См. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета", утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 23 июля 2014 г. N 37К(983)
1. Общие положения
1.1 Стандарт внешнего финансового контроля "Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета" (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:
статей 152, 157, 192, 195, 201 и 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);
статей 2, 7, 9 и 20 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации";
Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты от 4 апреля 2003 года N 8 (с учетом изменений и дополнений);
стандартов внешнего финансового контроля, осуществляемых Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), и стандартов организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля.
1.2. Стандарт разработан для использования сотрудниками Счетной палаты при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета и подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.4. Настоящий Стандарт устанавливает:
основные принципы и этапы проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
требования к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
структуру, содержание и основные требования к заключению Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
порядок взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в ходе проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.5. При организации и проведении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", бюджетным законодательством, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом, а также приказами, инструкциями, иными нормативными документами Счетной палаты и настоящим Стандартом.
1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем Счетной палаты (по его поручению заместителем Председателя Счетной палаты), и вводится в действие приказом или распоряжением Счетной палаты.
1.7. Коллегия Счетной палаты ежегодно утверждает Программу проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования с целью подготовки заключения Счетной палаты.
2. Основы осуществления предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
2.1. Правовые и информационные основы предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
2.1.1. Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является формой государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой в рамках единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета на основании статей 152, 157, 192, 195, 201 и 265 Бюджетного кодекса, а также статей 2, 7, 9 и 20 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
2.1.2. Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий и анализа обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также участия Счетной палаты в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2.1.3. Целью предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Задачами предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума);
определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
оценка эффективности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;
оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
2.1.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета являются проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Государственную Думу, включая прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта федерального бюджета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2.1.5. Объектами предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Центральный банк Российской Федерации;
другие субъекты бюджетного планирования, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные распорядители средств федерального бюджета и иные участники бюджетного процесса (выборочно);
организации, осуществляющие агентские функции по управлению государственным долгом Российской Федерации и долгом иностранных государств перед Российской Федерации.
2.1.6. При осуществлении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период необходимо исходить из действующих правовых основ формирования проекта федерального бюджета и определить соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и процедур по его формированию, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, программным документам по вопросам экономической и бюджетной политики, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, действующему законодательству, а также ведомственным нормативным правовым актам, перечисленным в приложении N 2 к Стандарту осуществления предварительного контроля за формированием проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
2.1.6.1. При осуществлении предварительного контроля формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:
I. При оценке прогноза макроэкономических показателей необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса.
II. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и установленных статьями 29, 30, 31, 31.1, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 38.1, 38.2 Бюджетного кодекса: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
III. При оценке и анализе доходов федерального бюджета следует обратить внимание на порядок зачисления доходов в бюджет, налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета, определенные в статьях 40, 41, 42, 46, 50 и 51 Бюджетного кодекса;
соблюдение требований статьи 53 Бюджетного кодекса о том, что федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. При оценке и анализе расходов федерального бюджета обратить внимание на:
обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;
соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса и с учетом Приказа Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета" (в ред. приказов Минфина России от 17.08.2010 г. N 92н, от 29.12.2010 г. N 192н) в части:
своевременности представления планового реестра расходных обязательств,
полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;
обеспеченности финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;
обоснование бюджетных ассигнований в соответствии со статьями 69, 69.1, 70, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81, 82 и 83 Бюджетного кодекса и учетом Приказа Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" (в редакции приказов Минфина России от 17 августа 2010 г. N 92н, от 29 декабря 2010 г. N 192н) в части:
сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период в Минфин России;
охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных Минфином России в качестве предельных объемов в ходе составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
устойчивости системы показателей непосредственных результатов;
соответствия показателей непосредственных результатов, приведенных в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, требованиям Методических рекомендаций по составлению обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (в денежном и количественном выражении);
взаимосвязи показателей непосредственных результатов с достижением показателей конечных результатов деятельности (в денежном и количественном выражении);
соблюдение требований по формированию государственного (муниципального) задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии со статьями 69.2, 72, 73 Бюджетного кодекса в части:
наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания,
определения потребителей государственных (муниципальных) услуг (физические и (или) юридические лица),
требований к объему и качеству государственных (муниципальных) услуг (результаты государственного (муниципального) задания),
порядка оказания государственных (муниципальных) услуг для физических и (или) юридических лиц,
порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги,
порядка контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе его досрочного прекращения,
требований к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания;
анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение государственных заданий по оказанию услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями;
V. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 130, 131, 132, 132.1, 133, Бюджетного кодекса.
