Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 апреля 2013 г. N 138
"Об утверждении Инструкции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 мая 2007 г. N 355 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.
Руководитель |
Н.Г. Кутьин |
Инструкция
по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 апреля 2013 г. N 138)
I. Назначение и область применения
1. Инструкция по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. N 67 (далее - соответственно Инструкция, Правила), разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
2. Инструкция уточняет действия работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора при проведении проверок (инспекций) учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организации.
3. В тексте Инструкции приведены номера пунктов Правил, содержащих требования, исполнение которых подлежит проверке (инспекции).
4. Используемые в Инструкции термины и их определения приведены в приложении к настоящей Инструкции.
II. Проверка требований, содержащихся в главе I "Назначение и область применения" и главе II "Общие положения" Правил
5. По пункту 5 при определении поднадзорности воинских частей Министерства обороны Российской Федерации учитывается, что при наличии в воинских частях источников, не относящихся к источникам оборонного назначения, такие части должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии или в случае осуществления ими деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем состав только радионуклидные источники (далее - РИ) четвертой и пятой категории радиационной опасности, иметь соответствующую регистрацию, полученную в установленном порядке.
Одновременно необходимо учитывать, что в воинских частях других федеральных органов исполнительной власти РВ оборонного назначения отсутствуют и эти части подлежат надзору в обычном порядке.
6. По пункту 7 проверяется, что в организации и ее обособленных подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО, учет и контроль РВ и РАО проводится в соответствии с едиными требованиями, установленными в организации.
При проверке обособленных подразделений организации необходимо обратить внимание на то, что учет и контроль РВ и РАО в этих подразделениях осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 14-20 главы III Правил.
7. По пункту 8 проверяется, что учет и контроль РВ и РАО в организации проводится с использованием информационных технологий, предусматривающих предоставление информации и обмен информацией в электронной форме.
8. По пункту 9 проверяется, что в организации и ее подразделениях:
учет и контроль РВ и РАО ведется непрерывно;
соблюдается периодичность проведения инвентаризаций;
определяется фактическое наличие РВ и РАО;
своевременно проводится документирование результатов операций;
внесение изменений (исправлений) в учетные документы проводится с указанием даты и фамилии лица, внесшего изменения (исправления), имеется возможность прочтения ошибочно сделанной записи;
исправление отчетных данных осуществляется путем представления новых отчетных документов;
учет и контроль закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) осуществляется в зависимости от их категории по потенциальной радиационной опасности, установленной изготовителем или собственником ЗРИ.
III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
9. По пункту 11 в организации проверяется ведение учета РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам:
к группе ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу);
к группе открытых радионуклидных источников (далее - ОРИ), если активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу);
к РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО, указанные в приложении N 3 к Правилам;
к ядерным материалам (далее - ЯМ) в соответствии с приложением N 4 к Правилам, включая изделия из обедненного урана, не состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Суммарная масса ЯМ определяется согласно приложению N 5 к Правилам;
к РВ, содержащимся в отработавшем ядерном топливе (далее - ОЯТ) и подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
к радионуклидам, содержащимся в выбросах в атмосферу;
к радионуклидам, содержащимся в сбросах сточных вод.
При проверке учитывается, что если организация осуществляет обращение только с ЗРИ и суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20% (данные о процентном содержании должны быть отражены в паспорте на источник), содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, превышает 800 г, то ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, состоящих на учете в организации, подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Одновременно надо учитывать, что если суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20%, содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, не превышает 800 г, а масса ЯМ в единичном ЗРИ превышает значения, указанные в таблице приложения N 4 к Правилам, то с учетом пункта 20 "Основных правил учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 255 от 17 апреля 2012 г. (далее - НП-030-12), ЯМ, содержащиеся только в этом ЗРИ, учитываются в рамках системы учета и контроля ЯМ, а остальные ЗРИ, масса ЯМ в которых не превышает минимальные значения, подлежат учету в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
В ходе проведения инспекции необходимо учитывать, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ЯМ и РВ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).
С учетом перечисленных условий должен определяться круг проверяемых вопросов.
Специальный вопрос, который представляет особую сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы).
