город Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А40-291383/19-21-1418 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Центральной почтовой таможни: Панфилова А.Г. (дов. N 04-16/003 от 01.10.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Сфера Джет": не явились, извещены;
от третьего лица Домодедовской таможни: Таналиной Я.К. (дов. N 06-12/03187 от 05.03.2022 г.);
от третьего лица Campino Limited (Компания Кампино Лимитед): Аполосовой Н.С. (дов. от 12.02.2021 г.);
рассмотрев 21 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационные жалобы Центральной почтовой таможни, Домодедовской таможни
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 г.
по делу N А40-291383/19-21-1418
по иску Центральной почтовой таможни (ранее - Московская таможня)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера Джет"
о взыскании таможенных платежей,
третьи лица: Домодедовская таможня; Campino Limited (Компания Кампино Лимитед),
УСТАНОВИЛ: в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сфера Джет" (далее - ООО "Сфера Джет", общество, ответчик) Домодедовской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и сведений, по результатам которой приняты решения от 29 августа 2019 г. N 10002000/013/290819/А0070, N 10002000/013/290819/А0077, N 10002000/013/290819/А0073, N 10002000/013/290819/А0076, N 10002000/013/290819/А0072, N 10002000/013/290819/А0069, N 10002000/013/290819/А0075, N 10002000/013/290819/А0068, N 10002000/013/290819/А0071, N 10002000/013/290819/А0067, N 10002000/013/290819/А0074, N 10002000/013/290819/А0066 о выявлении нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании относительно неисполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в части недопущения использования временно ввезенного транспортного средства международной перевозки для внутренней перевозки.
По результатам проведенного таможенного контроля Домодедовской таможней на основании пункта 4 статьи 52 ТК ЕАЭС исчислены таможенные пошлины, налоги.
Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указаны в сформированных расчетах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин от 02 сентября 2019 г. N 10002000/020919/0000118, N 10002000/020919/0000117, N 10002000/020919/0000116, N 10002000/020919/0000115, N 10002000/020919/0000114, N 10002000/020919/0000113, N 10002000/020919/0000112, N 10002000/020919/0000111, N 10002000/020919/0000110, N 10002000/020919/0000109, N 10002000/020919/0000108, N 10002000/020919/0000107.
04 сентября 2019 г. на основании сформированных Домодедовской таможней по результатам проведенного таможенного контроля расчетов таможенных платежей Центральной почтовой таможней (ранее - Московская таможня) в адрес ООО "Сфера Джет" направлено письмо N 17-22/23476 с приложением уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, пеней от 03 сентября 2019 г. N 10129000/У2019/0007795, 10129000/У2019/0007794, 10129000/У2019/0007793, 10129000/У2019/0007792, 10129000/У2019/0007791, 10129000/У2019/0007790, 10129000/У2019/0007787, 10129000/У2019/0007786, 10129000/У2019/0007784, 10129000/У2019/0007783, 10129000/У2019/0007782, 10129000/У2019/0007781.
Срок исполнения по вышеуказанным уведомлениям истек 08 октября 2019 г.
В связи с неисполнением уведомлений Центральной почтовой таможней (ранее - Московская таможня) на основании статьи 75 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) вынесены решения от 18 октября 2019 г. о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке N 10129000/2019/РБП/0000403, N 10129000/2019/РБП/0000408, N 10129000/2019/РБП/0000406, N 10129000/2019/РБП/0000399, N 10129000/2019/РБП/0000405, N 10129000/2019/РБП/0000404, N 10129000/2019/РБП/0000402, N 10129000/2019/РБП/0000401, N 10129000/2019/РБП/0000398, N 10129000/2019/РБП/0000407, N 10129000/2019/РБП/0000400, N 10129000/2019/РБП/0000409 в следующих банках: ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК (АО); АО КБ "ИНТЕРПРОМБАНК"; КБ "ЛокоБанк".
Решения о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке не исполнены.
По состоянию на 22 октября 2019 г. остаток денежных средств на лицевом счете ООО "Сфера Джет" в АПС "Лицевые счета-ЕЛС" составлял 0,00 руб.