VI. При оценке и анализе источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного долга и долга иностранных государств перед Российской Федерацией отразить соблюдение требований следующих статей Бюджетного кодекса:
статьи 32 по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, статьи 92 по установлению размера дефицита федерального бюджета и ограничения по источникам его финансирования, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, статей 93.2 и 93.5 по предоставлению бюджетных кредитов, статьи 93 в части особенностей исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией, статьи 94 по составу источников финансирования дефицита федерального бюджета и утверждению их в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
статей 101 и 102 по управлению государственным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, статьи 97 по отнесению долговых обязательств Российской Федерации к государственному долгу, статьи 98 по структуре государственного долга, видам и срочности долговых обязательств Российской Федерации, статьи 98.1 по прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списанию с государственного долга Российской Федерации, статьи 102 по соблюдению ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, статьи 103 по осуществлению государственных заимствований, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 108, 108.1, 109, 110, 110.2 по программам государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации и государственных гарантий Российской Федерации (в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации) и внесению изменений в указанные программы, статей 113, 114, 115, 115.1 115.2, 116 по отражению в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска государственных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по государственным гарантиям, порядка и условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации.
Кроме того, утверждение в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов и внесение изменений в нее, объемов долга и реструктуризации и списания долга иностранного государства (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, уступки прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам в соответствии со статьями 122, 123, 125, 126, 127, 128 Бюджетного кодекса.
VII. При анализе средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния отразить:
оценки объема нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с требованием статьи 96.6, оценки размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта в соответствии с требованием статей 96.7 и 96.8 Бюджетного кодекса*;
оценки объемов и порядка формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии со статьями 96.9, 96.10, 96.11, 96.12 Бюджетного кодекса*.
VIII. проанализировать:
соблюдение порядка составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определенного в статьях 169, 170, 171, 172, 173, 174.1, 174.2, 179.1, 179.2, 179.3, 184 Бюджетного кодекса;
соблюдение требований к основным характеристикам федерального бюджета, нормативам распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, если они не устанавливаются бюджетным законодательством, составу показателей, устанавливаемых в законе о федеральном бюджете в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса;
соблюдения требований к составу документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета в соответствии со статьей 184.2 и пунктом 4 статьи 192 Бюджетного кодекса.
