г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А40-176488/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, Красновой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от АО Подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой" - Горохов Д.В. (доверенность от 30.07.2019), Ефанова Е.М. (доверенность от 01.03.2022);
от Департамента городского имущества города Москвы - Кодоев А.А. (доверенность от 29.12.2021), после перерыва Горчакова Е.А. (доверенность от 29.12.2021);
от Департамента строительства г. Москвы - Шинкарюк А.Ю. (доверенность от 29.03.2022);
от ТУ Росимущества в городе Москве - не явился, извещен;
от ФГБУ "Морская спасательная служба" - Лебедева И.В. (доверенность от 20.12.2021);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу АО Подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А40-176488/2020
по иску АО Подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой"
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: Департамент строительства г.Москвы, ТУ Росимущества в городе Москве, ФГБУ "Морская спасательная служба",
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой" (далее - АО "Подводспецстрой", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права собственности истца на расположенные по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, д. 2, искусственно созданный земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004012:9535 общей площадью 16 000 кв. м, и гидротехническое сооружение - берегоукрепление площадью 428,5 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства г. Москвы, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее - ФГБУ "Морская спасательная служба").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Общество в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что на момент принятия Государственной программы на период 11.06.1992 3-й отряд уже не входил в систему отрядов "Подводречстрой", а являлся самостоятельным юридическим лицом, созданным в порядке статьи 5 Закона СССР от 04.06.1990 "О предприятиях в СССР"; судами не учтены обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела N А40-182620/2020, имеющие преюдициальное значение.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители Департамента городского имущества города Москвы, Департамента строительства г. Москвы, ФГБУ "Морская спасательная служба" возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при обращении в суд истец указывал, что в порядке универсального правопреемства Общество является собственником объектов по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, д. 2, а именно: искусственного созданного земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004012:9535 площадью 16 000 кв.м, берегоукрепления площадью 428,5 кв.м, некапитального объекта площадью 474,6 кв.м.
Строения построены в 1985, земельный участок, занятый водой, площадью 1,6 га в акватории Нагатинского затона с намывом грунта для размещения производственно-складской базы Управления "Подводречстрой" отведен Министерству речного флота РСФСР на основании распоряжения Исполкома Моссовета от 31.05.1984 N 816-р, в разрешительном письме ГлавАПУ от 05.11.1984 указано, что объем строительства уточняется проектом, письмом от 11.09.1997 ФГУП "Канал им. Москвы" подтвердил, что в 1984-1985 годах занятый водой участок площадью 1,6 га в акватории Нагатинского затона осушен путем намыва привозным песчаным грунтом.
Факт создания искусственного земельного участка подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N A40-61321/2008.
Истец указывает, что в соответствии со статьей 33 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником имущества, следовательно, истец является собственником искусственно созданного земельного участка и расположенных на нем объектов (движимых и недвижимых) вне зависимости от наличия договора аренды земельного участка, так как факт заключения такого договора не является основанием для лишения права собственности истца на земельный участок и расположенные на нем объекты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с требованием о признании права собственности на объект и земельный участок.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований исходя из следующего.
На основании распоряжения исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 31.05.1984 N816-р "Об отводе Минречфлоту РСФСР земельного участка под строительство производственно-складской базы Управления "Подводречстрой" в Нагатинском затоне (Пролетарский район)" Министерству речного флота РСФСР отведен земельный участок, занятый водой, площадью 1,6 га акватории Нагатинского затона (Пролетарский район), в границах согласно представленному плану, с намывом грунта для размещения производственно-складской базы Управления "Подводречстрой", перебазируемой с территории парка Победы, на застройщика возложены обязательства по оформлению в ГлавАПУ г. Москвы отвода земельного участка и разрешения на строительство (п. I), представлению на рассмотрение в ГлавАПУ г. Москвы проектов на строительство производственно-складской базы и благоустройств территории, согласованные с Санэпидстанцией г. Москвы и Московско-Окским бассейновым (территориальным) управлением по регулированию использования и охране вод, на Министерство речного флота РСФСР возложено обязательство освободить занимаемый земельный участок на территории парка Победы в сроки, обеспечивающие строительство памятника Победы.
04.04.1988 заместителем Министра речного флота РСФСР утвержден устав Московского ордена Трудового красного Знамени управления подводно-технических и строительных работ (производственного объединения) "Подводречстрой" Министерства речного флота РСФСР.
В соответствии с пунктом 7 устава в состав Подводречстрой входили структурные единицы, в том числе, 3-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ с территориальным расположением в городе Москве.