Поскольку меры по взысканию таможенных платежей и пеней в отношении общества оказались безрезультатными, таможенным органом 22 октября 2019 г. были приняты решения об обращении взыскания на товары N 10129000/2019/ОВТ/000037, N 10129000/2019/ОВТ/000036, N 10129000/2019/ОВТ/000035, N 10129000/2019/ОВТ/000034, N 10129000/2019/ОВТ/000033, N 10129000/2019/ОВТ/000032, N 10129000/2019/ОВТ/000031, N 10129000/2019/ОВТ/000030, N 10129000/2019/ОВТ/000029, N 10129000/2019/ОВТ/000028, N 10129000/2019/ОВТ/000027, N 10129000/2019/ОВТ/000026, которыми определено взыскать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени на общую сумму 51 364 794,47 руб. за счет товара - воздушное транспортное судно - среднеразмерный самолет бизнес-класса повышенной комфортабельности сектора деловой авиации (бизнес-джет) Bombardier CL300 (серийный номер 20062, регистрационный номер N 300MY) (с 07 июня 2018 г. новый регистрационный номер M-DEND), с двумя двигателями, пассажировместимостью 9 человек и массой пустого снаряженного самолета - 10 591 кг, производитель "Bombardier Aerospace".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Центральной почтовой таможни (ранее - Московская таможня) в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "Сфера Джет" о взыскании таможенных платежей, пени в общем размере 51 364 794,47 руб. за счет товара, в отношении которого таможенные платежи, специальные антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены (среднеразмерный самолет бизнес-класса повышенной комфортабельности сектора деловой авиации (бизнес-джет) Bombardier CL300 (серийный номер 20062, регистрационный номер N 300MY) с двумя двигателями, пассажировместимостью 9 человек и массой пустого снаряженного самолета - 10 591 кг, производитель "Bombardier Aerospace").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Домодедовская таможня и Campino Limited (Компания Кампино Лимитед).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2020 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 г. отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационных жалобах Центральная почтовая таможня и Домодедовская таможня просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на право таможенного органа взыскивать задолженность по уплате таможенных платежей, пошлин за счет товаров, в отношении которых таможенные платежи, пошлины, проценты и пени не уплачены независимо от того, в чьей собственности находится товар, в отношении которого не уплачены таможенные платежи; законодателем не установлены какие-либо ограничения относительно таких товаров, не установлено какой-либо привязки товара к лицу (декларанту, плательщику, собственнику, владельцу и т.д.), и, следовательно, не имеет правового значения выяснение обстоятельств отношения собственника к товару и добросовестность его поведения.
Домодедовской таможней к кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: электронные копии судебных актов по делу N А41-93524/2019 и по делу N А53-27770//2019, которые подлежат возврату заявителю, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства.
В отзыве на кассационные жалобы Campino Limited (Компания Кампино Лимитед) просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзыв на кассационные жалобы от ООО "Сфера Джет" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители Центральной почтовой таможни и Домодедовской таможни поддержали доводы своих кассационных жалоб, с доводами жалоб друг друга согласились. Представитель Campino Limited (Компания Кампино Лимитед) против их удовлетворения возражал.
Представитель ООО "Сфера Джет" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Союз) и ТК ЕАЭС.
На основании пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю и находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Исходя из положений пункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием товаров признается одной из форм их незаконного перемещения через таможенную границу. В таком случае согласно пункту 10 статьи 56 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с Таможенным кодексом.
Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится в том числе за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (пункт 9 части 3 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ).
В силу части 4 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
Частью 1 статьи 79 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках, электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или отсутствия информации о счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или об электронных денежных средствах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенные органы вправе взыскивать суммы подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены в сроки, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу части 10 статьи 79 Федерального закона N 289-ФЗ обращение взыскания на товары производится на основании решения суда либо таможенного органа, если такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 248-О-П, лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод, что обращение взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известно, кому оно принадлежит на праве собственности, не может производиться без выяснения того, был ли собственник данного транспортного средства на момент его приобретения осведомлен о непрохождении им таможенного оформления на территории Российской Федерации и проявил ли необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности требований таможенного органа о взыскании с ООО "Сфера Джет" таможенных платежей и пени за счет товара - воздушного судна, принадлежащего на праве собственности Компании Campino Limited (Компания Кампино Лимитед).
Судом установлено, что собственником самолета, за счет которого взыскиваются таможенные платежи и пени, является не ответчик, а иное лицо - иностранное юридическое лицо, созданное по законодательству Острова Мэн - Компании Campino Limited (идентификационный номер (код) компании - 014180V, дата государственной регистрации - 02 декабря 2016 г.). Бенефициаром Компании Campino Limited является гражданка Грузии - Мака Асатиани.
