Москва |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А40-208588/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Тарасова Н.Н.,
судей Кузнецова В.В., Перуновой В.Л.,
при участии в судебном заседании:
от Каминской И.В. - Вишняков С.В. по доверенности от 01.04.2022;
от Асгарова Р.Н. - явился лично, предъявил паспорт;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Каминской И.В.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2023,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024
о завершении процедуры реализации имущества гражданина
в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) Жукова А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы 03.12.2020 Жуков А.Г. (далее - должник) был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Асгаров Р.Н.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024, процедура реализации имущества гражданина в отношении должника была завершена, должник был освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, кредитор Каминская И.В. обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит удовлетворить кассационную жалобу, обжалуемые определение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Каминской И.В. доводы кассационной жалобы поддержал, а арбитражный управляющий Асгаров Р.Н. просил суд обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, финансовым управляющим должника, во исполнение требований пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, был представлен отчет о проделанной работе, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника, а также доказательства принятия мер к выявлению имущества гражданина, опубликованы сведения о признании должника банкротом и о введении процедуры реализации имущества гражданина.
Согласно представленному в материалы делу отчету финансового управляющего, в реестр требований кредиторов включены требования кредиторов на сумму 9 891 183,85 руб., которые не были удовлетворены в полном объеме.
В рамках проведения мероприятий по выявлению имущества гражданина, финансовым управляющим было установлено и реализовано следующее имущество должника: 100 % доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-технологические системы" и автомобиль Ssang Yong CJ Actyon.
По результатам анализа финансового состояния должника финансовым управляющим признаки фиктивного или преднамеренного банкротства выявлены не были, а также сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника.
Установив, что финансовым управляющим процедура реализации имущества гражданина была проведена в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости завершения процедуры реализации имущества гражданина с освобождением должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Обращаясь за судебной защитой, кредитор Каминская И.В. ссылалась на то, что завершение процедуры реализации имущества является преждевременным, а ее права и законные интересы нарушены тем, что финансовым управляющим должника не были выполнены все мероприятия процедуры банкротства, а именно, ей, как конкурсному кредитору, не было предложено принять в счет погашения задолженности земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090230:23, который не был реализован ввиду признания торгов несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Указанные доводы были правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Земельный участок с кадастровым номером: 50:12:0090230:23 был выставлен финансовым управляющим на торги, которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Впоследствии проведенные повторные торги по реализации указанного имущества также были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
В силу пункта 5 статьи 213.26 Закона о банкротстве, если финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество и (или) права требования к третьим лицам и кредиторы откажутся от принятия указанных имущества и (или) прав требования в счет погашения своих требований, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом и (или) правами требования.
В настоящем случае, финансовым управляющим, вопреки доводам Каминской И.В. об обратном, в порядке положений пункта 5 статьи 213.26 Закона о банкротстве, в адрес кредиторов должника было направлено уведомление о принятии нереализованного имущества должника в счет погашения своих требований (том 1, листы дела 124-125), однако, в связи с отсутствием согласия этого кредитора на принятие нереализованного имущества должника, нереализованное имущество было возвращено должнику.
Иные источники для формирования конкурсной массы и погашения требований кредиторов финансовым управляющим выявлены не были.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Закона, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В данном случае, при рассмотрении дела о банкротстве должника судом первой инстанции не установлены обстоятельства для неосвобождения должника от имеющихся обязательств.
Лицами, участвующими в деле, о наличии таких оснований на дату рассмотрения вопроса о завершении реализации имущества должника суду заявлено не было.
Как следствие, учитывая отсутствие оснований для неприменения положений статьи 213.28 Закона о банкротстве, суд первой инстанции правомерно освободил должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для спора обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка.
Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не усматривая оснований для их переоценки, поскольку названные выводы в достаточной степени мотивированы, соответствуют нормам права.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя жалобы с судебным актом не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для его отмены.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Между тем, приведенные в кассационной жалобе доводы фактически свидетельствуют о несогласии с принятыми судами судебными актами и подлежат отклонению, как основанные на неверном истолковании самим заявителем кассационной жалобы положений Закона о банкротстве, а также как направленные на переоценку выводов судов по фактическим обстоятельствам дела, что, в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, недопустимо при проверке судебных актов в кассационном порядке.
Приведенный в кассационной жалобе довод об отсутствии относимых и допустимых доказательств направления кредитору соответствующего уведомления о принятии нереализованного имущества должника в счет погашения своих требований, судебной коллегией отклоняется.
Вопреки доводам кредитора об обратном, в материалах дела имеются доказательств направления ему по адресу места жительства указанного уведомления (копия почтовой квитанции, подтверждающая направление 30.01.2023 предложения финансового управляющего Каминской И.В. по адресу: 119049, Москва, ул. Мытная, д. 7, стр. 1, кв. 377).
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления N 80111180101473, письмо ожидало адресата по месту вручения с 01.02.2023 по 04.03.2023, и было возвращено отправителю связи с истечением срока хранения.
Довод кассатора о том, что в отсутствие описи вложения в почтовое отправление финансовый управляющий не доказал факт направления именно уведомления, подлежит отклонению, так как носит предположительный характера.
Кроме того, данный довод не имеет правового значения, так как в любом случае кредитор не обеспечил получение получения почтового отправления, либо уклонился от этого.
Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрений, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в определении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по делу N А40-208588/19 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Тарасов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
...
Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2024 г. N Ф05-4972/24 по делу N А40-208588/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4972/2024
19.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85678/2023
26.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40402/2021
03.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208588/19