по исковому заявлению Администрации городского округа Мытищи Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз имени Тимирязева"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, акционерное общество "Производственное объединение специализированного бытового обслуживания населения", общество с ограниченной ответственностью "Конный клуб Бородино"
об установлении границ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Управление), Федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз имени Тимирязева" (далее - ФГУП "Совхоз им. Тимирязева", совхоз) с требованиями:
1. Образовать земельный участок, занятый захоронениями, площадью 15 459 кв. м, расположенный по адресу Московская область го Мытищи вблизи д. Юдино, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 в соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ с сохранением исходного земельного участка в измененных границах; Установить границы образуемого земельного участка в соответствии с каталогом координат;
2. Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 в соответствии с каталогом координат путем исключения из его состава образованного путем раздела земельного участка, занятого захоронениями, в границах наложения, площадью 15459 кв. м согласно геодезическим данным
3. Признать право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием "Городской округ Мытищи Московской области" на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 площадью 15459 кв. м согласно геодезическим данным;
4. Земельному участку, образованному путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 площадью 15459 кв. м согласно геодезическим даннымустановить категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность";
Указать, что данное решение является основанием:
- для внесения изменений в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145;
- для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 15459 кв. м расположенного по адресу Россия, Московская область, городской округ Мытищи, вблизи д. Юдино, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145;
- для установления вновь образованному земельному участку категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" и вида разрешенного использования: "ритуальная деятельность" с одновременным внесением в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на такой земельный участок, в соответствии с геодезическими данными.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2021 года решение Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суды решили внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ образуемого земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 площадью 12 397 кв. м (в измененных границах) в соответствии с приведенным каталогом координат, путем исключения из его состава части земельного участка, занятого захоронениями, в границах наложения, площадью 15 690 кв. м, согласно приведенным координатам. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Министерство сельского хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз имени Тимирязева" поддержал позицию министерства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в реестре муниципальной собственности как объект специализированного назначения числится муниципальное кладбище "Юдинское", что подтверждается решением Совета депутатов Мытищинского района от 19 апреля 2001 года N 16/8, в соответствии с которым в муниципальную собственность принят объект специализированного бытового назначения "Юдинское кладбище 5,06 га", передаточным актом на передачу имущества в собственность гп Пироговский от 11 января 2007 года N 02ммр/1-КУИ, в соответствии с которым передан объект "Благоустройство кладбища площадью 50600 кв. м".
Ранее данное кладбище являлось собственностью Московской области как имущество, отраженное в плане приватизации по состоянию на 26 апреля 1989 года, было закреплено за ТОО "ПОСБОН" на основании договора на праве хозяйственного ведения как государственный неприватизированный объект (кладбище).
Между КУИ Московской области и ТОО "ПОСБОН" 29 сентября 1993 года заключен договор о закреплении за ТОО ПОСБОН (правопреемник акционерного общества "Производственное объединение специализированного бытового обслуживания населения") государственных неприватизированных объектов (кладбищ) на праве хозяйственного ведения.
Согласно архивной выписке от 14 февраля 2019 года N 226/7 из приложения N 6 к акту оценки и наличия нематериальных активов на 01 апреля 1989 года Арендное предприятие ПОСБОН ТПО ЖКХ М.О. на дату проведения инвентаризации и оценки владело следующими видами нематериальных активов, не учитываемыми в балансе предприятия: земельный участок 761,5 кв. м д. Юдино, кладбище, и земельный участок площадью 9,3 га д. Юдино Мытищинского района Московской области, кладбище.
Постановлением Главы администрации Мытищинского района от 22 ноября 1994 года N 4144 во исполнение постановления Главы администрации Мытищинского района от 29 января 1993 года N 402 "О перераспределении прав на земельные участки организациям и предприятиям" и решения комиссии по оформлению акта выбора земельного участка, ТОО "ПОСБОН" утверждены границы земельного участка площадью 5,06 га вблизи д. Юдино Мытищинского района для размещения кладбища, Управлению по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды поручено оформить договор аренды земельного участка.
11 января 1995 года между Администрацией Мытищинского района (арендодатель) и ТОО "ПОСБОН" (арендатор) заключен договор аренды земли N 396 общей площадью 5,06 га для размещения кладбища вблизи д. Юдино. В приложении N 1 к договору аренды имеется чертеж границ участка предоставленного в аренду.
В целях постановки земельного участка на кадастровый учет администрацией были проведены работы по межеванию земельного участка.
На кадастровый учет была поставлена часть участка, занятого захоронениями, площадью 22191 кв. м, с присвоением участку кадастрового номера 50:12:0070221:508.
Иные земли, переданные под территорию Юдинского кладбища, были оформлены в собственность Российской Федерации (участок с кадастровым номером 50:12:0070221:145) и ООО "Золотое поле" (участок с кадастровым номером 50:12:0070221:134).
Установив, что часть земель кладбища входит в границы указанных земельных участков, Администрация обратилась в суд.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией Мытищинского района и ООО "Золотое поле" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:134, не занятого захоронениями.
С учетом изложенного судами рассматривалось исковое заявление Администрации об образовании земельного участка, занятого захоронениями, из участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145, установлении его границ, признании на него права собственности муниципального образования, внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Удовлетворяя требования в части исключения из состава земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 части земельного участка, занятого захоронениями, в границах наложения, площадью 15 690 кв. м, суды руководствовались следующим.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").
Спорное кладбище находится в реестре муниципальной собственности как объект специализированного назначения "муниципальное кладбище "Юдинское".
Согласно пункту 5 постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области" земельные участки, находящиеся под захоронениями должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, земельный участок, занимаемый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данный земельный участок в силу закона является разграниченным (Определение ВС РФ от 26 ноября 2018 года N 305-КГ18-18749; определение ВС РФ от 21 августа 2019 года N 305-ЭС19-13550).
Следовательно, земельный участок, занятый кладбищем, является объектом недвижимости, права на который подлежат судебной защите в полном объеме способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация, в данном случае, осуществляя полномочия собственника спорного земельного участка, занятого захоронениями, вправе обратиться в суд с соответствующим иском, который подлежит рассмотрению вне зависимости от наличия ареста.
Пунктом 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с Законом о погребении и постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1178/52 земельные участки, занятые захоронениями, не могут находиться в частной собственности.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В силу части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суд первой инстанции, проведя по делу судебную землеустроительную экспертизу установил факт пересечения границ земельного участка занятого кладбищем "Юдино" восстановленных с учетом фактических и кадастровых границ, и границ участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145; установил площадь пересечения, границы земельного участка, занятого захоронениями; установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145, образуемые за вычетом наложения с земельным участком, фактически занятым кладбищем "Юдино".
Судом первой инстанции на основании экспертных заключений подтверждены доводы администрации о том, что земельный участок совхоза с кадастровым номером 50:12:0070221:145 частично образован на земельном участке, фактически занятом кладбищем.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в данной части.
Судами установлено, что использование земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 в части, занятой захоронениями невозможно в силу его ограниченности в обороте.
Судами также отмечено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 внесены в Единый государственный реестр недвижимости позднее предоставления участка под размещение кладбища "Юдино", а границы земель, используемых под территорию кладбища "Юдино" при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 не были учтены.
При таких условиях суды обоснованно удовлетворили требование в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070221:145 и образования участка, занятого кладбищем.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы, указанные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационных жалобах не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года по делу N А41-54365/18 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф05-23459/20 по делу N А41-54365/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23459/20
28.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22730/2021
11.10.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54365/18
02.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23459/20
02.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23459/20
18.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14578/20
31.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54365/18