При проверке ведения учета в организации необходимо обратить внимание на то, что:
если имеется система учета и контроля ЯМ, то все ОРИ на основе ЯМ, учитываются в системе учета и контроля ЯМ;
если нет системы учета и контроля ЯМ и ОРИ, содержащие ЯМ, учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, то необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех ОРИ не более предельных количеств, указанных в приложении N 4 к Правилам;
если в ОРИ содержатся ЯМ в количествах не более чем указанные в приложении N 4 к Правилам и организация не имеет системы учета и контроля ЯМ, то они учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО;
РВ, содержащиеся в ОЯТ, подлежат учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО только по массе и активности;
с учетом пункта 20 НП-030-12 защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные им специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как ЗРИ, независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода.
Одновременно учитывается, что если изделия изготовлены из природного или обогащенного урана либо не используются по назначению, то учет и контроль таких изделий осуществляется в соответствии с требованиями пункта 11 Правил.
10. По пункту 13 проверяется, что в организации при учете и контроле РВ, РАО учетными единицами являются:
для ЗРИ - отдельный источник, упаковка однотипных ЗРИ, имеющая только один паспорт до момента ее разукомплектования;
для изделия из обедненного урана - отдельное изделие;
для ОРИ в виде отдельного изделия - отдельный источник;
для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке либо партия РВ однородного радионуклидного состава;
для РАО, кроме отработавших ЗРИ, - упаковка, партия РАО однородного радионуклидного состава, законсервированное хранилище;
для РАО в виде отработавшего ЗРИ - отдельный источник или упаковка с иммобилизированными ЗРИ;
для ОЯТ - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.
11. По пункту 14 в организации проверяется наличие:
организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы (назначении подразделения), ведущей учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 1 и 2 категорий, ОРИ, высокоактивными РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;
обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о централизованной службе (подразделении), осуществляющей учет и контроль РВ и РАО;
разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240 (далее - Перечень), у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица, его замещающего.
При инспекции проверяется, что для организаций, которые имеют один ЗРИ 1 категории, в соответствии с пунктом 16 Правил приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
12. По пункту 15 в организации проверяется наличие:
организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы либо определении лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 3 - 5 категорий и с неотносящимися к высокоактивным РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;
обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, либо должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ, РАО в организации;
разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица его замещающего.
13. По пункту 16 в организации проверяется наличие:
организационно-распорядительного документа, в котором определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ и РАО;
обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации;
разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у лица, осуществляющего работы по учету и контролю РВ и РАО в организации, а также лица его замещающего.
14. По пункту 17 проверяется наличие в организации (территориально обособленном подразделении) инструкции по учету и контролю РВ и РАО, разработанной в соответствии с требованиями Правил, утвержденной руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
15. По пункту 18 проверяется, что в инструкции организации (территориально обособленного подразделения) по учету и контролю РВ и РАО определены:
перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;
порядок организации работ по учету и контролю;
структура и состав персонала, занятого учетом и контролем;
порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО;
применяемые методики, средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля;
перечень и формы учетных и отчетных документов;
порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю;
порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО;
порядок проведения инвентаризаций;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств).
При проверке учитывается, что по пункту 19 Правил при наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, подлежащие включению в инструкцию организации, допускается указание в инструкции соответствующих ссылок.
16. По пункту 20 проверяется, что при наличии в организации (территориально обособленном подразделении) нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения разработаны и утверждены руководителем организации или лицом, им уполномоченным, инструкции по учету и контролю РВ и РАО, в которых должны быть определены:
порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО;
состав и функции персонала при учете и контроле РВ и РАО;
применяемые в подразделении методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;
перечень и формы учетных и отчетных документов;
порядок контроля выполнения в подразделении требований к учету и контролю;
порядок проведения инвентаризаций;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств);
порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО.
17. По пункту 21 проверяется, что контроль соответствия учетных единиц РВ и РАО учетным данным в организации (территориально обособленном подразделении) осуществляется с помощью подтверждающих измерений в соответствии с разработанной в организации программой измерений, устанавливающей формы представления результатов измерений, или расчетных методик (установленными в организации процедурами).
IV. Проверка требований, содержащихся в главе IV Правил "Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
18. По пункту 22 проверяется, что РВ и РАО ставятся на учет с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах учета и других документов) при:
производстве (образовании);
переводе из одной категории в другую (ЯМ, РВ, РАО);
обнаружении ранее неучтенных;
получении от другой организации.
