г. Москва |
|
6 сентября 2022 г. |
Дело N А40-206325/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Перуновой В.Л.,
при участии в судебном заседании:
от арбитражного управляющего должником - Дулько Д.Е., доверенность от 01.03.2022,
от финансового управляющего - Назаренко В.А., доверенность от 15.08.2022,
рассмотрев 30.08.2022 в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Тихомирова Дмитрия Сергеевича
на определение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2022,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022
по заявлению арбитражного управляющего Тихомирова Дмитрия Сергеевича об утверждении суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего
по делу о признании несостоятельным (банкротом) Мирошкина Сергея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 в отношении Мирошкина Сергея Александровича введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Тихомиров Дмитрий Сергеевич.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2019 Мирошкин Сергей Александрович признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества должника, исполнение обязанностей финансового управляющего должником возложено на Тихомирова Дмитрия Сергеевича.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2019 финансовым управляющим должником утвержден Агеев Владимир Алексеевича.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении заявления арбитражного управляющего Тихомирова Д.С. об утверждении суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в процедуре реализации имущества гражданина отказано.
Не согласившись с судебными актами по спору, арбитражный управляющий Тихомиров Д.С. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление судов отменить, направить обособленный спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы арбитражный управляющий ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Судом в порядке с. 279 АПК РФ к материалам дела приобщен отзыв финансового управляющего Агеева В.А. на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель арбитражного управляющего Тихомирова Д.С. на доводах кассационной жалобы настаивала.
Представитель финансового управляющего Агеева В.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления судов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как установлено судами, с 18.05.2018 по 26.06.2019 арбитражный управляющий Тихомиров Д.С. являлся финансовым управляющим должником в процедуре реструктуризации долгов, с 26.06.2019 по 09.10.2019 - в процедуре реализации имущества.
В силу п. 17 ст.20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина составляет семь процентов размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами.
Действительно, если в ходе процедуры банкротства полномочия финансового управляющего осуществлялись несколькими лицами, то по общему правилу проценты по вознаграждению за эту процедуру распределяются между ними пропорционально продолжительности периода полномочий каждого из них в ходе этой процедуры.
Между тем, суд вправе отступить от указанного правила, если вклад одного управляющего в достижение целей соответствующей процедуры банкротства существенно превышает вклад другого (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве").
В пункте 22 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) указано, что по общему правилу, проценты по вознаграждению арбитражного управляющего являются стимулирующей частью его дохода, поэтому погашение требований уполномоченного органа, кредиторов способами, не связанными с эффективным осуществлением арбитражным управляющим мероприятий в рамках соответствующей процедуры банкротства, не может рассматриваться как основание для выплаты такого дополнительного стимулирующего вознаграждения.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В связи с этим, а также с учетом того, что правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частноправовой встречный характер (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к абзацу третьему пункта 1 статьи 723 и статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно.
Проценты по вознаграждению являются по своей природе стимулирующей выплатой, подобием премии за фактические результаты деятельности в качестве арбитражного управляющего, за достижение целей, в частности, конкурсного производства в виде наиболее полного удовлетворения включенных в реестр требований кредиторов.
Стимулирующий характер процентов проявляется в том, что их выплата обусловлена такими показателями в деятельности арбитражного управляющего, при которых достигнуты положительные результаты процедуры как для всех кредиторов, так и части.
В настоящем случае, отказывая в удовлетворении требований арбитражного управляющего Тихомирова Д.С., суды исходили из того, что фактически Тихомировым Д.С. не были выполнены какие-либо мероприятия по проведению торгов надлежащим образом, при этом деятельность арбитражного управляющего Тихомирова Д.С., связанная с реализацией полномочий финансового управляющего, не привела к положительному результату.
Так, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили, что финансовый управляющий Агеев В.А. в связи с не передачей ему арбитражным управляющим Тихомировым Д.С. документации по проведению торгов вынужден был провести новую оценку имущества должника, разработать соответствующее положение о порядке, сроках и продажи имущества должника, по результатам проведенных финансовым управляющим Агеевым В.А. повторных торгов один объект недвижимости реализован по договору купли-продажи, второй объект оставлен за собой залоговым кредитором.
Таким образом, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, при этом выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А40-206325/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В связи с этим, а также с учетом того, что правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частноправовой встречный характер (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к абзацу третьему пункта 1 статьи 723 и статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф05-1416/19 по делу N А40-206325/2017
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1416/19
30.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45428/2022
14.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29813/2022
12.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41873/2021
02.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53005/20
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1416/19
18.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3219/20
14.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56243/19