1. О внесении заказчиком изменений в документацию об аукционе при исполнении предписания ФАС России.
Инспекция ФАС России рассмотрев в части действий ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) обращение компании, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по комплексному благоустройству на дворовых территориях района города Москвы, пришла к следующим выводам.
Согласно обращению Оператор электронной площадки не обеспечил Заказчику техническую возможность разместить на электронной площадке изменения, внесенные Заказчиком в документации об Аукционах во исполнение предписаний Комиссии Московского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов.
Специалист Оператора электронной площадки не согласился с указанными доводами и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки ФАС России установила следующее.
02.03.2012 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба участника размещения заказа на действия Заказчика при проведении Аукционов. В результате указанная жалоба признана обоснованной и выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Согласно указанным предписаниям необходимо прекратить нарушения Закона о размещении заказов, а именно:
- Заказчику, аукционной комиссии отменить протоколы, составленные при проведении Аукционов;
- Оператору электронной площадки обеспечить возможность отмены указанных протоколов, разместить на электронной площадке информацию об отмене указанных протоколов, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционах, об отмене указанных протоколов;
- Заказчику привести документации об Аукционах в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом вынесенных решений;
- Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в Аукционах не менее чем на пятнадцать дней со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) изменений, внесенных в документации об Аукционах;
- Заказчику разместить на электронной площадке информацию о новых датах рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в Аукционах, проведения Аукционов;
- Оператору электронной площадки обеспечить возможность размещения информации о новых датах рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в Аукционах, проведения Аукционов, и разместить на электронной площадке информацию о новом времени проведения Аукционов;
- Оператору электронной площадки уведомить всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционах о дате и времени проведения Аукционов не позднее одного дня с момента размещения информации о дате и времени проведения Аукционов;
- Заказчику, Оператору электронной площадки вернуть участникам размещения заказа ранее поданные заявки на участие в Аукционах с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- Оператору электронной площадки прекратить блокирование операций по счетам участников размещения заказа.
ФАС России рассмотрела жалобы участника размещения заказа на действия Заказчика, выразившиеся в не исполнении вынесенных предписаний.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что во исполнение предписаний Заказчиком, в том числе внесены изменения в документации об Аукционах, однако, Оператор электронной площадки не обеспечил Заказчику техническую возможность разместить на электронной площадке указанные изменения.
На заседании Инспекции специалист Оператора электронной площадки пояснил, что изменения, вносимые заказчиками в документации об открытых аукционах в электронной форме, размещаются последними на Официальном сайте. Оператор электронной площадки направил в личный кабинет Заказчика на электронной площадке уведомления по Аукционам о том, что "в соответствии с предписаниями Заказчику необходимо внести изменения в документации об Аукционах и продлить срок подачи заявок на участие в Аукционах. Указанные действия осуществляются на Официальном сайте.
Таким образом, довод о том, что Оператор электронной площадки не обеспечил Заказчику техническую возможность разместить на электронной площадке изменения, внесенные Заказчиком в документации об Аукционах во исполнение предписаний, является несостоятельным.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России признала действия Оператора электронной площадки соответствующими законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 08.06.2012 г. по делу N П-280/12)
2. О предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде договора поручительства.
Заказчиком представлено в ФАС России в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) сведения в отношении победителя торгов для включения в Реестр.
В представленных сведениях Заказчик указал следующее.
24.01.2012 Заказчиком на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме: "Оказание интегрированных услуг передачи данных по интернет протоколам" (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона определен победитель торгов. Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, направил Оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект контракта.
Победителем торгов в срок, предусмотренный частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, направлены Оператору электронной площадки, подписанные электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа проект государственного контракта и документ об обеспечении исполнения государственного контракта (договор поручительства).
Вместе с тем, копии бухгалтерских отчетностей поручителя, представленные в налоговый орган в установленном порядке, а также документы в отношении поручителя (Устав, выписка из ЕГРЮЛ и др.) направлены не были.
Таким образом, победитель торгов признан Заказчиком уклонившимся от заключения государственного контракта.
Представители участника размещения заказа на заседании Комиссии пояснили, что копии бухгалтерских отчетностей поручителя, представленные в налоговый орган в установленном порядке, а также документы в отношении поручителя (Устав, выписка из ЕГРЮЛ и др.) победителем торгов направлены не были по причине большего объема работы.
