1. Технические неполадки в работе оператора электронной площадки, следствием которых стало отсутствие возможности у участников размещения заказа подавать ценовые предложения на участие в торгах, являются нарушением Закона о размещении заказов и влекут административную ответственность оператора электронной площадки.
На сайте оператора электронной площадки в сети "Интернет" проводились открытые аукционы в электронной форме. Оператор электронной площадки обеспечивал непрерывность проведения и надежность функционирования программных и технических средств указанных торгов.
В ходе размещения указанных торгов в ФАС России поступил ряд жалоб от ООО "Ц", ООО "И", ООО "Т", ООО "Л", ООО "Д", ЗАО "С", ООО "Ф", ООО "К", ООО "Г", ООО "Ю", ООО Фирма "Ф", ООО "А".
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия ФАС России) рассмотрела указанные жалобы и в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов провела внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
Согласно части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов.
Комиссией ФАС России установлено, что 12.09.2011 на сайте оператора электронной площадки возникли технические неполадки, что привело к отсутствию возможности подачи предложений о цене контрактов у ООО "Ц", ООО "И", ООО "Т", ООО "Л", ООО "Д", ЗАО "С", ООО "Ф", ООО "К", ООО "Г", ООО "Ю", ООО Фирма "Ф", ООО "А".
Следовательно, Оператор электронной площадки не обеспечил 12.09.2011 непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, чем нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалоб принято решение от 19.09.2011, согласно которому Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта оператора электронной площадки, в следствие чего у ООО "Ц", ООО "И", ООО "Т ", ООО "Л", ООО "Д", ЗАО "С", ООО "Ф", ООО "К", ООО "Г", ООО "Ю", ООО Фирма "Ф", ООО "А" отсутствовали возможности подачи предложений о цене контрактов по указанным выше аукционам.
За нарушение порядка проведения открытого Аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России провело административное расследование и получило материалы, подтверждающие выводы Комиссии ФАС России.
Согласно извещениям о проведении аукционов в электронной форме открытые Аукционы в электронной форме проводились на электронной площадке в сети Интернет, то есть Оператором электронной площадки.
Должностным лицом ФАС России было получено письмо Оператора электронной площадки, в котором были подтверждены обстоятельства, установленные Комиссией ФАС России.
Таким образом, должностным лицом ФАС России в действиях Оператора электронной площадки был установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.01.2012 г. по делу N АК361-1-11)
2. Перенос даты проведения открытого аукциона в электронной форме оператором электронной площадки является нарушением Закона о размещении заказов, за которое предусмотрены меры административной ответственности.
Заказчик разместил на сайте оператора электронной площадки извещения о проведении аукционов в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 315 000 рублей, 95 900 рублей и 102 206 рублей соответственно (далее - Аукционы).
Несколькими участниками размещения заказов в ФАС России были направлены обращения, содержащие информацию, содержащую признаки нарушения оператором электронной площадки положений Закона о размещении заказов.
Инспекция ФАС России, проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с извещениями о проведении Аукционов дата окончания подачи заявок на участие в аукционах назначена на 13.07.2011 на 17-00 GMT +2.
Заказчиком представлены документы, подтверждающие, что 13.07.2011 в личный кабинет Заказчика поступило уведомление о том, что дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах перенесена на 14.07.2011 10-00 GMT+2.
Так же Инспекция установила, что перенос окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах связан с некорректной работой программно-аппаратного комплекса сайта оператора электронной площадки 13.07.2011.
Согласно части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов.
Следовательно, Оператор электронной площадки не обеспечил 13.07.2011 непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, чем нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанные материалы, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого были получены доказательства вины оператора электронной площадки.
Таким образом, должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.01.2012 г. по делу N АК361-2-11)
3. Направление оператором электронной площадки заказчику не всех документов, направленных участником размещения заказа оператору электронной площадки в составе заявки, является нарушением Закона о размещении заказов и влечет привлечение оператора электронной площадки к административной ответственности.
Заказчик проводил открытые аукционы в электронной форме на сайте оператора электронной площадки. В ходе размещения заказа в ФАС России поступили жалобы участника размещения, содержащие признаки нарушения Закона о размещении заказов.
Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения жалоб ООО "М" приняты решения от 23.09.2011 NN К-2103, К-2104, К-2105, согласно которым Оператором электронной площадки нарушен порядок документооборота в части не направления Заказчику документов, предусмотренных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к общестроительным и монтажным работам и документов, подтверждающих опыт выполнения работ (номера извещений 017321, 017322, 017323).
