город Москва |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А40-80649/23-2-447 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Мамонтова Э.П.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Росреестра: Панфиловой Н.В. (дов. N 20/040-ОС от 01.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Атемасовой А.А. (дов. N Д-21/2024 от 15.01.2024 г.);
рассмотрев 07 февраля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Мамонтова Э.П.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2023 г.
по делу N А40-80649/23-2-447
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамонтова Эдуарда Павловича
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Мамонтов Эдуард Павлович (далее - ИП Мамонтов Э.П., предприниматель, заявитель) на основании договора уступки прав требования (цессии) от 02 марта 2023 г. N 02/03-23ДЦ является взыскателем по исполнительному производству N 383184/22/77055-ИП, возбужденному судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве на основании исполнительного листа серии ФС N 037880651, выданного во исполнение постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 г. по делу N А40-198258/20 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новый век" (далее - ООО "Новый век", общество, должник) о взыскании задолженности в размере 5 115 642,92 руб.
В целях поиска имущества, принадлежащего руководству должника, ИП Мамонтов Э.П. 28 февраля 2023 г. подал в личном кабинете регистрационного органа электронные запросы N OfSite-2023-02-28-1031204, N OfSite-2023-02-28-1025092, N OfSite-2023-02-28-1018135, N OfSite-2023-02-28-1001524, N OfSite-2023-02-28-984530 (далее - запросы) о предоставлении выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0014009:8609, 77:08:0010004:2604, 77:08:0008005:1948, 77:02:0022013:2012, 77:07:0015003:20372 (далее - выписки), принадлежащих участникам и генеральным директорам общества.
Запросы были оплачены через портал Госуслуг в 21:50 мск по поступившей на электронную почту ссылке.
01 марта 2023 г. на электронную почту предпринимателя и в личном кабинете Росреестра пришли выписки из ЕГРН со скрытыми сведениями о ФИО правообладателях с записью "физическое лицо".
С 01 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 266-ФЗ), которым предусмотрены изменения в процедуре предоставления сведений из ЕГРН, в том числе в части персональных данных правообладателей в выписках (данные сведения не могут быть предоставлены третьим лицам без согласия самого правообладателя).
Ссылаясь на то, что запросы были поданы предпринимателем 28 февраля 2023 г., то есть до вступления в силу Федерального закона N 266-ФЗ, в связи с чем предоставление регистрационным органом запрашиваемых выписок из ЕГРН со скрытыми сведениями о ФИО правообладателях является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ИП Мамонтов Э.П. обратился в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) по предоставлению выписок из ЕГРН со скрытыми сведениями о ФИО правообладателей и об обязании Росреестр и Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Мамонтова Э.П. путем повторного предоставления выписок из ЕГРН с указанием ФИО правообладателей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2023 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Мамонтова Э.П., просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на незаконные действия регистрационного органа.
В отзыве на кассационную жалобу Росреестра просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
От Управления Росреестра по Москве через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
В заседании суда кассационной инстанции представители Росреестра и Управления Росреестра по Москве с доводами кассационной жалобы не согласились.
ИП Мамонтов Э.П. в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Частью 1 статьи 62 Закона о государственной регистрации (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 62 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 72 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 08 апреля 2021 г. N П/0149 (далее - Порядок), установлено, что в случае если плата вносится после представления запроса, днем получения Роскадастром запроса считается день, следующий за днем получения Роскадастром сведений об оплате.
Федеральным законом N 266-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), часть которых вступили в силу с 01 сентября 2022 г., а часть - с 01 марта 2023 г.
В соответствии с частью 1 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации основанием для предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, третьим лицам в составе выписки из ЕГРН, является наличие в ЕГРН записи о возможности их представления.
Частью 6 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации установлено, что персональные данные гражданина, указанные в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости, независимо от наличия в ЕГРН записи, указанной в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости, также предоставляются в составе выписки из ЕГРН лицам, указанным в части 13 статьи 62 Закона о недвижимости, в том числе физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя.
В части 6 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации приведен перечень лиц, по запросам о предоставлении сведений которых предоставляются данные гражданина, указанные в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости.
При этом переходных положений применения указанных изменений законодательством не предусмотрено.
С 01 марта 2023 г. персональные данные правообладателей в выписках по общему правилу не могут быть предоставлены третьим лицам без согласия самого правообладателя. Для отображения персональных данных правообладателя в выписках, предоставляемых неограниченному кругу лиц, правообладатель дает согласие на предоставление таких сведений, обращаясь в орган регистрации прав либо посредством сайта Росреестра, либо непосредственно в многофункциональный центр предоставления государственных услуг, после чего персональные данные могут быть предоставлены третьим лицам.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия Росреестра и Управления Росреестра по Москве по предоставлению выписок из ЕГРН со скрытыми сведениями о ФИО правообладателей соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы предпринимателя, поскольку предоставление обезличенных сведений из ЕГРН заявителю с учетом полученной оплаты и соответственно полученного ППК Роскадастр запроса - 01 марта 2023 г., подготовлены на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, на дату подготовки сведений (01 марта 2023 г.) и в соответствии с требованиями действующего законодательства (по данным ЕГРН заявитель не является правообладателем либо представителем правообладателя объектов недвижимости) и в установленные сроки.
При этом судами указано на то, что оплата по направленным предпринимателем запросам поступила в регистрационный орган 01 марта 2023 г., в период с 2-х до 3-х часов ночи по московскому времени, т.е. после вступления в силу изменений, касающихся предоставления сведений в отношении правообладателей объектов недвижимости.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы заявителю по его ходатайству в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 150 руб. (сто пятьдесят руб.). Указанная сумма государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с ИП Мамонтова Э.П. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2023 г. по делу N А40-80649/23-2-447 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Мамонтова Э.П. - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мамонтова Эдуарда Павловича (ОГРНИП 320508100268147) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб. (сто пятьдесят руб.) за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации основанием для предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, третьим лицам в составе выписки из ЕГРН, является наличие в ЕГРН записи о возможности их представления.
Частью 6 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации установлено, что персональные данные гражданина, указанные в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости, независимо от наличия в ЕГРН записи, указанной в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости, также предоставляются в составе выписки из ЕГРН лицам, указанным в части 13 статьи 62 Закона о недвижимости, в том числе физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя.
В части 6 статьи 36.3 Закона о государственной регистрации приведен перечень лиц, по запросам о предоставлении сведений которых предоставляются данные гражданина, указанные в части 1 статьи 36.3 Закона о недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф05-483/24 по делу N А40-80649/2023