Вместе с тем, указанные выше документы были направлены в адрес Заказчика посредством электронной почты.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки установила:
Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов направил Оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной победителем Аукциона.
На заседании Комиссии рассмотрены документы, представленные Оператором электронной площадки, из которых следует, что победителем торгов проект контракта получен в сроки, установленные Законом о размещении заказов.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов протокол разногласий.
Победитель торгов направил Оператору электронной площадки два документа, подписанные электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа: проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта - договор поручительства.
Однако, в нарушение части 22 статьи 41.12 Закона о размещении заказов победитель торгов не направил Оператору электронной площадки вместе с договором поручительства подписанные электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, документы, подтверждающие соответствие поручителя установленным законом требованиям (копии бухгалтерского баланса поручителя, предоставленные в налоговый орган в установленном порядке, а также документы в отношении поручителя, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор поручительства и копии учредительных документов поручителя).
Таким образом, победитель торгов в срок, предусмотренный частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении, не направил Оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, документ об обеспечении исполнения контракта и в соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
Заказчиком на основании части 13 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заключен государственный контракт на оказание интегрированных услуг передачи данных по интернет протоколам с участником размещения заказа, предложение о цене которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем Аукциона условий.
Комиссия, руководствуясь частями 1, 2 и 11 статьи 19, частями 4, 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков", решила сведения о таком участнике включить в Реестр в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на 2 (два) года.
При этом датой включения сведений в отношении указанной компании в Реестр считается дата размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.03.2012 г. по делу N Р-20/12)
3. О направлении участниками размещения заказа доверенностей оператору электронной площадки.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении Закона о размещении заказов, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
Из обращения Заявителя следует, что Оператором электронной площадки не направлены в порядке, установленном частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, Заказчику, Уполномоченному органу документы участника Аукциона в электронной форме - Заявителя, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7, 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В связи с чем, единой комиссией Уполномоченного органа в соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона в электронной форме вторая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе в электронной форме признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в электронной форме по следующему основанию: "в соответствии со п.1 ч.6 ст. 41.11, отсутствие документов, предусмотренных п. 7 ч. 2 ст. 41.4, (п. 5 ч. 2 ст. 41.3) ФЗ-94".
Представитель Оператора электронной площадки с доводами, изложенными в обращении Заявителя, не согласился и в своих пояснениях сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
31.01.2012 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 080 000 рублей. Согласно извещению о проведении Аукциона в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме - 08.02.2012 в 10:00 (по местному времени).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе в электронной форме на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме поступили 5 заявок от участников размещения заказа, и единой комиссией Уполномоченного органа допущены к участию в Аукционе в электронной форме все участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в Аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу проведения Аукциона в электронной форме в ходе проведения Аукциона в электронной форме предложения о цене контракта подавались 5 участниками Аукциона в электронной форме, и минимальное предложение о цене контракта поступило от участника Аукциона в электронной форме, заявке которого присвоен порядковый номер "2" и составило 584 600,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона в электронной форме единой комиссией Уполномоченного органа рассмотрены и признаны соответствующими вторые части заявок на участие в Аукционе в электронной форме 4 участников Аукциона в электронной форме: ООО "Северэнергоавтоматика" (порядковый номер "2190606"), ООО "Архимед" (порядковый номер "2190087"), ООО "Тепловые сети Воркуты" (порядковый номер "2191237"), ООО "Инженерные технологии" (порядковый номер "2180818"). При этом единой комиссией Уполномоченного органа вторая часть заявки участника Аукциона в электронной форме - Заявителя, заявке которого присвоен порядковый номер "2192975", признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в электронной форме по следующему основанию: "в соответствии со п.1 ч.6 ст. 41.11, отсутствие документов, предусмотренных п. 7 ч. 2 ст. 41.4, (п. 5 ч. 2 ст. 41.3) ФЗ-94".
На заседание Инспекции представителем Оператора электронной площадки представлено графические изображения отображаемой на сайте электронной площади информации, согласно которым заявка Заявителя на участие в Аукционе в электронной форме поступила 08.02.2012 в 06:57 (время московское) и подписана электронной цифровой подписью Пономарева Дмитрия Алексеевича. При этом, на электронную площадку поступило и одобрено заявление на регистрацию пользователя - Пономарев Дмитрий Алексеевич, действующего на основании доверенности 18.11.2011 в 10:19 (время московское).