2.1.7. Информационной основой осуществления предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
нормативные правовые акты;
сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;
показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и на плановый период;
предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
статистические данные Федеральной службы государственной статистики за отчетные годы и за истекший период текущего года;
показатели федерального бюджета, утвержденные федеральным законом на текущий финансовый год и на плановый период с учетом ожидаемого исполнения федерального закона о федеральном бюджете в текущем финансовом году;
отчетность Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за предшествующий год и истекший период текущего года;
отчетность Федеральной налоговой службы за отчетный год и за истекший период текущего года;
отчетность Федеральной таможенной службы за отчетный год и за истекший период текущего года;
данные Федерального агентства по управлению государственным имуществом о размере доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, получаемых в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности за отчетный год и за истекший период текущего года;
данные Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о поступлении части прибыли созданных Российской Федерацией унитарных предприятий, с учетом данных федеральных органов исполнительно власти, обеспечивающих контроль за деятельностью указанных предприятий за предшествующий год и за истекший период текущего года;
данные Центрального банка Российской Федерации об объеме прибыли, получение которой прогнозируется по результатам работы в текущем году;
информация Министерства финансов Российской Федерации о планируемых доходах от уплаты процентов иностранными государствами по государственным кредитами и о планируемых доходах от уплаты процентов конечными заемщиками по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств в очередном финансовом году и плановом периоде;
информация Министерства финансов Российской Федерации о планируемых платежах в счет основного долга и процентов за кредиты, предоставленные иностранным государствам, банкам и фирмам на основании межправительственных соглашений, а также данные инвентаризационной описи по зарубежным финансовым активам (в виде предоставленных кредитов);
данные Федерального агентства по недропользованию о планируемых разовых платежах за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения); о плате за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации; о прогнозе разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации; о планируемой плате за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
данные Федерального агентства лесного хозяйства о планируемых платежах за пользование лесным фондом;
данные Федерального агентства водных ресурсов о планируемых платежах за пользование водными объектами;
информация Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о планируемых доходах от отпуска семян из федеральных фондов семян, доходах от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; патентных пошлин за селекционные достижения;
данные Федерального агентства по рыболовству о размере предоставленных квот по межправительственным соглашениями и решениям Правительства Российской Федерации иностранным пользователям, а также о прогнозе поступления средств от проведения аукционов по реализации промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов;
данные других главных администраторов доходов федерального бюджета о доходной базе и поступлениях доходов за отчетный год и за истекший период текущего года, а также о планируемых показателях на очередной финансовый год и плановый период;
информация Министерства финансов Российской Федерации о планируемых расходах федерального бюджета по обслуживанию и погашению государственного внутреннего и внешнего долга, планируемым объемам и формам государственных внутренних и внешних заимствований в очередном финансовом году и плановый период;
данные об изменении остатков средств федерального бюджета, объемах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изменении остатков средств указанных фондов, размещении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы и на депозиты в банках, кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
реестр расходных обязательств Российской Федерации и реестры расходных обязательств субъектов бюджетного планирования;
отчетность, документы и информация по расчетам субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов федерального бюджета, главных распорядителей средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса по вопросам формирования федерального бюджета, предоставляемая в ходе проведения настоящего контрольно-аналитического мероприятия Счетной палаты,
проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, материалы и документы, представляемые одновременно с ним в Государственную Думу;
результаты проводимого Счетной палатой оперативного контроля исполнения федерального бюджета текущего года и тематических проверок Счетной палаты;
заключения Счетной палаты на проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета за отчетные годы;
база данных Счетной палаты, сформированная на основе информации по формированию и исполнению федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации за ряд лет.
2.2. Методические основы проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
2.2.1. Методической основой осуществления предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
сравнительный анализ соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, материалов и документов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, действующему законодательству и нормативно-правовым актам Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
сравнительный анализ соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам государственной социально-экономической политики, целям и задачам, определенным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приоритетам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, иных программных документах.
сравнительный анализ соответствия принятых в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;
сравнительный анализ динамики показателей исполнения федерального бюджета за три последние года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и показателей целей, задач и результатов деятельности в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе.
2.2.2. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по основным вопросам состоят в следующем:
2.2.2.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из анализа нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования, а также сопоставления фактических показателей социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития страны анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей.
При проверке и анализе обоснованности прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития страны необходимо проанализировать:
основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период и их соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приоритетам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Бюджетной стратегии до 2023 года;
наличие и использование нормативно-методической базы, механизм и технологию, сложившуюся практику организации работ по прогнозированию ВВП, уровня инфляции, индекса-дефлятора в разрезе видов экономической деятельности;
достоверность расчета номинального и реального ВВП за текущий финансовый год, являвшихся базовыми для расчета ВВП на очередной финансовый год;
сбалансированность оценок объемов номинального и реального ВВП, исходя из двух методов его оценки (производства и конечного использования), влияние на его объем внутренних и внешних факторов, в том числе структурных изменений в экономике;
достоверность прогнозируемых на очередной финансовый год индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности, индекса-дефлятора ВВП, индекса потребительских цен, динамики и структуры экспорта и импорта, планируемого роста цен (тарифов) на услуги (продукцию) естественных монополий, показателей, характеризующих изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на объем ВВП и формирование доходной базы федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде;
достоверность показателей сводного финансового баланса на очередной финансовый год, в том числе размера амортизации и прибыли, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования, механизм и технологию, сложившуюся практику организации работ по прогнозированию данных показателей.