Проверяется, что сведения, фиксируемые в учетной документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях N 6-12 к Правилам.
19. По пункту 23 в организации проверяется, что вновь изготовленные РВ при поступлении на склад готовой продукции ставятся на учет.
20. По пункту 25 проверяется, что:
организация, изготовившая или получившая партию РВ и производящая ее разукомплектование для дальнейшей поставки другим организациям, обеспечивает каждую вновь образовавшуюся партию РВ или отдельный источник паспортом;
в случае использования паспорта предприятия-изготовителя (его копии) новое количество источников в паспорте заверяется печатью организации-отправителя;
источники 1 и 2 категорий имеют индивидуальные паспорта;
источники 2 категории при отсутствии технической возможности нанесения на них индивидуальных номеров имеют групповые паспорта.
21. По пункту 26 в организации проверяется, что снятие с учета РВ производится при:
завершении технологической операции, связанной с расходованием;
истечении назначенного срока службы, срока эксплуатации;
их утрате;
технологических потерях (для производств);
снижении активностей до значений ниже минимально значимых, установленных в приложении N 3 к Правилам;
переводе в категорию ЯМ;
переводе в категорию РАО с одновременной постановкой РАО на учет;
передаче другой организации.
22. По пункту 27 проверяется, что снятие с учета РАО производится в соответствии с установленным в организации порядком в случаях:
передачи РАО другой организации;
утраты РАО;
снижения активности до значений ниже установленных в приложении N 3 к Правилам;
в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
V. Проверка требований, содержащихся в главе V Правил "Меры контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам"
23. По пункту 29 в организации проверяется, что персонально идентифицируемые устройства одноразового действия (пломбировочные устройства), обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения, учитывают рекомендации национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ 31282-2004 "Устройства пломбировочные. Классификация";
ГОСТ 31281-2004 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования";
ГОСТ 31283-2004 "Пломбы индикаторные. Общие технические требования";
ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация";
ГОСТ 31315-2006 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования";
Взамен ГОСТ 31315-2006 приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. N 89-ст введен в действие ГОСТ 31315-2013 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования". Приказом Росстандарта от 6 ноября 2015 г. N 1707-ст дата введения в действие для добровольного применения в РФ ГОСТ 31315-2013 перенесена с 1 октября 2015 г. на 1 сентября 2016 г.
ГОСТ Р 52525-2006 "Устройства пломбировочные. Состав и требования к системам пломбирования";
ГОСТ Р 52734-2007 "Устройства пломбировочные для опасных грузов. Общие технические требования";
ГОСТ Р 53418-2009 "Устройства пломбировочные. Порядок контроля состояния пломбировочных устройств в процессе эксплуатации".
Проверить, что порядок применения пломбировочных устройств определен в инструкции организации по учету и контролю РВ, РАО.
Следует обратить внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и свинцовые пломбы, устанавливаемые с помощью пломбира, не являются устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
24. По пункту 30 в организации проверяется, что пломбировочные устройства установлены в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ, РАО (не должно быть возможности получения доступа к РВ, РАО, минуя пломбировочное устройство).
25. По пункту 31 проверяется, что состояние пломбировочных устройств в организации проверяется с частотой большей, чем частота инвентаризаций и результаты таких проверок регистрируются документально.
26. По пункту 32 проверяется, что применение пломбировочных устройств и обращение с ними в организации (получение, приемка, хранение, установка, снятие, проверка подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных пломбировочных устройств) осуществляется в соответствии с утвержденной руководителем организации программой (установленными в организации процедурами), в которой определены:
порядок получения, приемки, хранения, установки, снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных пломбировочных устройств;
порядок отчетности и отчетные формы по применению пломбировочных устройств;
обязанности персонала по применению пломбировочных устройств.
Проверяется, что программа применения пломбировочных устройств в организации учитывает рекомендации национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация";
ГОСТ Р 53418-2009 "Устройства пломбировочные. Порядок контроля состояния пломбировочных устройств в процессе эксплуатации".
