1. Победитель торгов, представляя документы для подписания контракта (в том числе договор поручительства), несет ответственность за предоставление договора поручительства от организации, не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступило обращение Заказчика о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное обращение установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1.9 Информационной карты аукциона участник аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 30% от цены контракта, то есть 21 780 000 руб. При этом, согласно части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона самостоятельно.
ООО, реализовав свое право на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта, представило Заказчику договор поручительства, а также документы бухгалтерских отчетностей поручителя и документы в отношении поручителя, подтверждающие его полномочия. Поручителем по государственному контракту, заключаемому между Заказчиком и ООО, выступало ООО "Н".
Руководствуясь письмом ФАС России от 03.03.2011 "Разъяснение отдельных положений Федерального закона N 94-ФЗ, также в связи с тем, что в настоящее время на практике широко распространены факты мошенничества, выражающиеся в предоставлении заказчикам в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов договоров поручительства, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов, Заказчик направил в ИФНС по Октябрьскому району г. Самара договор поручительства с приложениями для подтверждения соответствия (несоответствия) поручителя ООО требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно поступившему из налогового органа ответу заявленный поручитель не соответствует требованиям, установленным в части 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, а именно ООО "Н" находится на упрощенной системе налогообложения, за последние два года сдавало нулевую отчетность. Бухгалтерские балансы, приложения к ним, отчеты о прибыли и убытках за 2009-2010 г.г. не соответствуют действительности.
Учитывая изложенное, Заказчик, признал ООО уклонившимся от заключения государственного контракта.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.
Пунктом 11 части З статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу действия положений части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Пунктом 22 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в пунктах 3 и 5 части 2 статьи 41.3 настоящего Федерального закона и подтверждающих его полномочия.
В случае выбора участником аукциона такого способа обеспечения как поручительство документом об обеспечении, в смысле части 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, является договор поручительства вместе с документом, указанным в части 22 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. Таким образом, возможность заключения государственного контракта с участником открытого аукциона в электронной форме возникает лишь при одновременном предоставлении таким участником договора поручительства и предусмотренных законом документов.
Заявитель предоставил недостоверные данные в отношении поручителя, что подтверждается письмом ИФНС по Октябрьскому району г. Самара, полученным в ответ на запрос госзаказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приняла решение о включении ООО в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО, не согласившись с решением ФАС России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об отмене указанного ненормативного правового акта.
Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, в решении от 13.06.2012 г. по делу N А40-30996/12-139-285 пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
2. В случае, если устав общества не содержит ограничений по сроку исполнения полномочий генерального директора, полномочия такого лица считаются бессрочными.
Заказчик разместил заказ на поставку лекарственных средств.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа, поданная в порядке главы 8 Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Заявка организации признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основаниям: "Несоответствие сведений, указанных во второй части заявки на участие в аукционе требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (пункт 1 части 6 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г.). А именно, несоответствие сведений в копиях документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (пункт 7 части 2 статьи 41.4 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г.): согласно "протоколу N 27/10 от 08 декабря 2010 года собрания учредителей ЗАО "Ф" полномочия Генерального директора К. продлены на 2011 год. Подтверждение полномочий на 2012 год отсутствует".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, в качестве подтверждения полномочий лиц на осуществление действий от имени участника размещения заказа при аккредитации предоставляются копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также представляются доверенности, выданные физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.
Согласно части 1 статьи 69 Закона об АО, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона об АО, к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
В соответствии с приказом от 12.10.1998 года N 16/Л К. приступил к исполнению обязанностей Генерального директора ЗАО "Ф".
Кроме того, в составе заявки на участие в Аукционе ЗАО "Ф" имеется Протокол Собрания учредителей в соответствии с которым полномочия Генерального директора К. подтверждены на 2011 год.
Устав ЗАО "Ф" не содержит положений ограничивающих срок действия полномочий генерального директора ЗАО "Ф".
В связи с тем, что К. исполняет свои полномочия в качестве Генерального директора ЗАО "Ф" на основании Устава ЗАО "Ф", Закона об АО, а также Приказа от 12.10.1998 года N 16/Л и, он вправе осуществлять действия от имени участника размещения заказа.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Аукционная комиссия приняла неправомерное решение о признании заявки Общества несоответствующей требованиям документации об Аукционе на основании отсутствия копии документа о подтверждении полномочий генерального директора на 2012 год, что нарушает часть 7 статьи 41.11 Закон о размещении заказов.
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России обжаловала его в судебном порядке. Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев указанное дело, в решении от 13.06.2012 г. по делу N А40-46154/12-139-437 пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенного ФАС России решения, отказав заявителю в удовлетворении требований.
3. В случае, если в документации о торгах есть указание на ГОСТ применяемых материалов и не установлены характеристики материалов, участник размещения заказа вправе в составе заявки на участие в торгах не описывать характеристики материалов, а указать ссылки на ГОСТ.
Заказчик проводил торги на участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Рассмотрев указанную жалобу, Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок ООО "С" отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании того, что первая часть заявки в части пунктов 1.1, 2.1, 2 (в части указания на конкретные показатели РТЭП), пункта 5 (в части указания товарного знака) не соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта 1.1 раздела 1 документации об аукционе в электронной форме.
Пунктом 1.1 раздела 1 документации об аукционе в электронной форме установлено, что первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об аукционной форме, на условиях предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме;
- конкретные технические характеристики используемого при производстве работ товара, соответствующие техническим характеристикам товаров, установленным техническим заданием (Приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме) и указание на товарный знак предлагаемого для использования товара (если в техническом задании документации об аукционе в электронной форме на используемый товар не указан товарный знак).
