Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение ЗАО (далее - Общество) о порядке выкупа земельного участка, находящегося у коммерческой организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в Вашем обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица - собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В отношении земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности и расположенного на территории г. Москвы, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП с заявлением о выкупе необходимо обращаться в Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. При этом до 1 января 2012 года действует льготный порядок определения выкупной цены земельного участка. Собственник здания вправе самостоятельно выбрать, какое право на земельный участок ему желательно получить - собственности или аренды. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса, в частную собственность не предоставляются, однако исходя из документов, представленных Обществом в обращении от 26.10.2009 N 440, можно сделать вывод, что предоставленные Обществу земельные участки не являются ограниченными в обороте.
Одновременно следует подчеркнуть, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды не лишает возможности приобрести данный участок в собственность, что предусмотрено пунктом 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
На основании изложенного Департамент считает необходимым сообщить, что при обращении в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о переоформлении прав на земельный участок Общество вправе самостоятельно выбрать вид права.
Дополнительно обращаем внимание, что аналогичный вопрос являлся предметом рассмотрения ряда судебных дел. Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2009 по делу N А40-21727/09-156-257 и постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу N А41-17216/08 действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации признаны незаконными в связи с отказами в предоставлении заявителям земельных участков в аренду и собственность соответственно.
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 января 2010 г. N Д23-57 "О порядке выкупа земельного участка"
Текст письма официально опубликован не был