VI. Проверка требований, содержащихся в главе VI Правил "Измерения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для осуществления их учета и контроля"
27. По пункту 33 проверяется, что в организации при оформлении учетных документов на РВ и РАО в целях установления учетных данных проводятся учетные измерения, а для подтверждения учетных данных проводятся подтверждающие измерения. В ходе инспекции необходимо учесть, что указанные измерения РВ и РАО проводятся при постановке на учет при их производстве (образовании).
28. По пункту 34 проверяется, что в организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, разработана программа измерений и срок ее действия не истек. Указанная программа должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.
29. По пункту 35 проверяется наличие в организации методик выполнения измерений (инструкций), указанных в программе измерений, их надлежащее оформление в виде отдельных документов с учетом рекомендаций национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 8.563-2009 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений";
ГОСТ Р 8.594-2002 "Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения".
30. По пункту 36 в организации проверяется наличие метрологической аттестации методик выполнения учетных измерений (если организация проводит такие измерения).
Учитывается, что:
программы подтверждающих измерений и методики выполнения измерений учетных величин разрабатываются в организации либо сторонней организацией по договору, метрологическая аттестация производится в лаборатории, имеющей аккредитацию;
при расфасовке ОРИ с аттестованным раствором в ЗРИ аттестованных методик выполнения измерений не требуется.
31. По пункту 37 проверяется, что перечень средств измерений, используемых в системе измерения РВ, РАО, содержит тип средств измерений и их модификацию.
32. По пункту 38 проверяется метрологическая поверка используемых средств измерений, для чего проверяется наличие непросроченных клейм поверки на средствах измерения, включенных в перечень средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО, и (или) свидетельств о государственной поверке (соответствующие отметки в формулярах на средства измерения).
33. По пункту 39 проверяется разработка и внедрение в организации программы контроля качества измерений, содержащей:
график калибровки или поверки средств измерений;
планы пересмотра и переаттестации методик выполнения измерений и стандартных образцов;
планы внутреннего оперативного контроля качества измерений.
План внутреннего оперативного контроля качества измерений может содержать:
периодические контрольные измерения стандартных образцов;
контроль точности выполнения методик измерений;
контроль за выполнением графика калибровки и поверки средств измерения и стандартных образцов;
контроль актуальности даты выпуска методик выполнения измерений;
организацию контроля обучения и поддержания квалификации персонала, занятого выполнением измерений;
проведение образцовых показательных измерений наиболее подготовленными специалистами;
другие мероприятия по усмотрению организации.
34. По пункту 40 проверяется, что программой предусматривается контроль качества проведения измерений для подтверждения сходимости, воспроизводимости результатов и их погрешностей.
VII. Проверка требований, содержащихся в главе VII Правил "Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями"
35. По пункту 41 в организации проверяется, что передача ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО сопровождается оформлением предварительных уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя или лицом, им уполномоченным.
36. По пункту 42 проверяется, что инспектируемая организация при передаче РВ, РАО отправила в адрес организации-получателя сопроводительные и приходно-расходные документы (сопроводительные накладные, паспорта, формуляры, сертификаты, иные документы, установленные в организации).
37. По пункту 43 проверяется, что при передаче РВ, РАО в учетных документах указаны данные об упаковке с РВ и РАО (типы и идентификаторы пломбировочных устройств, брутто-масса упаковки).
38. По пункту 44 проверяется, что организация-отправитель после отправки РВ, РАО в течение трех рабочих дней направила паспорта (формуляры, сертификаты) на них, если они не были отправлены с грузом организации-получателю.
39. По пункту 45 проверяется, что в организации-отправителе после отправки РВ, РАО сделана запись в учетных документах.
40. По пункту 46 проверяется, что в организации-получателе при получении РВ, РАО в течение трех рабочих дней проверено соответствие данных организации-отправителя об упаковках с РВ и РАО и организовано их временное хранение.
41. По пункту 47 в организации-получателе проверяются документы, в которых при постановке на учет РВ и РАО регистрируются результаты следующих действий:
проведение внешнего осмотра;
проверка количества учетных единиц (упаковок) и соответствие мест их размещения;
проверка соответствия идентификаторов, установленных пломбировочных устройств, данным сопроводительных документов;
определение полученного количества РВ и РАО подтверждающими измерениями или с помощью расчетов в соответствии с расчетными методиками, иными доступными методами или их комбинациями.