Право собственности Campino Limited на самолет возникло на основании договора купли-продажи от 07 марта 2018 г., заключенного между Campino Limited (покупатель), Банком "ВЕЛЛС ФАРГО БЭНК НОРТВЕСТ, НЭШЕНЭЛ ЭССОСИЭЙШЕН" (WELLS FARGO BANK NORTHWEST, NATIONAL ASSOCIATION) и Компанией "КАМА АВИЭЙШЕН, Эл.Эл.Си" (KAMA AVIATION, LLC) (продавцы).
Во исполнение названного Договора состоялась оплата и фактическая передача самолета, подтверждающаяся актами передачи права собственности на Самолет (Bill of sale) от 01 июня 2018 г., один из которых подписан и составлен по специальной форме и представлен 01 июня 2018 г. в Федеральное управление гражданской авиации США для снятия самолета с регистрации в США.
По условиям договора продавец согласился продать, а покупатель - приобрести воздушное судно Компании "Бомбардир Инк" (Bombardier Inc) модели BD-100-1A10 с заводским серийным номером 20062 и регистрационным номером в США N 300MY. Цена покупки самолета составляет 3 834 700 долларов США за вычетом общей суммы всех ежемесячных арендных платежей, уплаченных покупателем в период после 28 февраля 2018 г. и до даты успешной поставки покупателю воздушного судна и бортовой документации (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора покупатель перечисляет цену покупки на счет эскроу-агента (Компания Иншуэред Эикрафт Тайтл Сервисиз Эл Эл Си, США).
Из финального счета (проформа-инвойс) продавца - банка "ВЕЛЛС ФАРГО БЭНК НОРТВЕСТ, НЭШЕНЭЛ ЭССОСИЭЙШЕН" (WELLS FARGO BANK NORTHWEST, NATIONAL ASSOCIATION) следует, что окончательный остаток к оплате после вычета стоимости финансового лизинга и корректировок по счету эскроу составил 3 350 000 долларов США.
Таким образом, покупателем уплачены полная стоимость самолета (в том числе на счет эскроу-агента 3 354 000 долларов США (из них в счет оплаты самолета - 3 350 000 долларов США и 4 000 долларов США - проценты эскроу-агента), лизинговые платежи в размере 480 700 долл. США.
В подтверждение полученных денежных средств в счет оплаты самолета эскроу-агент выставил закрывающий баланс от 01 июня 2018 г.
По актам передачи права собственности от 01 июня 2018 г. на самолет, один из которых составлен по специальной форме и предоставлен 01 июня 2018 г. в ФУГА, продавец 01 июня 2018 г. продал и передал покупателю (Campino Limited) все права, правовые титулы и имущественные интересы на воздушное судно с регистрационным номером в США N 300MY, производитель и модель воздушного судна - "Bombardier Inc." модель BD-100-1A10 (зарегистрированное в МР как Бомбардир модели Челленджер 300) с заводским серийным номером 20062.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора продавец передает покупателю право на воздушное судно, свободное от всех обременений (которые, согласно пункту 1.1 включают в себя любые внутренние или иностранные налоги и пошлины).
Согласно пункту 5.1.5 договора продавец гарантировал отсутствие каких-либо известных ему открытых процессов или разбирательств в государственных органах против него или угрожающих ему, исход которых мог бы отрицательно повлиять на права или экономические выгоды покупателя.
Пунктом 5.2 договора предусмотрен перечень характеристик самолета и обстоятельств, за которые продавец не несет ответственности и в отношении которых не дает гарантий. При этом прямо предусмотрено, что свобода от обременений (включая внутренние или иностранные налоги и пошлины) в данный перечень не входит (находится в зоне ответственности продавца и им гарантирована).
Гарантии ограждения покупателя от ответственности за все убытки, возникающие по причине или в связи с любым обстоятельством до поставки самолета, в том числе гарантии передачи самолета свободным от обременений, включая налоги и пошлины, содержатся также в Приложении "Подтверждение и гарантия" за подписью участника продавца Бахтина Е. к вышеуказанному договору, подписанному продавцом.