2.2.2.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются с учетом информации по государственным программам Российской Федерации, представленным главными распорядителями бюджетных средств в аналитическом виде, в результате которых следует дать оценку:
планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия общенациональным приоритетам, целям и задачам Правительства Российской Федерации, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;
степени обоснованности целей и тактических задач, их соответствию приоритетам государственной политики и функциям государства, описание ожидаемого конечного общественно значимого результата;
сбалансированности целей и тактических задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объему расходных обязательств;
обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов федерального бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов федерального бюджета;
обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и федерального бюджета на основе анализа реестра расходных обязательств Российской Федерации и реестра расходных обязательств, ведущихся субъектами бюджетного планирования нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год;
обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа федеральных целевых программ и ведомственных бюджетных программ на очередной финансовый год и плановый период;
обоснованности показателей результативности бюджетных расходов и их количественной оценки, достижение которой планируется субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период.
Для осуществления анализа указанных государственных программ следует использовать приложение N 13 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" (в ред. приказа Минфина России от 29.12.2010 г. N 192н).
В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности действующих расходных обязательств федерального бюджета, и целесообразности принимаемых расходных обязательств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основе утверждаемых целевых бюджетных программ, даны предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и обеспечения прогнозируемых показателей результативности в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.2.2.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта федерального бюджета (в реальном выражении с учетом индекса дефлятора ВВП и в доле к ВВП), утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов федерального бюджета текущего года (по оценке Правительства Российской Федерации и на основании анализа и оценки Счетной палаты), фактических доходов федерального бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы федерального бюджета, последствий влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;
факторный анализ изменения доходных источников проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;
факторный анализ соответствия динамики доходов, зависящих от темпов роста ВВП, изменения структуры доходов федерального бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;
сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;
оценку обоснованности расчета налоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов, уровня собираемости по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, акцизам на производимую на территории Российской Федерации продукцию (спирт и спиртосодержащая продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, табачная продукция), платежам за пользование природными ресурсами; другим платежам, формирующим доходы федерального бюджета;
оценку обоснованности расчетов иных доходов в части: ставок, объема экспорта и импорта, уровня собираемости ввозных и вывозных таможенных пошлин; дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий; прочих доходов от внешнеэкономической деятельности; доходов от перечисления прибыли Центрального банка Российской Федерации; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и других доходов на очередной финансовый год и на плановый период.
2.2.2.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации и реестра расходных обязательств, ведущихся субъектами бюджетного планирования, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период, оценку объемов расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, неподтвержденных нормативными правовыми актами, а также анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъекта бюджетного планирования на соответствие его полномочий по осуществлению расходных обязательств;
сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования (в реальном выражении с учетом индекса дефлятора ВВП и в доле к ВВП) на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов федерального бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
анализ действующих и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств федерального бюджета);
анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение федеральной адресной инвестиционной программе, федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ;
анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
2.2.2.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
анализ объемов налоговых и неналоговых доходов, учтенных в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации на соответствие статьям 56 и 57 Бюджетного кодекса;
анализ федеральных законов о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, последствий влияния на доходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации указанных изменений, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;
сравнение показателей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на текущий год, показателей, утвержденных законами субъектов Российской Федерации и представительными органами местных органов власти на текущий год, фактического исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за истекший период текущего года с показателями прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период;
анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также объемов межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
2.2.2.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета и предельных размеров государственного долга в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
сопоставление динамики средств на погашение государственного долга, предусмотренных в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров государственного долга на конец года;
оценку соответствия основным направлениям долговой политики объемов государственных внутренних и внешних заимствований, влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на динамику и условия обслуживания внешней и внутренней задолженности;
оценку обоснованности и достоверности предельных размеров государственного долга, изменения его структуры, расходов на погашение государственного долга исходя из графиков платежей, планируемых операций по его реструктуризации и новых государственных заимствований в соответствии с основными направлениями долговой политики;
оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за счет изменения остатков средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, получения доходов от управления средствами указанных фондов и целесообразности направлений их использования;
оценку обоснованности поступлений из иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
2.2.3. Методические подходы к проведению предварительного контроля обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по конкретным показателям федерального бюджета разрабатываются направлениями деятельности Счетной палаты в рамках своей компетенции в соответствии с Регламентом Счетной палаты совместно со Сводным департаментом аппарата Счетной палаты.
