• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф05-14984/22 по делу N А40-63108/2021

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" (подрядчик) и ООО "Бронницкая строительная компания" (заказчик) был заключен договор N 3685541 выполнения работ по верхнему строению пути от 20.11.2019 г., предметом которого является выполнение силами и средствами подрядчика работ по верхнему строению ж.д. пути по объекту "Подъездной железнодорожный путь необщего пользования от ст.Бейские Копи до Бейского каменноугольного месторождения, Республика Хакасия ст.Углесборочная, 2-й этап" и "Развитие инфраструктуры необщего пользования АО "ОВЭ" на станции Камышта-2, Аскизский район, Республика Хакасия (1,2 этапы)" (работы), в соответствии с условиями настоящего договора, а заказчик обязался создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором стоимость (п. 1.1.). Как указывает истец, в стоимость работ установленной п. 2.1 договора не входят и оплачиваются заказчиком стоимость работы, подачи и уборки тягового подвижного состава. В соответствии с п. 4.1.13 договора, заказчик обязан обеспечить оплату железнодорожного тарифа за перевозку техники подрядчика от места ее постоянной дислокации до места выполнения работ и обратно, а также стоимость работы, подачи и уборки тягового подвижного состава. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6.1 договора). В обоснование исковых требований истец указал, что в период март-июль 2020 г. со станций Курагино, Абакан Красноярской железной дороги грузоотправителем ПМС N 181 Красноярской ДРП - ЦДРП - филиала ОАО "РЖД" на станцию Камышта Красноярской железной дороги в адрес грузополучателя АО "Отделение временной эксплуатации" по указанным им отправкам были отправлены путевые машины и вагоны с грузом - "переводы стрелочные", щебень, а также порожние вагоны из-под разных грузов. Фактическая провозная плата по данным перевозкам составила 3.965.567 руб. (без учета НДС 20 %) и плата за проводника - 275.973 руб. (без учета НДС 20 %). Оплаченная ответчиком ООО "БСК" сумма провозных платежей составила 1.277.157 руб. (без учета НДС 20 %). Недополученный размер провозных платежей по спорным железнодорожным накладным составляет 2.997.383 руб., НДС 20 % - 599.476 руб. 60 коп. Таким образом, истец указал, что сумма задолженности составляет 3.596.859 руб. 60 коп., которая, по мнению истца, подлежит взысканию солидарно с ответчиков в связи с установленной договором и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации обязанности ответчиков по несению расходов на оплату железнодорожного тарифа за перевозку техники подрядчика от места ее постоянной дислокации до места выполнения работ и обратно. Расчет провозных платежей был произведен истцом в соответствии с Прейскурантом 10-01. Кроме того, на сумму задолженности истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03.03.2021 г. по 22.03.2021 г., с 23.03.2021 г. по день фактического исполнения решения суда.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 322, 323 ГК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.

Так, неоплаченные ответчиком перевозки по железнодорожным накладным N N ЭЫ543168, ЭШ805006, ЭШ804787, ЭЯ889811, ЭА751665, ЭА751304, ЭБ422073, ЭВ366180, ЭВ364310, ЭГ322940, ЭГ317864, ЭГ958688, ЭД182029, ЭД182461, ЭД203946, ЭД253726, ЭД253935, ЭД260962, ЭД248524, ЭЖ141291, ЭЖ100395, ЭЖ827671, ЭЖ938637, ЭЗ101555, ЭЗ093799, ЭЗ540857, ЭИ119355, ЭИ438063 осуществлялись в связи с исполнением ООО "БСК" и ОАО "РЖД" договора подряда N 3685541 на выполнение работ по верхнему строению пути от 20.11.2019 г. Согласно абз. 2 п. 2.3. договора подряда N 3685541 от 20.11.2019 г., стоимость работы, подачи и уборки тягового подвижного состава в стоимость работ по настоящему договору не входят и оплачиваются заказчиком со своего лицевого счета на основании отдельных договоров, заключенных заказчиком с перевозчиком и собственником (балансодержателем) тягового подвижного состава, соответственно. Как правомерно установлено судом в адрес истца ответчиком были направлено 8 заявок по форме ГУ-12, а именно: N 0033913688 от 06.07.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0033866174 от 26.06.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0032664216 от 26.02.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0032905001 от 20.04.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0032989272 от 11.05.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0033049434 от 23.05.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0033494838 от 02.06.2020 г. на перевозку: переводы стрелочные, род вагона: ПЛ (платформа); N 0033905227 от 04.07.2020 г. на перевозку: щебень для балластировки железнодорожного пути, род вагона ХДЗТ. Расчет провозных платежей производился в системе АС ЭТРАН, обладателем которой является ОАО "РЖД". Заявки ответчика были согласованы и определена стоимость перевозки. После чего, денежные средства в оплату перевозки были списаны истцом с лицевого счета ответчика ЕЛСN 1005539879. Каждая заявка ООО "БСК" оформлялась соответствующей транспортной накладной. Так были оформлены следующие накладные: NN ЭШ804787; ЭА751304; ЭВ364310; ЭГЗ17864; ЭД203946; ЭЖ141291; ЭЖ938637; Э3093799, всего 8 накладных по 8 заявкам. При этом каких-либо доказательств, что оставшиеся 20 заявок имеют отношения к ООО "БСК" истцом, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, не было представлено, в указанных накладных в качестве грузоотправителя указан ПМС 181 Красноярской ДРП-ЦДРП филиала ("РЖД"), грузополучателем был указан АО "ОВЭ". При этом ответчик как сторона соглашения к перевозке в данных накладных не значится. В силу ст. 2.3. договора, любая перевозка осуществляемая истцом, должна быть оформлена на основании соответствующей заявки ООО "БСК". Однако, акты о списании материальных ценностей не доказывают фактов выполнения работ, а также оказания услуги по перевозке.

