1. Указание в документации об Аукционе в качестве максимальных, минимальных значений показателей и показателей, значение которых не могут изменяться, показателей, значения которых не являются общепринятыми, допускающими двойственное толкование, не позволяет однозначно определить их соответствие потребностям Заказчика и является нарушением положений Закона о размещении заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона на право заключения контракта на поставку, демонтаж, монтаж интегрированной системы обеспечения безопасности в зданиях исполнительной дирекции пенсионного фонда Российской Федерации.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Аукционной комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 182 966 882,80 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона размещено 22.06.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
3) на участие в Аукцион подано 6 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 (один) участник размещения заказа;
5) согласно части 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Разделом II "Технические требования, технические характеристики и технические условия (Техническое задание)" документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к используемым товарам, согласно которым не возможно однозначно толковать, показатели, значение которых не раскрыто, а именно: "Система видеонаблюдения должна включать в себя: резервированный источник питания (РИП) наружных камер (12/24 В), резервированный источник питания (РИП) внутренних камер (12/24 В)".
При этом, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с указанными выше параметрами участники размещения заказа должны предложить к поставке товар с характеристиками 12 В - постоянного тока и 24 В переменного тока.
При изучении первых частей заявок участников размещения заказа, представленных Заказчиком на заседание Комиссии, установлено, что в первых частях заявок участников размещения заказа на участие в Аукционе согласно требованиям документации об Аукционе по показателю "резервные источники питания для внутренних видеокамер" и "резервные источники питания для внешних видеокамер" указаны следующие конкретные показатели: участник размещения заказа с порядковым номером "1" - напряжение питания 24 В; участник размещения заказа с порядковым номером "2" - напряжение питания 12 В; участник размещения заказа с порядковым номером "3" - напряжение питания контроллера доступа 12 В; участник размещения заказа с порядковым номером "4" - напряжение питания 21-27,5 В; участник размещения заказа с порядковым номером "5" - напряжение питания 12 В; участник размещения заказа с порядковым номером "6" - напряжение питания 12 В.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что указание Заказчиком данной характеристики ("Система видеонаблюдения должна включать в себя: резервированный источник питания (РИП) наружных камер (12/24 В), резервированный источник питания (РИП) внутренних камер (12/24 В)") подобным образом, не является общепринятыми обозначением, не позволяет однозначно определить их соответствие потребностям Заказчика, что, в свою очередь, приводит к невозможности надлежащего оформления первой части заявки участниками размещения заказа на участие в Аукционе.
Таким образом, указание в документации об Аукционе в качестве максимальных, минимальных значений показателей и показателей, значение которых не могут изменяться, показателей, значения которых не является общепринятыми, допускающих двойственное толкование, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Передать материалы дела от 28.08.2012 N К-1650/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2012 г. по делу N К-1650/12)
2. Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МОУ Богоявленская СОШ.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе тем, что Заказчик разместил разъяснения положений документации об Аукционе с указанием должности и фамилии руководителя участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколам, составленным в ходе размещения заказа:
1) дата проведения Аукциона 19.03.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта 19 747 410, 00 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.3 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
Согласно размещенному Заказчиком на Официальном сайте 15.03.2012 разъяснению положения документации об Аукционе разъяснение содержит указание на участника размещения заказа, от которого поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, а именно фамилия имя отчество - Волошин Г.В.
Таким образом, Заказчик, разместив на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе с указанием участника размещения заказов, нарушил часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе, признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, передать соответствующему должностному лицу Ростовского УФАС России материалы дела от 26.03.2012 N К-457/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.03.2012 г. по делу N К-457/12)
3. Разъяснение Заказчиком положений документации о торгах не должно изменять ее суть, в том числе устанавливать требования к объему или результату выполняемых работ.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление комплекса мероприятий по правовой охране и правовой защите результатов научно-технической деятельности (РНТД).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком в изменениях от 14.08.2012 к конкурсной документации в пункт 4.5 повторяет пункт 4.6 в части содержания требования по выполнению работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 140 000 000 рублей;
2) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 17.05.2012;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе 10.09.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
В соответствии с разъяснением: "доступ к материалам, являющимся собственностью государственного заказчика будет определен государственным контрактом". При этом в Разъяснениях указан объем документов, по которым планируется проведение экспертизы по итогам выполнения НИОКР за I полугодие 2012 г., в размере - 435 документов.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта и техническом задании Конкурсной документации количество документов, которые являются основанием для проведения экспертизы, и порядок их получения отсутствует, что нарушает часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Не установление Заказчиком требований к объему выполняемых работ и результату работ в Конкурсной документации, а именно количества документов для проведения экспертизы и предоставления доступа материалам, являющимся собственностью государственного заказчика нарушает часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 24 и части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 10.09.2012 по делу N К-1731/12, по данному делу предписание не выдавать.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 10.09.2012 г. по делу N К-1730/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов за декабрь 2012 г.
Так, в соответствии с Законом о размещении заказов для определения соответствия товара потребностям заказчика последним должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться. Если эти значения не являются общепринятыми, допускают двойственное толкование, то это нарушает закон.
Размещение на официальном сайте разъяснения положений документации об аукционе с указанием должности и фамилии руководителя участника, от которого поступил запрос является нарушением Закона о размещении заказов. В данном случае приводится только предмет запроса без указания лица, от которого он поступил.
Кроме того, такое разъяснение не должно изменять суть документации о торгах, в том числе устанавливать требования к объему или результату выполняемых работ. Отсутствие этих требований само по себе является нарушением закона.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.