г. Москва |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А40-111730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества "Мособлгаз" - Мазирка Н.В., представитель по доверенности от 19 ноября 2021 года;
от Правительства Москвы - Григорьева А.Э., представитель по доверенности от 2 марта 2022 года;
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы - Григорьева А.Э., представитель по доверенности от 30 декабря 2021 года;
рассмотрев 19 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2021 года, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года, по делу N А40-111730/2021
по заявлению акционерного общества "Мособлгаз"
к Правительству Москвы и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 1 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года, удовлетворено заявление акционерного общества "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз") о признании незаконным бездействия Правительства Москвы по не утверждению границ охранной зоны газораспределительной сети, расположенной по адресу: Москва, п. Сосенское, д. Зименки, кадастровый номер 77:17:0120101:17; признании незаконным решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - департамент), оформленного письмом от 15 апреля 2021 года N 01-01-09-5210/21 и на Правительство Москвы возложена обязанность утвердить границы охранной зоны принадлежащей АО "Мособлгаз" на праве собственности газораспределительной сети, расположенной по адресу: Москва, п. Сосенское, д. Зименки, кадастровый номер 77:17:0120101:17 с последующим направлением в орган регистрации прав.
Не согласившись с выводами судов, Правительство Москвы и департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представители Правительства Москвы и департамента поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель АО "Мособлгаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Мособлгаз" на праве собственности принадлежит газораспределительная сеть д. Зименки протяженностью 2.421 м, кадастровый номер: 77:17:0120101:17 по адресу: Москва, п. Сосенское, д. Зименки.
АО "Мособлгаз" обратилось в Правительство Москвы с заявлением N 3377/01 об утверждении границ охранной зоны газораспределительной сети, принадлежащей АО "Мособлгаз" на праве собственности и расположенной по адресу: Москва, п. Сосенское, д. Зименки (кадастровый номер 77:17:0120101:17), а также сведения о границах охранной зоны газораспределительной сети, содержащие текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В ответ на указанное заявление в АО "Мособлгаз" поступило письмо Департамента от 15 апреля 2021 года N 01-01-09-5210/21, в котором сообщено о том, что в связи с отсутствием в полном объеме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных статьями 57, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, наделение органа исполнительной власти г. Москвы полномочиями по установлению, прекращению и изменению охранных зон газораспределительных сетей Правовым управлением Правительства г. Москвы признано преждевременным.
АО "Мособлгаз" не согласившись с отказом Департамента и бездействием Правительства Москвы, считая их незаконными, нарушающими права АО "Мособлгаз", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что в силу положений Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве г. Москвы", Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 28 ноября 2017 года N 915-ПП, Правительство Москвы и департамент наделены полномочиями на принятие решения об утверждении границ охранных зон газопроводов, а не утверждение границ охранной зоны газораспределительной сети создает предпосылки невозможности исполнения АО "Мособлгаз" обязанности по утверждению границ охранных зон в срок до 1 января 2025 года, установленный законодательством Российской Федерации, не позволяет обеспечивать безопасную эксплуатацию газопроводов, препятствует соблюдению третьими лицами нормативных расстояний при размещении объектов капитального строительства, что, в свою очередь, может привести к возникновению аварийных ситуаций на трубопроводах и, как следствие, к угрозе безопасности жизни, здоровья и имущества человека, суды, руководствуясь положениями статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты", статей 10, 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878, пришли к выводу, что у департамента и Правительства Москвы отсутствовали основания для отказа АО "Мособлгаз" в утверждении границ охранной зоны газораспределительной сети.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований АО "Мособлгаз", поскольку оспариваемые решение департамента и бездействие Правительства Москвы не соответствуют закону и нарушают прав заявителя.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы Правительства Москвы и департамента, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года по делу N А40-111730/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в силу положений Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве г. Москвы", Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 28 ноября 2017 года N 915-ПП, Правительство Москвы и департамент наделены полномочиями на принятие решения об утверждении границ охранных зон газопроводов, а не утверждение границ охранной зоны газораспределительной сети создает предпосылки невозможности исполнения АО "Мособлгаз" обязанности по утверждению границ охранных зон в срок до 1 января 2025 года, установленный законодательством Российской Федерации, не позволяет обеспечивать безопасную эксплуатацию газопроводов, препятствует соблюдению третьими лицами нормативных расстояний при размещении объектов капитального строительства, что, в свою очередь, может привести к возникновению аварийных ситуаций на трубопроводах и, как следствие, к угрозе безопасности жизни, здоровья и имущества человека, суды, руководствуясь положениями статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты", статей 10, 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878, пришли к выводу, что у департамента и Правительства Москвы отсутствовали основания для отказа АО "Мособлгаз" в утверждении границ охранной зоны газораспределительной сети.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2022 г. N Ф05-14900/22 по делу N А40-111730/2021