Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.В. Ширяева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Ширяев оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
части первой статьи 2, согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердом размере в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; если же размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, то она выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год;
статьи 3, предусматривающей, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов; исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П; порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, С.В. Ширяев, в 1986 году принимавший участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 1995 году был признан инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с тем, что ему как военнослужащему, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, было отказано в установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, с 1 ноября 1997 года он перешел на трудовую пенсию, после чего ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью ему была назначена и выплачивалась органами социальной защиты населения до 1 декабря 1999 года, когда он вновь выбрал пенсию за выслугу лет в связи с военной службой.
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) с 15 февраля 2001 года заявителю как инвалиду II группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом размере, составлявшем 2500 руб. (с 1 января 2012 года с учетом индексации - 6990 руб. 07 коп.). Неполученная сумма возмещения вреда здоровью за период с 1 декабря 1999 года по 15 февраля 2001 года была выплачена С.В. Ширяеву единовременно в размере 67 343 руб. 94 коп.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судом общей юрисдикции, нарушают его право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, и вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 1, 2, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 42 и 55, поскольку допускают возможность отказа инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, в установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, независимо от обстоятельств, препятствовавших установлению им такой компенсации до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ ранее являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Согласно части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ с учетом ее конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П, направлена на обеспечение реализации признанного Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П права инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации.
Следовательно, она не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, при том что решение об отказе в установлении ему размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленного из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, за период с 1 сентября 2008 года было принято Фрунзенским районным судом города Владимира 7 ноября 2008 года, а документы, подтверждающие отказ правоприменительных органов произвести ему перерасчет названной выплаты после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, им представлены не были.
Что касается статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, то она направлена, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, т.е. непосредственно на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, которым были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абзаца третьего пункта 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", лишающие военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью.
При таких обстоятельствах данная статья также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, которому в период с 1 ноября 1997 года по 1 декабря 1999 года ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью выплачивалась органами социальной защиты населения и которому на основании принятого во исполнение ее предписания постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 единовременно была выплачена неполученная денежная компенсация за период с 1 декабря 1999 года по 15 февраля 2001 года в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ширяева Сергея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. N 2135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ширяева Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 2 и статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был