Пунктом 3 устава Московского ордена Трудового красного Знамени управления подводно-технических и строительных работ (производственного объединения) "Подводречстрой" установлено, что Подводречстрой непосредственно подчиняется главному управлению капитального строительства Министерства речного флота РСФСР.
В пункте 4 устава Подводречстроя предусмотрено, что Подводречстрой является специализированным объединением, находящимся на основной эксплуатационной деятельности Министерства речного флота.
Решением исполнительного комитета Пролетарского районного Совета народных депутатов города Москвы от 14.11.1990 N6229 зарегистрировано Московское объединение арендных предприятий подводно-технических строительных работ ("Подводречстрой") Госконцерна "Росречфлот".
В соответствии с пунктом 3 устава МОАП "Подводречстрой" на основе договора аренды "Подводречстрой" с Госконцерном "Росречфлот" РСФСР переходит на арендные отношения с подразделениями объединения в качестве арендодателя и в дальнейшем путем сквозной аренды формирует единый механизм арендного хозяйствования всей системы Подводречстрой.
Согласно пунктов 1, 3, 7 и 9 раздела устава МОАП "Подводречстрой" "Права и обязанности" объединение арендаторов "Подводречстрой" с момента регистрации приобретает права юридического лица и статус арендного предприятия, арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду, имущество объединения арендаторов в виде основных средств и оборотных средств числится на балансе объединения, "Подводречстрой" наделяет свои подразделения частью этих средств в размерах, необходимых для реализации их планов на основе договоров аренды как арендодателя с арендаторами, основные средства, числящиеся на балансе Подводречстрой, передаются предприятиям-арендаторам с правом выкупа их по остаточной стоимости, кроме средств, предназначенных для судоподъема и приписанного табельного оборудования.
19.12.1990 исполнительным комитетом Таганского районного совета народных депутатов гор. Москвы принято решение от N 2420 "О регистрации арендного предприятия 3-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ" о регистрации устава арендного предприятия 3-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийноспасательных работ и разрешено перезаключение договора аренды.
В соответствии с п. 1.1 устава арендное предприятие 3 отряд создано в соответствии с решением конференции трудового коллектива отряда и договором аренды, заключенным между Московским управлением "Подводречстрой" и организацией арендаторов, и на основании приказа "Подводречстрой".
Пунктом 1.9 устава арендного предприятия 3 отряд установлено, что взаимоотношения арендного предприятия с арендодателем регулируются договором аренды, определяющим права и обязанности сторон и экономическую ответственность за нарушение договорных обязательств.
В пункте 5.3 устава арендного предприятия 3 отряд предусмотрено право выкупать имущество, взятое в аренду, на условиях и в порядке, предусмотренных договором с арендодателем.
05.12.1990 между Московским управлением "Подводречстрой" Российского государственного концерна речного флота "Росречфлот" (арендодатель) и организацией арендаторов 3 экспедиционного отряда судоподъемных, подводнотехнических и аварийно-спасательных работ (арендатор) заключен договор аренды N 12, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду основные производственные фонды и оборотные средства общей стоимостью 75 339 тыс. руб.
Согласно пункту 1.3 договора имущество, переданное в аренду, является государственной собственностью, на период аренды имущество находится в полном хозяйственном ведении арендатора.
Пунктом 2.4.5 договора предусмотрено право арендатора на выкуп арендованного имущества.
27.05.1992 согласно свидетельству Московского земельного комитета N05-1069 Москомземом зарегистрирована декларация, предоставленная 3 экспедиционным отрядом судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя Госконцерна Росречфлот от 22.05.1992 N01/114, и поставлен на учет факт использования земельного участка площадью 1,6 га, имеющего адресный ориентир: Нагатинский затон, ул. Коломенская, д. 2.
Данный документ не удостоверял право предъявителя на участок, не являлся основанием для удостоверения права на участок, а также обременения участка какими-либо договорами, соглашениями, обязательствами.
В соответствии с протоколом заседания Совета Объединения арендных предприятий "Подводречстрой" от 13-14.10.1994 N 16 по 3 вопросу повестки дня о сохранении единой системы Подводречстроя с задачами организации и координации судоподъемных и аварийно-восстановительных работ приняты решения преобразовать исполнительный аппарат Подводречстроя в государственное учреждение на бюджетной основе, просить Госкомимущество Российской Федерации передать не подлежащее приватизации имущество в хозяйственное ведение.
