город Москва |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А40-215851/2021 |
Арбитражный суд Московского округа в составе
судьи Гречишкина А.А. (единолично),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метро-Пэй"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-215851/2021
по иску Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Метро-Пэй"
о взыскании финансовых санкций,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Метро-Пэй" (далее - ответчик, общество) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август, декабрь 2016 года в размере 1 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами, общество зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи обязаны представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным Федеральным законом:
до 2017 года - ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице;
с 2017 года - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице.
Между тем ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за август, декабрь 2016 года ООО "Метро-Пэй" представлена 30.09.2016 и 24.01.2017.
Согласно представленной отчетности количество застрахованных лиц - 2 человека.
Установив данные обстоятельства, уполномоченное лицо пенсионного фонда сформировало акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В результате рассмотрения актов пенсионным фондом вынесены решения от 19.04.2018 N 087S19180040385 и от 28.02.2018 N 087S19180016156 о применении финансовых санкций к страхователю (должнику) за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании указанных решений заявителем выставлены требования 23.03.2018 N 087S01180140271 и 15.05.2018 N 087S01180073928 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в общем размере 1 000 руб.
Поскольку требования в установленные сроки обществом не исполнены, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 1 000 руб.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пришли к выводу о наличия оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленный срок в пенсионный фонд достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, приняв во внимание отсутствие доказательств добровольного исполнения требований пенсионного фонда, отклонив доводы ответчика о пропуске пенсионным фондом срока исковой давности.
Суды исходили из того, что ввиду отсутствия порядка и сроков на взыскание штрафов в законе, с учетом передачи с 01.01.2017 регулирования правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органам, а также в силу положений ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на правоотношения, связанные с принудительным взысканием финансовых санкций (штрафов) предусмотренных ст. 17 Закона, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а именно ст. ст. 48, 115 НК РФ.
Применив положения пункта 1 статьи 48 НК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсионным фондом не пропущен срок на взыскание финансовых санкций в судебном порядке, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании финансовых санкций в суд начинает течь с даты, до которой соответствующее требование должно быть исполнено, то есть за август, декабрь 2016 года в срок до 04.06.2018 и до 10.04.2018 и поскольку заявление поступило в суд 30.09.2021, установленный законом срок заявителем соблюден.
Суд округа не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Закона N 27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Судами по настоящему делу было установлено, что началом течения совокупного срока обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в рассматриваемом случае является 30.09.2016 - день представления сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года.
Применительно к настоящему спору суд округа отмечает, что подлежит применению правило, изложенное в абзаце 3 п. 2 ст. 48 НК РФ об истечении срока исполнения самого раннего требования об уплате штрафа, учитываемого при расчете общей суммы штрафа, подлежащей взысканию, когда пенсионный фонд обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, учитывая, что общая сумма штрафа не превысила сумму, указанную в данной норме (абзац 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Совокупный срок для обращения с заявлением о взыскании санкций за указанные периоды года истек в октябре 2020 г.
Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа в октябре 2021 г.
Суд округа пришел к выводу о том, что пенсионным фондом пропущен срок для обращения в суд. Следовательно, отсутствуют основания для взыскания с общества суммы штрафа.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные в материалы дела доказательства исследованы, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, которым следует отказать в удовлетворении требований пенсионного фонда.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А40-215851/2021 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Метро-Пэй" штрафа в сумме 1000 руб.
Судья |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
...
Применительно к настоящему спору суд округа отмечает, что подлежит применению правило, изложенное в абзаце 3 п. 2 ст. 48 НК РФ об истечении срока исполнения самого раннего требования об уплате штрафа, учитываемого при расчете общей суммы штрафа, подлежащей взысканию, когда пенсионный фонд обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, учитывая, что общая сумма штрафа не превысила сумму, указанную в данной норме (абзац 3 п. 2 ст. 48 НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2022 г. N Ф05-10647/22 по делу N А40-215851/2021