42. По пункту 48 в организации-получателе проверяется, что:
постановка на учет РВ, РАО произведена не позднее 10 суток после получения РВ, РАО и паспортов (формуляров, сертификатов) на них;
по установленным в организации методикам проведены подтверждающие измерения.
43. По пункту 49 проверяется, что договором между передающей и принимающей организациями определены:
условия приема-передачи РВ и РАО;
порядок проведения подтверждающих измерений;
порядок действий при выявлении расхождений характеристик РВ и РАО.
44. По пункту 50 проверяется, что при передаче РВ, РАО данные, полученные в результате измерений, оформлены документально с указанием:
средств и методов измерений;
результатов измерений;
типов и идентификаторов пломбировочных устройств;
даты выполнения измерений;
фамилии лиц, выполнявших измерения.
45. По пункту 51 в организации-получателе проверяется, что при постановке на учет РВ, РАО произведены:
запись в учетных документах;
направление уведомления организации-отправителю согласованным с ней способом.
46. По пункту 52 проверяется, что проверяемая организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ, РАО (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более Бк) в организации-получателе сняла их со своего учета.
VIII. Проверка требований, содержащихся в главе VIII Правил "Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
47. По пункту 54 проверяется, что в организации разработано и утверждено положение (инструкция) об инвентаризации РВ и РАО. Если организация осуществляет обращение с высокоактивными РАО, то положение (инструкция) по инвентаризации согласовано с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом").
48. По пункту 55 проверяется проведение в организации первичной инвентаризации РВ и РАО при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
49. По пункту 56 проверяется, что в организации плановые инвентаризации проводятся не реже установленной частоты.
50. По пункту 58 проверяется, что в организации для проведения инвентаризации был издан распорядительный документ руководителя организации или уполномоченного им лица, в котором:
назначена инвентаризационная комиссия;
определены сроки подготовки и проведения инвентаризации;
определено время, после которого запрещаются любые перемещения РВ, РАО на период инвентаризации (кроме непрерывных технологических процессов) без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение.
Необходимо проверить, что инвентаризация в организации проводится по подразделениям.
51. По пункту 59 проверяется, что для проведения инвентаризации РВ и РАО в организации подготовлен комплект документов, который содержит:
документы, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации (инструкции и методики);
учетные документы;
список наличного количества на дату инвентаризации.
52. По пункту 61 проверяется, что при проведении инвентаризации определено фактическое наличие РВ, РАО и осуществлена проверка его соответствия списку наличного количества.
53. По пункту 62 проверяется, что при проведении инвентаризации выполнены подтверждающие измерения.
Объем подтверждающих измерений определяется разработанной в организации программой измерений.
54. По пункту 64 проверяется, что по результатам инвентаризации оформлен акт, подписанный всеми членами инвентаризационной комиссии, в котором отражены:
результаты проверки ведения учетных документов;
результаты проверки наличия учетных единиц РВ, РАО;
результаты инвентаризации по установленным Госкорпорацией "Росатом" формам (учетным, отчетным);
все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ, РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ, РАО.
IX. Проверка требований, содержащихся в главе IX Правил "Действия при обнаружении недостачи (излишка) радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
55. По пункту 65 проверяется, что в случае выявления недостачи (излишка) при передачах РВ, РАО проверяемая организация-получатель совместно с организацией-отправителем в течение 24 часов приняла меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства, его устранения и информация об этом происшествии немедленно представлена в Госкорпорацию "Росатом" и Ростехнадзор.
Если инспектируемая организация является организацией-отправителем, то проверяется ее участие в расследовании причин выявленных недостатков (излишков) при передаче РВ, РАО организации-получателю, принятых мерах для устранении причин возникновения данного обстоятельства и информировании об этом происшествии Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора.
56. По пункту 66 проверяется, что в случае выявления недостачи (излишка) РВ, РАО при проведении инвентаризации организация в течение 24 часов приняла меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения. Если в течение этого срока причины не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то информация о данном обстоятельстве была представлена в Госкорпорацию "Росатом" и Ростехнадзор.
57. По пункту 67 проверяется, что информация о выявлении недостачи (излишка) РВ, РАО при проведении инвентаризации в организации содержит:
описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек) РВ, РАО;
количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО на момент обнаружения недостачи (излишка);
принятые меры и план последующих действий.