На заседании Инспекции установлено, что Оператором электронной площадки в порядке, установленном частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, направлены Заказчику, в Уполномоченный орган вторая часть заявки на участие в Аукционе в электронной форме, поданная Заявителем, а также документы Заявителя, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме - 08.02.2012 в 10:00 (по местному времени) в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке (далее - Реестр участников). При этом в Реестре участников у Заявителя содержался документ - решение учредителя ООО "НьюТек" от 13.05.2011 N 11, согласно которому ответственным лицом за подачу заявок на открытый аукцион в электронной форме является директор ООО "НьюТек" Бей Сергей Юрьевич. На заседании Инспекции установлено, что указанный документ Заявителем направлен Оператору электронной площадки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме - 20.06.2011 в порядке, установленном частью 10 статьи 41.3 Закона о размещении заказов.
При этом, из обращения Заявителя следует, а также в составе обращения Заявителя представлено графическое изображение отображаемой на электронной площадке в личном кабинете Заявителя информации, согласно которому на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме в "Реестре участников" у Заявителя содержались доверенности на Бей Сергея Юрьевича и Пономарева Дмитрия Алексеевича. Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки на заседании Инспекции пояснил следующее: для того чтобы заменить предыдущую доверенность, приложенную при первичной аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, необходимо заменить доверенность в "Реестре документов карточки организации" программно-аппаратного комплекса электронной площадки. Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседание Инспекции представил документы подтверждающие, что информация о необходимости добавления копии доверенности, подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени организации, в "Реестр документов карточки организации", доведена до сведения Заявителя путем направления соответствующего уведомления в личный кабинет на электронной площадке, а также размещения указанной информации в новостях на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, как следует из графического изображения отображаемой на электронной площадке в личном кабинете Заявителя информации, доверенность на Пономарева Дмитрия Алексеевича содержится в "Реестре доверенностей" Заявителя, а не в "Реестре документов карточки организации".
В соответствии с частью 11 статьи 41.3 Закона о размещении заказов ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах и сведениях, представляемых в соответствии с частями 2 и 10 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, за действия, совершенные на основании указанных документов и сведений, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и сведения, представляемые в соответствии с частью 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, замену или прекращение действия указанных документов несет участник размещения заказа, представивший такие документы и сведения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае отсутствия документов, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Коми УФАС России) 28.01.2012 рассмотрена жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, единой комиссии Уполномоченного органа при проведении Аукциона в электронной форме, выразившиеся в том, что единой комиссией Уполномоченного органа вторая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе в электронной форме признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в электронной форме, так как Заявителем не представлены копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица по участию в открытых аукционах в электронной форме. По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России принято решения по делу от 28.02.2012 N 04-02/1466 о признании жалобы необоснованной.
Таким образом, Оператор электронной площадки при направлении в порядке, установленном частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, Заказчику, в Уполномоченный орган второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме, поданной Заявителем, а также документов Заявителя, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов и содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме в Реестр участников, действовал в соответствии с Законом о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.03.2012 г. по делу N П-118/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России уполномочена проверять соблюдение Закона о размещении государственных (муниципальных) заказов.
Подготовлен обзор практики проведения подобных проверок.
Так, согласно одной из жалоб оператор электронной площадки не обеспечил заказчику техническую возможность разместить на официальном сайте изменения, внесенные в документацию об аукционах.
Действия оператора были признаны законными, т. к. он направлял в личный кабинет заказчика на электронной площадке соответствующие уведомления о необходимости внести изменения в документацию и продлить срок подачи заявок на участие в аукционах. При этом было указано, что данные действия совершаются через официальный сайт.
По другому делу победитель торгов направил оператору электронной площадки подписанные ЭЦП уполномоченного лица проект контракта и договор поручительства. Однако им не были представлены документы, подтверждающие соответствие поручителя установленным требованиям. В связи с этим победитель торгов был признан уклонившимся от заключения госконтракта и внесен в соответствующий реестр на 2 года.
Также рассмотрена ситуация, касающаяся направления участниками размещения заказа доверенностей оператору электронной площадки.
Обзор практики проведения проверок в отношении действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.