2.3. Организационные основы осуществления предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
2.3.1. Организация предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета осуществляется исходя из установленных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:
"I этап
- анализ ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации; |
май-июнь |
- анализ основных направлений налоговой политики; |
июль-август |
- анализ основных направлений бюджетной политики; |
июль-август |
- анализ основных направлений таможенно-тарифной политики |
июль-август |
- анализ сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и на плановый период; |
июль- август |
- анализ основных направлений долговой политики; |
июль-август |
- анализ проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах; |
июль-август |
- анализ итогов приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества; |
июль-август |
- анализ итогов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (по материалам заседания Правительства Российской Федерации); |
август |
- подготовка программ проверок и иных распорядительных документов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; |
июль-август |
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Российской Федерации; |
август-сентябрь |
- анализ основных характеристик проекта федерального бюджета и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам и подразделам, на плановый период по разделам классификации расходов бюджетов; |
август-сентябрь |
- анализ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. |
сентябрь |
II этап
- проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования; |
август-сентябрь |
- проверка и анализ обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы их формирования; |
июль-сентябрь |
- анализ и оценка обоснованности формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также материалов, представленных Правительством Российской Федерации одновременно с указанным проектом федерального закона; |
август-сентябрь |
- анализ программ внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, государственных гарантий Российской Федерации, |
август-сентябрь |
- анализ программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов |
|
III этап
- подготовка заключения Счетной палаты для рассмотрения на Коллегии Счетной палаты; |
август-октябрь |
- рассмотрение заключения Счетной палаты на Коллегии Счетной палаты и направление его в Государственную Думу: |
октябрь |
- обеспечение участия Счетной палаты в рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации и анализ внесенных в законопроект изменений в ходе его рассмотрения и утверждения. |
октябрь-ноябрь |
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.3. Организационно-распорядительными документами, необходимыми для проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
Стандарт внешнего финансового контроля "Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета";
программа проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, подготовки заключения Счетной палаты;
программы проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования в конкретных субъектах бюджетного планирования, главных администраторах доходов федерального бюджета, главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности Счетной палаты, утверждаемые аудиторами Счетной палаты (при необходимости);
2.3.4. Проект программы проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, подготовки заключения Счетной палаты подготавливается под руководством заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты Сводным департаментом аппарата Счетной палаты совместно с направлениями деятельности Счетной палаты. Указанная программа проверки утверждается решением Коллегии Счетной палаты.
При необходимости на основе утвержденной программы проверки и анализа обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования аудиторами Счетной палаты могут подготавливаться программы проверки и анализа обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования в конкретных субъектах бюджетного планирования, администраторах доходов федерального бюджета, главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности Счетной палаты в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты. Указанные программы утверждаются аудиторами Счетной палаты.
2.3.5. При необходимости в целях обеспечения проведения комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования Сводным департаментом аппарата Счетной палаты совместно с направлениями деятельности Счетной палаты может подготавливаться проект Протокола о взаимодействии Счетной палаты и Минфина России, который согласовывается с заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты и направляется в Минфин России.