Согласно пункту 1.1 устава закрытого акционерного общества подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой", утвержденного собранием учредителей (протокол N 4), общество создано путем преобразования с изменением организационно-правовой формы арендного предприятия "3 экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ" в Акционерное общество закрытого типа подводно-строительная компания "Подводспецстрой" (14.02.1994, регистрационный номер Ц-1 116.495), общество является правопреемником всех имущественных прав и обязательств арендного предприятия "3-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ".
21.12.1995 письмом Министерства транспорта Российской Федерации NК-10/986 "О создании государственного учреждения "Подводречстрой", направленным в адрес Правительства Российской Федерации, сообщалось, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Подводречстрой как одно из основных подразделений входит в состав функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на речном транспорте, в системе Подводречстроя имеется неподлежащее приватизации имущество, необходимое для выполнения аварийных работ, собственными силами создаются специальные технические средства, в целях сохранения действующей системы предупреждения и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на речном транспорте, обеспечения устойчивого функционирования системы безопасности транспортного процесса на внутренних водных путях России.
Министерством транспорта Российской Федерации внесено предложение о создании государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ "Подводречстрой" на базе государственного имущества, находящегося в аренде у Московского объединения арендных предприятий "Подводречстрой" по завершении договора аренды 01.01.1996, Государственному учреждению "Подводречстрой" передается в оперативное управление государственное имущество, предназначенное для производства указанных выше работ, которое будет содержаться и использоваться экспедиционными отрядами Подводречстроя (или созданными на их базе акционерными обществами) на договорных условиях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.01.1996 N72-р принято решение о создании государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ "Подводречстрой", на Госкомимущество возложено обязательство по закреплению за учреждением "Подводречстрой" государственного имущества на праве оперативного управления по перечню, согласованному с Минтрансом России, на Минтранс России - по утверждению устава учреждения "Подводречстрой".
В соответствии с распоряжением государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 07.09.1996 N 689-р за государственным учреждением подводно-технических и аварийно-спасательных и судоподъемных работ "Подводречстрой" закреплено на праве оперативного управления государственное имущество согласно перечню, установленному на основании акта инвентаризации, утвержденного начальником государственного учреждения "Подводречстрой" 06.05.1996 и согласованного с Федеральной службой речного флота России.
В акте приема-передачи государственного имущества, закрепленного за ГУ "Подводречстрой" на праве оперативного управления от 06.05.1996 к Распоряжению Госкомимущества России от 07.06.1996 N 689-р под инвентарным номером 1552-3 указан гараж сборно-разборный, 1989 года ввода в эксплуатацию.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 19.04.2017 NМС-66-р "О реорганизации федерального бюджетного учреждения "Морская спасательная служба Росморречфлота" в форме присоединения к нему федерального бюджетного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой" реорганизовано с сохранением наименования находящегося в ведении Федерального агентства морского и речного флота ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" в форме присоединения к нему ФБУ подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой".
Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сделана регистрационная запись от 27.12.2017 N7177749820659.
Согласно заключения территориального управления землепользования земельный участок по Коломенской улице, вл. 2, площадью 1,6 га расположен в 15 зоне города и принадлежит 3 экспедиционному отряду судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя, земельный участок выделен распоряжением МГИК от 31.05.1984 N 816-р под производственно-складские нужды, в настоящее время на участке установлено два временных металлических модуля и капитальное строение проходной, свободная территория используется под складские цели.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу NА40-61321/2008 установлено, что между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом подводно-техническая строительная компания "Подводспецстрой" (арендатор) заключен договор краткосрочной аренды от 30.09.2005 NМ-05-507214 земельного участка площадью 25 660 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2, сроком до 28.06.2007; уведомлением от 19.12.2007 N33-ИТ5-8890/7 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказался от возобновленного договора аренды от 30.09.2005 N М-05-507214 по правилам статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как следует из пункта 1.1 договора аренды N М-05-507214, земельный участок предоставлен для эксплуатации существующей производственно-складской базы; согласно пункту 4.4 договора аренды N М-05-507214 до окончания срока аренды арендатор обязан проработать совместно с АПУ ЮАО вопрос о выводе объекта с территории на другой земельный участок, сведений о наличии другого земельного участка Департамент земельных ресурсов города Москвы и Префектура ЮАО города Москвы в суд не представили.