07 июня 2018 г. право собственности Campino Limited на самолет зарегистрировано в Реестре воздушных судов Острова Мэн Службой регистрации воздушных судов в соответствии с положениями Конвенции "О международной гражданской авиации" от 07 декабря 1944 г. и приказом "О воздушной навигации (Острова Мэн)", самолету присвоен государственный и регистрационный опознавательный знак (номер) - M-DEND, выдано свидетельство о регистрации 1072/1 REG.
Номер предшествующей международной регистрации самолета (300MY) также отражается в Реестре воздушных судов, что следует из выписки из Реестра воздушных судов по состоянию на 26 января 2021 г.
Таким образом, с 07 июня 2018 г. самолет Bombardier Challenger300 (BD-100-1A10) (заводской серийный номер 20062) находится в собственности Campino Limited.
При этом Компания не является аффилированным лицом с ООО "Сфера Джет" и КАМА АВИЭЙШН ЭлЭлСи (предыдущим собственником самолета).
Компанией Campino Limited раскрыта информация о своем конечном бенефициаре (Маке Асатиани), о чем в материалы дела представлена информация о бенефициаре KAMA AVIATION LLC и ООО "Сфера Джет", а также доказательства отсутствия аффилированности.
Так, конечным бенефициаром Компании Кама Авиэйшн является Бахтин Е. Данная информация указана и раскрыта в договоре покупки самолета. Конечным бенефициаром Campino Limited является Мака Асатиани, гр. Грузии, проживающая в Швейцарии, самостоятельное физическое лицо.
Согласно свидетельству о полномочиях Campino Limited, его единственным акционером является GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP - юридическое лицо, созданное по законодательству Великобритании. GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP (Товарищество с ограниченной ответственностью "Глобал Марин Фьюэл (Джи-Эм-Эф) Эл-Эл-Пи") было зарегистрировано в Великобритании 29 апреля 2014 г. за номером NC001167, о чем было выдано свидетельство о регистрации.
Сведения о юридических лицах Регистрационной палаты Великобритании являются открытыми и размещены на официальном сайте Регистрационной палаты Великобритании (https://find-and-update.company-information.service.gov.uk), согласно которым единственным лицом, осуществляющим значительный контроль GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP, является Мака Асатиани, о чем было заявлено в апреле 2016 года и подтверждается представленным Компанией составленным нотариусом г. Москвы протоколом осмотра доказательства интернет-сайта - https://find-and-update.company-information.service.gov.uk/company/NC001167, а также заверенной распечаткой информации (с переводом) в отношении GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP.
Асатиани М. является конечным бенефициаром GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP с даты его создания (косвенное участие), однако обязанность по раскрытию конечного бенефициара в Великобритании возникла позже создания GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP и была исполнена в апреле 2016 года. В 2018 году конечные бенефициары стали прямыми участниками GLOBAL MARINE FUEL (GMF) LLP и 08 февраля 2018 г. заключили между собой договор товарищества с ограниченной ответственностью "Глобал Марин Фьюэл (Джи-Эм-Эф) Эл-Эл-Пи".
Согласно распечаткам с сайта Регистрационной палаты Великобритании и заключенному договору товарищества с ограниченной ответственностью "Глобал Марин Фьюэл (Джи-Эм-Эф)", доля Асатиани М. составляет 99%. Ни указанное лицо, ни ее супруг Гогелия К., не являются аффилированными, взаимозависимыми лицами с KAMA AVIATION LLC (предыдущим собственником Самолета), с ООО "Сфера Джет".
По сведениям ЕГРЮЛ участниками ООО "Сфера Джет" являются Степанюк А.Ю. (доля в размере 24,5%), Стахурская Т.В. (доля в размере в размере 24,5%) и MIRLEY EQUITY LIMITED (доля в размере 51%).
В соответствии с размещенными в ЕГРЮЛ, в системе СПАРК-Интерфакс, Руспрофайл сведениями, согласно открытым данным официального сайта Департамента регистрации и ликвидации компаний Кипра директором MIRLEY EQUITY LIMITED является ; MIRLEY EQUITY LIMITED является также единственным учредителем ООО
ВИП ГЛОБАЛ СЕРВИС
(генеральный директор Васькин Е.Ю.) и ООО
ИНВЕСТМЕНТ КОМПАНИ
(генеральный директор Шведов И.А.), которые расположены по одному с ООО
Сфера Джет
адресу - Москва, Кадашевская набережная, 26.
Доказательства аффилированности Компании Campino Limited с кем-либо из указанных выше лиц в материалы дела не представлены.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Компании Campino Limited, таможенным органом не представлено.