В соответствии с частью 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов в случае направления документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Комиссией ФАС России установлен факт направления ООО "М" 11.08.2011 отсутствующих во вторых частях заявок документов. При этом, отсутствие данных документов в составе вторых частей заявок, направленных Заказчику, произошло по техническим причинам на сайте оператора электронной площадки вследствие того, что данные заявки были поданы до внесения изменений в документацию об Аукционах.
Следовательно, Оператор электронной площадки нарушил порядок документооборота 07.09.2011, чем нарушил часть 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов.
За нарушение Оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого были получены доказательства вины Оператора электронной площадки.
Таким образом, в действиях Оператора электронной площадки был установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.01.2012 г. по делу N АК361-3-11)
4. Зачисление денежных средств, поступивших от участника размещения заказа в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, с нарушением срока, предусмотренного законодательством о размещении заказов, является нарушением, за которое предусмотрены меры административной ответственности для оператора электронной площадки.
Заказчиком на сайте оператора электронной площадки проводился открытый аукцион в электронной форме.
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой, поданной в порядке главы 8 Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2.2 "Регламента открытия и ведения счетов Оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме" (далее - Регламент) Оператор электронной площадки зачисляет денежные средства на счёт Участника размещения заказа не позднее 1 (одного) часа после получения Оператором электронной площадки информации от Расчетной организации о перечислении Участником размещения заказа соответствующих денежных средств на счет Оператора электронной площадки. Данные о поступлении денежных средств обновляются Оператором ежедневно по рабочим дням, в 10:00, 12:00, 15:30, 18:00.
Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа ГУ "Т" на действия Оператора электронной площадки, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком Аукциона, принято решение от 20.09.2011, согласно которому у ГУ "Т" отсутствовала возможность подать заявку на участие в аукционе в связи с несвоевременным зачислением Оператором электронной площадки денежных средств на счет ГУ"Т".
Как следует из материалов дела, денежные средства, внесенные для обеспечения участия ГУ "Т" в аукционе в электронной форме, поступили в систему Оператора электронной площадки 08.09.2011 и зачислены на счет указанного участника размещения заказа 13.09.2011, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
Следовательно, Оператор электронной площадки несвоевременным зачислением денежных средств на счет ГУ "Т" нарушил часть 2 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
За нарушение Оператором электронной площадки порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме частью 3 статьи 7.31.1 КоАП предусматривается административная ответственность.
Таким образом, в действиях Оператора электронной площадки содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.31.1 КоАП.
Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанные материалы приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования были получены доказательства вины Оператора электронной площадки.
Таким образом, должностное лицо ФАС России привлекло Оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.01.2012 г. по делу N АК361-4-11)
5. Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме "на право выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт административного корпуса".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об Аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Вместе с тем, согласно подпункту 3.2.3 пункта 3.2 документации об Аукционе, пункту 11 Информационной карты вторая часть заявки участника размещения заказа должна содержать выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
1) работы по подготовке архитектурных решений;
2) работы по подготовке конструктивных решений;
3) работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий, в части:
работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;
работы по подготовке проектов внутренних инженерных сетей водоснабжения и канализации;
4) работы по подготовке технологических решений, в части:
работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов;
5) работы по разработке специальных разделов проектной документации, в части инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне;
6) работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
7) работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрРФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации участнику размещения заказа необходимо иметь свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 5 статьи 48 ГрРФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо Заказчика, утвердившее документацию о торгах.
Таким образом, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.01.2012 г. по делу N К-1534/11/АК360-11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения госзаказа. Обращено внимание на следующее.
Технические неполадки в работе оператора электронной площадки, в результате которых участники размещения заказа не смогли подавать ценовые предложения на участие в торгах, - это нарушение Закона о госзакупках, за которое предусмотрена административная ответственность.
Оператору электронной площадки административная ответственность грозит и в следующих случаях. Если он перенес дату проведения открытого аукциона в электронной форме. Предоставил заказчику не все документы, направленные ему участником торгов в составе заявки. Денежные средства, поступившие от участника размещения заказа в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, зачислены с нарушением установленного законом срока.
В силу Закона о госзакупках участники торгов, в частности, должны соответствовать требованиям, устанавливаемым к лицам, поставляющим товары (выполняющим работы, оказывающим услуги), которые являются предметом торгов.
Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к таким работам.
Требование о наличии свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, является нарушением Закона о размещении заказов. За утверждение аукционной документации, не соответствующей законодательству о госзакупках, предусмотрена административная ответственность.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.