Приложением N 2 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме установлены технические требования к материалам, применяемым при выполнении работ по ремонту на автомобильной дороге.
Однако в данных требованиях содержится лишь указание на ГОСТ применяемых материалов и не установлены характеристики материалов, по которым заказчик рассматривает предложения участников размещения заказов.
Заявка ООО "С" содержала указание на ГОСТы применяемых материалов, которые соответствуют установленным документацией об аукционе ГОСТам.
Частями 4, 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что комиссия заказчика отказала ООО "С" в допуске к торгам неправомерно.
Заказчик, Комиссия Заказчика, не согласившись с выводом Комиссии ФАС России, обратились в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об отмене решения и предписания ФАС России.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, в решении от 23.05.2012 г. по делу N А40-94112/11-145-817 пришел к выводу о правомерности выводов ФАС России и отказал в удовлетворении требований заявителя.
4. Заказчик должен устанавливать в документации об Аукционе в электронной форме конкретные значения показателей товара, необходимого для использования при выполнении работ.
Заказчик разместил заказ на капитальный ремонт автомобильной дороги.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1. непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2. несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с частью 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов в случае, если предусмотрено направление документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствами товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вместе с тем, в приложении N 7 "Требования к показателям товаров используемых при выполнении работ" приведены наименование товара и ссылка на нормативный документ (ГОСТ), требованиям которого должен соответствовать товар.
Таким образом, фактически Заказчиком не установлены в документации об Аукционе в электронной форме конкретные значения показателей товара, необходимого для использования при выполнении работ. Так, например, в ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия" (пункт 6 приложения N 7) приведены определения, требования и показатели различных видов эмульсий, при этом Заказчиком не определено, каким конкретным показателям эмульсий должны соответствовать конкретные показатели, указываемые участником размещения заказа в составе первой части заявки.
Таким образом, Заказчику необходимо было установить в Техническом задании документации об Аукционе, помимо требований к качеству, техническим характеристикам товара, также значения эквивалентности и (или) значения соответствия, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, которых установлено не было.
В связи с указанным участнику размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе в электронной форме достаточно дать согласие на поставку товара, так как Заказчиком не указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Кроме этого, были выявлены иные нарушения Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании решения недействительным.
Суд, рассмотрев указанное дело, в решении от 04.06.2012 г. по делу N А40-122230/11-154-1035 согласился с выводами ФАС России и оставил решение в силе.
5. В случае, если документация об аукционе в электронной форме не содержит указания на конкретные показатели, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первых частей заявок, комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске участникам размещения заказа, не представившим конкретные показатели.
В ФАС России поступило обращение организации, поданное в порядке главы 8 Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное обращение, установила следующие обстоятельства.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе следует, что участнику размещения заказа ОАО "М" отказано в допуске к участию в аукционе на основании того, что в заявке на участие в аукционе не представлены сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а именно: не указано что поставляемый товар новый, изготовленный не ранее 2011 года; предлагаются альтернативные предложения в части оптических носителей (пункт 4.4.2. документации об открытом аукционе, положения заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе - описание товара).
В силу части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1. непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2. несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения при размещении заказа на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Вместе с тем, согласно положениям аукционной документации заказчиком установлено, что поставщиком должна быть осуществлена редакторская доработка оригинал-макетов учебной литературы, техническое редактирование, дизайнерское оформление обложки оригинал-макетов учебной литературы, копирование на отторгаемые оптические носители доработанных оригинал-макетов учебной литературы. Доработанные оригинал-макеты передаются представителю заказчика.
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в ходе исполнения государственного контракта по предмету аукциона в электронной форме необходимо не только поставить учебную литературу, но и выполнить работы по формированию, оформлению и изготовлению учебной литературы.
На основании подпункта "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
Первая часть заявки ОАО "М" содержит согласие на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, являющийся предметом размещения заказа.
Следовательно, ОАО "М", предоставив указанное согласие в составе первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме, принял на себя обязательство по выполнению работ, оказанию услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, предусмотренный аукционной документацией, тем самым предоставив сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Кроме этого, пункт 4.4.2 документации об аукционе в электронной форме не содержит указания на конкретные показатели, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о неправомерном отказе в допуске ОАО "М" к участию в торгах.
Заказчик, комиссия Заказчика, не согласившись с решением ФАС России обратились в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об отмене указанных ненормативных правовых актов. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, решением от 04.06.2012 г. по делу N А40-131090/11-154-1119 отказал в удовлетворении требований заявителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализированы отдельные судебные дела по вопросам, связанным с размещением государственных (муниципальных) заказов.
Если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, то необходимо следующее. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления.
Обеспечением исполнения является договор поручительства. Госконтракт заключается только после того, как участник представит одновременно с таким договором соответствующие копии бухгалтерских отчетностей поручителя, а также документы, подтверждающие его полномочия. Сведения в отношении поручителя должны быть достоверными.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в т. ч. представляет его интересы, совершает сделки от его имени, утверждает штаты, издает приказы и дает указания. Если устав общества не содержит ограничений по сроку исполнения полномочий генерального директора, то они считаются бессрочными. Копию документа о подтверждении полномочий генерального директора представлять не требуется.
В случае, когда в документации о торгах есть указание на ГОСТ применяемых материалов и не установлены их характеристики, участник размещения заказа вправе в заявке не описывать характеристики материалов. Достаточно указать ссылку на ГОСТ.
Если заказчиком не установлены значения эквивалентности предлагаемого к поставке товара, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и те, значения которых не могут изменяться, то в составе первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме достаточно дать согласие на поставку товара.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.