Таким образом, Компания Campino Limited, являющаяся добросовестным приобретателем самолета, право собственности на который возникло у компании в 2018 году, не знала и не могла знать о незаконном использовании самолета предыдущим собственником или иными лицами для внутренней перевозки на территории Российской Федерации, в то время как факт нарушений ООО "Сфера Джет" таможенного законодательства установлен таможенным органом в 2019 году, в связи с чем обращение взыскания на воздушное судно, принадлежащее третьему лицу, влечет возложение на него публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей, не исполненной ответчиком - ООО "Сфера Джет", что не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 248-О-П.
Судом апелляционной инстанции также указано на то, что лицо, являющееся собственником воздушного судна, за счет которого таможенным органом взыскиваются таможенные платежи и пени, не привлечено к участию в деле в качестве ответчика, при этом таможенный орган возражал против замены ответчика другим лицом и (или) привлечения Компании Campino Limited в качестве соответчика со ссылкой на то, что требование предъявлено к надлежащему ответчику - ООО "Сфера Джет", необходимости замены ответчика на Компанию Campino Limited, либо привлечение последней в качестве соответчика не усматривает.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика таможенных платежей, пени в общем размере 51 364 794,47 руб. за счет товара, в отношении которого таможенные платежи, специальные антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены (среднеразмерный самолет бизнес-класса повышенной комфортабельности сектора деловой авиации (бизнес-джет) Bombardier CL300 (серийный номер 20062, регистрационный номер N 300MY) с двумя двигателями, пассажировместимостью 9 человек и массой пустого снаряженного самолета - 10591 кг, производитель "Bombardier Aerospace"), поскольку таможенные платежи и пени взыскиваются за счет товара, принадлежащего на праве собственности иному лицу - Компании Campino Limited, а не ООО "Сфера Джет".
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационных жалобах таможни ссылаются на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А41-93524/19, однако Компания Campino Limited не являлась участником спора по данному делу, ответчиком по настоящему делу не является, в то время как требования заявлены в отношении имущества, принадлежащего данной компании.
Иные доводы кассационных жалоб указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2022 г. приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО "Сфера Джет" и иным заинтересованным лицам совершать таможенные операции в отношении предмета спора - среднеразмерного самолета бизнес-класса повышенной комфортабельности сектора деловой авиации (бизнес-джет) Bombardier CL300 (серийный номер 20062, регистрационный номер N 300MY) (с 07 июня 2018 г. новый регистрационный номер M-DEND), с двумя двигателями, пассажировместимостью 9 человек и массой пустого снаряженного самолета - 10591 кг, производитель "Bombardier Aerospace".
В связи с тем, что производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, принятые обеспечительные меры подлежат отмене применительно к правилам части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 г. по делу N А40-291383/19-21-1418 оставить без изменения, кассационные жалобы Центральной почтовой таможни, Домодедовской таможни - без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры, введенные определением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2022 г. по настоящему делу, в виде запрета ООО "Сфера Джет" и иным заинтересованным лицам совершать таможенные операции в отношении предмета спора - среднеразмерного самолета бизнес-класса повышенной комфортабельности сектора деловой авиации (бизнес-джет) Bombardier CL300 (серийный номер 20062, регистрационный номер N 300MY) (с 07 июня 2018 г. новый регистрационный номер M-DEND), с двумя двигателями, пассажировместимостью 9 человек и массой пустого снаряженного самолета - 10591 кг, производитель "Bombardier Aerospace".
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 248-О-П, лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств.
...
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Компании Campino Limited, таможенным органом не представлено.
Таким образом, Компания Campino Limited, являющаяся добросовестным приобретателем самолета, право собственности на который возникло у компании в 2018 году, не знала и не могла знать о незаконном использовании самолета предыдущим собственником или иными лицами для внутренней перевозки на территории Российской Федерации, в то время как факт нарушений ООО "Сфера Джет" таможенного законодательства установлен таможенным органом в 2019 году, в связи с чем обращение взыскания на воздушное судно, принадлежащее третьему лицу, влечет возложение на него публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей, не исполненной ответчиком - ООО "Сфера Джет", что не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 248-О-П."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф05-4124/22 по делу N А40-291383/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4124/2022
26.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68679/2021
03.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291383/19
11.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23213/2021