В случае согласования с Минфином России в установленном порядке Протокол о взаимодействии Счетной палаты и Минфина России со стороны Счетной палаты подписывается Председателем Счетной палаты, со стороны Минфина России - Министром финансов Российской Федерации.
2.3.6. Комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проверке и анализу обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и подготовка заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проводится на основании плана работы Счетной палаты на текущий год, утвержденной программы проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования согласно представленному в указанной программе распределению вопросов между направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, и структурными подразделениями аппарата Счетной палаты.
2.3.7. Необходимая координация взаимодействия направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и структурных подразделений аппарата Счетной палаты при проведении комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период обеспечивается Председателем Счетной палаты (заместителем Председателя Счетной палаты).
2.3.8. Копии актов (заключений) по результатам экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы по его формированию структурными подразделениями аппарата Счетной палаты направляются в Сводный департамент до 3 октября текущего года.
2.3.9. Общее руководство подготовкой заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется Председателем Счетной палаты (заместителем Председателя Счетной палаты).
2.3.10. Заключение Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:
результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
итогов проверки и анализа проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных Правительством Российской Федерации с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса. Ответственные за рассмотрение указанных материалов представлены в Приложении N 3;
результатов оперативного контроля за исполнением федерального бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений Счетной палаты на проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;
анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении Российской Федерации за предыдущие годы и истекший период текущего года.
2.3.11. Материалы к сводной части заключения Счетной палаты представляются аудиторами Счетной палаты** Председателю Счетной палаты (заместителю Председателя Счетной палаты) до 4 октября текущего года.
Для подготовки материалов к сводной части заключения Счетной палаты аудиторы Счетной палаты, осуществляющие свод по отдельным вопросам в соответствии с программой проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, самостоятельно определяют требования к содержанию направляемых им материалов и срокам их представления направлениями деятельности Счетной палаты, участвующими в проведении проверки и анализа по данному вопросу, и доводят их путем письменного обращения.
2.3.12. Структурные подразделения аппарата Счетной палаты представляют материалы к сводной части заключения Счетной палаты в Сводный департамент аппарата Счетной палаты до 4 октября текущего года.
2.3.13. Материалы по анализу соответствия статей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу согласно Приложению N 5, подготовленные направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, направляются в Сводный департамент до 4 октября текущего года.
2.3.14. Проекты заключений Счетной палаты по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, (раздел 2 заключения) представляются Председателю Счетной палаты (заместителю Председателя Счетной палаты) до 4 октября текущего года, рассматриваются на Коллегии Счетной палаты 5 октября текущего года.
2.3.15. Сводный департамент аппарата Счетной палаты обобщает материалы, представленные направлениями деятельности Счетной палаты и структурными подразделениями аппарата Счетной палаты, и подготавливает заключение Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (далее - заключение Счетной палаты) для рассмотрения на Коллегии Счетной палаты 8 октября текущего года.
2.3.16. Проект заключения Счетной палаты вносится на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты Председателем Счетной палаты (заместителем Председателя Счетной палаты). Коллегия Счетной палаты рассматривает проект заключения Счетной палаты 8 октября текущего года.
2.3.17. При наличии высказанных на заседании Коллегии Счетной палаты замечаний и предложений заключение Счетной палаты дорабатывается Сводным департаментом аппарата Счетной палаты совместно с направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты.
После доработки заключение Счетной палаты подписывается Председателем Счетной палаты и направляется в Государственную Думу и Совет Федерации до 9 октября текущего года.
2.3.18. Календарные сроки подготовки заключения Счетной палаты могут быть изменены исходя из сроков представления заключения Счетной палаты, устанавливаемых соответствующим распоряжением Председателя Государственной Думы.
2.3.19. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в первом чтении в соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса с докладом выступает Председатель Счетной палаты. Доклад Председателя Счетной палаты основывается на заключении Счетной палаты, утвержденном Коллегией Счетной палаты.