Кроме того, суд в обжалуемых актах верно указал, что представленные акты относятся к документам бухгалтерского учета и только констатируют факты списания материальных ценностей для целей формирования актуальных остатков по складу предприятия, при этом доказательств, что именно эти ценности имели отношение к договору подряда истцом не было представлено. Более того, данные акты не содержат указаний и ссылки на договор подряда, в связи с чем не могут служить доказательством перевозки и выполнения работ по договору подряда.

При этом истец в суде первой инстанции пояснил, что спорные заявки были оформлены дорожными ведомостями по передислокации жд техники между структурными подразделениями ОАО "РЖД", но фактически данное передвижение было в рамках договора подряда, а ненадлежащее оформление документации было обосновано истцом человеческим фактором.

При таких обстоятельствах, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, правомерно установил, что в данном случае истцом не доказано, что ООО "БСК" обязано оплачивать провозную плату по оспариваемым ответчиком заявкам.

Кроме того, согласно заявкам к накладным ЭД203946 и ЭЖ141291 истец и ответчик согласовали перевозку в платформах (ПЛ). Согласно Прейскуранту 10-01, стоимость составила 360.086 руб. 40 коп. по накладной ЭД203946 и 168 512 руб. 40 коп. по накладной ЭЖ141291. Однако, истец произвел доначисление суммы платежа в общем размере 278.768 руб. 40 коп., мотивируя это тем, что перевозки были осуществлены вагонами другого типа - ППК (путевые машины). Вместе с тем, согласно абз. 13 ст. 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов. О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее, чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку. В нарушении указанной нормы истец об увеличении стоим перевозки или о замене подвижного состава ответчика не уведомил. Таким образом, суд верно установил, что требование истца о взыскании дополнительной платы по указанным накладным является неправомерным

Кроме того, суд верно отклонил и требования истца к ответчику 2 - АО "ОВЭ". Так, по мнению истца, провозная плата должна была быть уплачена ответчиками соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 322 ГК РФ. Однако, ООО "БСК" в указанных истцом накладных в качестве плательщика не указан, равно как не указан он и в качестве грузоотправителя или грузополучателя. При этом АО "ОВЭ" не является стороной в правоотношениях по отправке/возврату грузов и/или техники для выполнения работ по договору и не обладало какими-либо полномочиями в отношении прибывшего в его адрес груза. Заявки ГУ-12 на перевозку спорных грузов АО "ОВЭ" в адрес ОАО "РЖД" не направлялись, их формирование в программе ОАО "РЖД" осуществляло самостоятельно. Исходя из положений ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, отказаться от получения груза грузополучатель (или как в данном случае лицо, которое указано отправителем в ж.д. накладной в качестве такового) имеет право исключительно в случае установления значительного изменения качества груза. При отказе от получения грузополучателем груза по иным основаниям возникают последствия в виде начисления платы за простой вагонов."