Как установлено судами, из планов спорного земельного участка и Атласа рек усматривается, что из общей площади спорного участка 25 660 кв. м большая часть 16 000 кв. м (1,6 га) намыта грунтом, согласно документам БТИ строения построены в 1985, при таком положении расположенные на спорном участке строения производственно-складской базы построены законно до заключения договора аренды от 30.09.2005 N М-05-507214, из Устава ответчика усматривается, что он является правопреемником арендного предприятия "3-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ", основные средства приняты на баланс по акту, обязанности снести здания без перевода на другой участок в отношении ответчика договор аренды N М-05-507214 не устанавливлено.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 16.11.2015 N3431/5 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004012:6 (дата присвоения 31.08.2006) является Российская Федерация на основании Закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и АО "Подводспецстрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, от 12.04.2016 N М-05-048773, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004012:9535, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации производственного и складского назначения, сроком до 22.03.2065.
Согласно пункту 1.5 договора на участке расположены принадлежащие на праве собственности АО "Подводспецстрой" объекты недвижимого имущества: одноэтажное нежилое здание общей площадью 146,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, д. 2; одноэтажное нежилое здание общей площадью 27,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2; двухэтажное нежилое здание общей площадью 195,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2; одноэтажное нежилое здание общей площадью 205,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, д. 2, строен. 2; весы стационарные (грузовые) общей площадью 75 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2.
Пунктом 1.6 договора установлено, что на участке, кроме объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.5 договора, также расположены два некапитальных объекта: г. Москва, ул. Коломенская, д. 2, стр. 3, общей площадью 481,8 кв. м; г. Москва, ул. Коломенская, д. 2, стр. 4, общей площадью 474,6 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 17:05:0004012:9535 в 2016 году поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления кадастрового инженера и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием одного земельного участка (77:05:0004012:9535) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004012:6, при котором преобразуемый земельный участок (77:05:0004012:6) сохраняется в измененных границах, поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 05.04.2019 N 77/100/070/2019-5427 отсутствуют данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004012:6 площадью 8 763 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2, содержатся сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка: 77:05:0004012:9504, 77:05:0004012:9503, 77:05:0004012:9505.
Согласно выписке на объект недвижимости от 05.04.2019 N77/100/073/2019-9048 в ЕГРН отсутствуют данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004012:9535 площадью 16 896 +/- 45 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Коломенская, вл. 2, содержатся сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка: 77:05:0004012:1067, 77:05:0004012:1066, 77:05:0004012:9504, 77:05:0004012:9505.
В письме от 16.10.2019 N 5913 ФГБУ "МОРСПАССЛУЖБА" сообщило ТУ Росимущества в городе Москве о том, что в районе земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004012:6 и 77:05:0004012:9535 морской порт с установленными распоряжением Правительства Российской Федерации границами отсутствует, земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0004012:6 и 77:05:0004012:9535 в границы морского порта не входят, также не находятся ни в границах речных портов, ни в границах территорий внутренних путей, объекты инфраструктуры морских портов на них не располагаются, в связи с чем Федеральное агентство морского и речного транспорта не может осуществлять права собственника в отношении этих земельных участков, данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, расположенных в городе Москва, поэтому полномочия по распоряжению указанными земельными участками относятся к Территориальному управлению.
Согласно подпункту 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, портовые сооружения и объекты, атомный, учебный, гидрографический, рейдовый флот, флот для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, ремонтно-технологическое предприятие "Атомфлот", имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов "Подводречстроя" и судоходных инспекций, отнесены к объектам, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 6 приложения 6 к распоряжению Госкомимущества России от 16.09.1992 N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" приватизация гидротехнических сооружений (волноломы, оградительные сооружения, причалы, подходные каналы, маяки и навигационные знаки) запрещена.
В пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 императивно закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия и объекты речного и морского флота относятся к объектам федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации на объект недвижимости возникло в силу прямого указания закона.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание вышеизложенное, исходя из недоказанности возникновения права собственности у истца (его правопредшественника) на спорные объекты, учитывая невозможность приватизации спорных объектов в силу закона на основании действовавшего ранее законодательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о недоказанности совокупности условий необходимых для признания за истцом права собственности на спорное имущество.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о невозможности приватизации спорных объектов в силу закона.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не учтены обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела N А40-182620/2020, имеющие преюдициальное значение, подлежит отклонению, поскольку решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2021 по указанному делу принято по заявлению, рассмотренному в порядке главы 24 АПК РФ, при рассмотрении которого судом устанавливалось соответствие/несоответствие закону решения регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, при рассмотрения данной категории дел спор о праве на недвижимое имущество не разрешается, ввиду чего выводы, изложенные в указанном решении, не могут подтверждать право собственности Общества на спорные объекты недвижимого имущества и правомерно не учтены судами первой и апелляционной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А40-176488/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф05-4326/22 по делу N А40-176488/2020