2.3.20. В целях подготовки доклада Председателя Счетной палаты для выступления в Совете Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период аудиторами Счетной палаты и Сводным департаментом аппарата Счетной палаты осуществляется анализ вносимых изменений при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе в каждом чтении в течение октября-ноября текущего года.
2.3.21. По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Сводным департаментом аппарата Счетной палаты совместно с направлениями деятельности Счетной палаты осуществляется подготовка предложений Счетной палаты к Бюджетному посланию Президента Российской Федерации (январь-март).
3. Структура и основные положения заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
3.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период состоит из трех разделов:
Раздел 1 - заключение Счетной палаты (сводная часть) подготавливается под руководством Председателя Счетной палаты (заместителя Председателя Счетной палаты) и аудиторов Счетной палаты в объеме до 100 страниц машинописного текста Сводным департаментом аппарата Счетной палаты совместно с направлениями деятельности Счетной палаты;
Раздел 2 - заключения Счетной палаты по направлениям деятельности Счетной палаты подготавливаются в объеме до 25 страниц машинописного текста под руководством аудиторов Счетной палаты в пределах компетенции, определенной Регламентом Счетной палаты;
Раздел 3 - приложения к заключению Счетной палаты подготавливаются Сводным департаментом совместно с направлениями деятельности Счетной палаты.
Разделы заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период формируются в соответствии со следующей структурой:
Раздел 1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (сводная часть) на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период***:
1. Общие положения
2. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета
3. Общая характеристика проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
3.1. Основные параметры бюджетной системы, консолидированного бюджета Российской Федерации и структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
3.2. Анализ реализации основных задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике
3.3. Анализ соответствия законопроекта Бюджетному кодексу и иным актам законодательства Российской Федерации
4. Доходы проекта федерального бюджета
5. Расходы проекта федерального бюджета
6. Приоритетные национальные проекты
7. Расходы на подготовку и проведение ХХII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи
8. Федеральные целевые программы и бюджетные инвестиции. Инвестиционный фонд Российской Федерации
9. Межбюджетные трансферты
9.1. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами бюджетной системы
9.2. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов
10. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Резервный фонд, Фонд национального благосостояния
11. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации
12. Выводы и предложения
Раздел 2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлениям деятельности Счетной палаты Российской Федерации, возглавляемым аудиторами Счетной палаты Российской Федерации:
1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю за формированием и исполнением доходов федерального бюджета.
2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по комплексному контролю использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты и программы общегосударственного назначения.
3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на международную и внешнеэкономическую деятельность.
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками.
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы.
6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны.
8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс.
9. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное хозяйство, транспорт.
10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации.
11. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней.
12. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период по направлению деятельности по контролю расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов.
Раздел 3. Приложения к заключению Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:
Приложение 1. Анализ реализации задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на очередной финансовый год и на плановый период Федеральному Собранию Российской Федерации, в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Приложение 2. Оценка соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации, комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации.
Приложение 3. Поступления доходов в федеральный бюджет в очередном финансовом году и плановом периоде.
Приложение 4. Расходы проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в разрезе разделов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3.2. Основные положения содержания заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
3.2.1. В заключении Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и предложениях направлений деятельности Счетной палаты в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты к Разделу 1 указанного заключения (сводной части) должны быть отражены следующие основные вопросы:
3.2.1.1. Оценка обоснованности и достоверности основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и его соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации, приоритетам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в том числе:
прогнозных показателей ВВП как базы доходного потенциала проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, основных факторов, определяющих темпы его роста (соотношение внутреннего и внешнего спроса, стимулирование внутреннего спроса, влияние внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, цен на нефть, структурные изменения в экономике и др.);
прогнозируемого индекса-дефлятора ВВП, индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности, динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий, индекса потребительских цен и иных факторов, влияющих на объемы ВВП и доходную базу проекта федерального бюджета.
Подготовка указанных вопросов осуществляется Сводным департаментом аппарата Счетной палаты и отражается в подразделе 2 Раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
3.2.1.2. Оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта федерального бюджета в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
3.2.1.3. Анализ соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период общим задачам бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и иных программных документах.