X. Проверка требований, содержащихся в главе X Правил "Учетные и отчетные документы, предварительные уведомления"
58. По пункту 68 в организации проверяется, что учетные документы содержат:
данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО;
количество РВ и РАО;
изменения количества РВ и РАО;
данные обо всех операциях, проведенных с РВ и РАО.
Допускается электронная форма ведения учетных документов с защитой информации от несанкционированных изменений и сохранением сведений обо всех корректировках и изменениях в носителях учетных данных.
59. По пункту 69 в организации проверяется:
ведение носителей учетных данных о РВ и РАО (подлинников приходно-расходных документов, паспортов, формуляров, сертификатов);
сведения, приведенные в приложениях N 6 - 12 к Правилам, указаны в подлинниках учетных документов (журналах учета РВ, учета РАО и иных документах, установленных в организации), ведение которых осуществляется централизованной службой или лицом, ответственным за учет и контроль РВ, РАО в организации.
60. По пункту 70 проверяется соблюдение сроков хранения учетных документов в организации.
61. По пункту 71 проверяется, что в организации:
отчетные документы составляются и оформляются на основе учетных документов и результатов инвентаризации;
разработана система отчетных документов, отвечающая требованиям приказа Госкорпорации "Росатом" от 31 августа 2009 г. N 600 "Об утверждении и введении в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов".
62. По пункту 75 проверяется, что при отправке ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО проверяемая организация не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отправления направила предварительное уведомление об отправлении:
организации-получателю;
в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО соответствующего субъекта Российской Федерации;
в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-отправителем.
63. По пункту 76 проверяется, что при получения ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО, РВ, РАО из других организаций проверяемая организация в течение 24 часов после получения предварительного уведомления от организации-отправителя направила уведомление о готовности к получению:
организации-отправителю;
в соответствующий информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО;
в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-получателем.
64. По пункту 77 в организации проверяется, что при внеплановых отправлениях ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО предварительные уведомления направлялись не позднее трех дней после определения сроков отправления, но не позже дня отправления.
65. По пункту 78 в организации-получателе проверяется, что информация о получении ОРИ, ЗРИ и РАО в сроки, установленные Госкорпорацией "Росатом", направлена:
в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО;
в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией.
XI. Проверка требований, содержащихся в главе XI Правил "Требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
66. По пункту 80 проверяется, что должностные лица и персонал, осуществляющий учет и контроль РВ и РАО в организации, проходят обучение, периодическое повышение квалификации и проверку знаний не реже одного раза в три года.
67. По пункту 81 проверяется, что должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в организации, проходят переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
Приложение
к Инструкции по проверке выполнения
федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии
"Основные правила учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации",
утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 4 апреля 2013 г. N 138
Термины и определения
В целях настоящей Инструкции используются следующие термины и определения:
Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.
Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - процедура определения фактического наличия РВ и РАО в организации и сверка с данными учетных документов.
Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.
Нарушение в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (нарушение) - недостача или излишек, несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО, несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным, нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО.
Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.
Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
Партия радиоактивных веществ (радиоактивных отходов) - совокупность РВ (РАО), содержащихся в учетных единицах, количественный и/или качественный состав которых в целях учета и контроля РВ и РАО определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие измерения - количественные и качественные измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных о РВ и РАО.
Радиоактивные вещества оборонного назначения - РВ, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения или военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники.
Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень РВ и РАО, находящихся в наличии, с указанием их количества, составленный на основании учетных документов.
Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение учетных данных по РВ и РАО, составление и ведение учетных и отчетных документов.
Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и/или отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.
Учетные данные - данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО, атрибутивные признаки учетных единиц, используемые для целей учета.
Фактическое наличие радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или определенное расчетным путем в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с разработкой новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утверждена инструкция, уточняющая действия работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора при проведении проверок учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организации.
Так, указано на что необходимо обратить внимание должностным лицам Ростехнадзора при проверке требований к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации, их измерению, передаче РВ и РАО между организациями, персоналу, осуществляющему учет РВ и РАО и др.
Предыдущие методические рекомендации признаны утратившими силу.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 апреля 2013 г. N 138 "Об утверждении Инструкции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Ростехнадзора от 24 сентября 2018 г. N 457 настоящий документ признан утратившим силу