3.2.1.4. Оценка соответствия положений проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу и иному действующему законодательству.
3.2.1.5. Оценка обоснованности доходных статей проекта федерального бюджета в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:
соответствия изменений в формировании доходных статей проекта федерального бюджета задачам, поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также основным направлениям бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период;
обоснованности и достоверности налоговых доходов (параметров налоговой базы, уровня собираемости и других) и иных доходов проекта федерального бюджета и выявление потенциальных резервов их увеличения;
анализ текстовых статей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, регламентирующих порядок формирования отдельных доходных статей федерального бюджета.
3.2.1.6. Оценка обоснованности, рациональности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период:
обоснованности динамики и структуры общего объема расходов на очередной финансовый год в разрезе разделов и подразделов, на плановый период в разрезе разделов классификации расходов бюджетов;
соответствия изменений параметров проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусмотренным приоритетам бюджетной политики, поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств для достижения поставленных Правительством Российской Федерации целей и задач;
повышения эффективности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств по реализации федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, с учетом их направленности на решение приоритетных задач социально-экономического развития страны;
обоснованности текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств.
3.2.1.7. Оценка системы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом:
обоснованности ассигнований федерального бюджета, направляемых на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам субъектам Российской Федерации;
обоснованности общих пропорций распределения доходной и расходной частей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, факторов, оказывающих влияние на изменение таких пропорций, в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с федеральными бюджетами предыдущих лет;
сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в целом в очередном финансовом году и плановом периоде;
обоснованности текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на межбюджетные трансферты;
обоснованности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов.
3.2.1.8. Оценка обоснованности формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета и динамики государственного долга в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период с учетом:
обоснованности и соответствия основным направлениям долговой политики объемов и структуры государственных внутренних и внешних заимствований, предусмотренных в проекте федерального бюджета;
обоснованности объемов средств проекта федерального бюджета, предусмотренных на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга по видам долговых обязательств в соответствии с бюджетной классификацией, анализ их соответствия основным направлениям долговой политики;
обоснованности изменений объема и структуры внешнего и внутреннего государственного долга;
влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на внешнем и внутреннем рынке на динамику и условия обслуживания внешней и внутренней задолженности;
обоснованности объемов средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, целесообразности направлений использования средств указанных фондов;
обоснованности формирования иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, включая доходы от приватизации, операции с государственными запасами драгоценных металлов и камней, изменения остатков средств федерального бюджета на счетах.
3.2.1.9. Содержание выводов и предложений:
а) оценка соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:
- социально-экономической политике государства, сформулированной в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
- Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам действующего законодательства;
б) оценка достоверности основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
в) оценка обоснованности в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:
- доходов;
- бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств, в том числе по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов, по реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
- объема и структуры государственного внутреннего и внешнего долга, расходов на погашение и обслуживание государственного долга, программ государственных внутренних и внешних заимствований, программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, программы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов, объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и целесообразности направлений их использования;
г) оценка результативности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде;
д) концептуальные предложения Счетной палаты по совершенствованию:
- макроэкономического прогнозирования и планирования основных показателей федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного Союза и Таможенного кодекса Российской Федерации;
- бюджетного процесса;
- результативности бюджетных расходов.
Председатель Счетной палаты |
С.В. Степашин |
_____________________________
* Действие данных абзацев в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2011 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостановлено до 1 января 2015 года.
** Материалы аудиторов Счетной палаты к разделам сводной части заключения Счетной палаты представляются в соответствии с требованиями настоящего Порядка и Регламентом Счетной палаты
*** Структура сводной части заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на конкретный финансовый год может быть изменена с учетом его специфики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт СФК 201 "Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета" (утв. решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 июля 2011 г. (протокол N 38К (805)) (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29 июня 2012 г. (протокол N 29К (862))
Текст стандарта официально опубликован не был