Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2012 году, являющегося одним из приоритетных направлений деятельности по санитарной охране территории.
Санитарно-карантинный контроль направлен на недопущение завоза и распространения на территории Российской Федерации инфекционных болезней, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, представляющих опасность для населения. В 2012 году был продолжен досмотр рейсов, прибывающих из стран, неблагополучных по опасным болезням, осуществлялся санитарно-карантинный контроль за возвращающимися с хаджа паломниками, также был продолжен радиационный контроль транспортных средств, грузов и лиц, прибывающих из Японии.
В 2012 году приказом Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 676 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г. N 25272).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного приказа следует читать как "N 767"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" предусмотрена специализация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации по видам перемещаемых грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2012 г. N 1151 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 442" определен перечень специализированных пунктов пропуска, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность (111 пунктов пропуска) и ввоза на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий (144 пункта пропуска).
До издания приказа по специализированным пунктам пропуска, ввоз на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, осуществляется в тех пунктах пропуска, где есть подразделения санитарно-карантинного контроля.
Роспотребнадзором в 2012 году проведен мониторинг состояния обустройства и оснащения специализированных пунктов пропуска на соответствие типовым требованиям, который показал, что большинство пунктов пропуска, определенных Правительством Российской Федерации для ввоза грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, не соответствуют требованиям к указанным пунктам пропуска, но могут быть дооборудованы и дооснащены в рамках реконструкции пунктов пропуска.
Соответствующие аналитические материалы по обустройству данных пунктов пропуска, были направлены в адрес Росграницы, а также было предложено при их реконструкции учитывать существующие грузопотоки в пункте пропуска, режим работы пунктов пропуска, возможность совместного использования существующей инфраструктуры таможенного поста пункта пропуска, и совмещения специально оборудованных зданий, помещений, сооружений, предназначенных для проведения досмотра и временного хранения товаров.
По данным сводной формы отраслевого статистического наблюдения N 28-11 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры" в 2012 году санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществлялся в 244 пунктах пропуска, в том числе - 59 в морских портах, 1 - в речном порту, 70 - в аэропортах, 34 - на железнодорожном транспорте, 73 - на автодорожных переходах и в 7 смешанных пунктах пропуска.
В 2012 году общее число досмотренных транспортных средств (по прибытии и убытии), в целом по Российской Федерации, в сравнении с 2011 годом (свыше 1,7 млн. единиц транспорта), снизилось на 11,8% и составило свыше 1,5 млн. единиц транспорта, вместе с тем, число досмотренных морских и воздушных судов выросло. Наибольшее число транспортных средств досмотрено на территории Краснодарского края, Брянской области, Псковской области и Забайкальского края.
В текущем году общее число транспортных средств, пропуск которых через государственную границу Российской Федерации был приостановлен (временно прекращен), выросло от уровня 2011 года в 1,2 раза. В основном это произошло за счет железнодорожного, автомобильного и морского транспорта по причинам несоблюдения условий транспортировки грузов.
Основной задачей санитарно-карантинного контроля является выявление лиц с признаками инфекционных болезней в целях недопущения распространения опасных инфекционных болезней на территории Российской Федерации.
Эпидемиологическая ситуация по опасным болезням в мире остается напряженной.
В этой связи проводился санитарно-карантинный контроль за пассажирами и членами экипажей транспортных средств, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням.
В целом по Российской Федерации на наличие признаков инфекционных болезней было досмотрено свыше 23,5 млн. человек. Наибольшее число лиц, досмотрено на территории Краснодарского края (4 млн. чел.), Брянской области (2,7 млн. чел.), города Санкт-Петербурга (1,8 млн. чел.), Московской области (1,7 млн. чел.), г. Москвы (1,4 млн. чел.) и Белгородской области (1,3 млн. чел.).
Зарегистрировано 989 больных (лиц с подозрением на инфекционные болезни), из них 874 пассажиров (88,37%). Наибольшее число больных (лиц с подозрением) регистрировалось на 273 воздушных судах, на 188 поездах из стран ближнего зарубежья, 158 единицах автотранспорта.
Таким образом, на ЦФО приходится - 32,% от общего числа лиц, досмотренных на российском участке внешней границы Таможенного союза, ЮФО - 22,5%, СЗФО - 14,5% и СФО - 10,%.
Наибольшее количество лиц досмотрено в воздушных пунктах пропуска - 40% от общего числа лиц, досмотренных на наличие признаков инфекционных болезней, в железнодорожных пунктах пропуска - 23,5 %, автомобильных - 26,7%.
По участкам государственной границы наибольшее количество досмотренных лиц на российско-украинском участке - 43,9% от общего количества досмотренных на всех участках и на российско-абхазском - 23,7 % соответственно.
Из числа прибывших с признаками инфекционных болезней диагноз был подтвержден в 172 случаях (17,4%), в том числе у 19 больных, снятых с железнодорожных составов, 120 больных - с воздушных судов, 14 - с автомобильного транспорта, 12 - с морских судов, преимущественно с признаками острых респираторных инфекций.
Из числа контактировавших с больными (подозрительными) инфекционными болезнями обследовано 4,4%, что выше уровня 2011 года в 2 раза.
Действующим законодательством Российской Федерации таможенным органам переданы полномочия по осуществлению документарного санитарно-карантинного контроля за грузами в специализированных пунктах пропуска.
Санитарно-карантинный контроль в отношении подконтрольных грузов осуществляется специалистами санитарно-карантинных пунктов только после их направления представителями таможенных органов.
В 2012 году, как и в предыдущем, продолжает прослеживается динамика снижения числа обследованных партий грузов при прибытии транспортных средств на территорию Российской Федерации. Так, общее число партий грузов досмотренных в пунктах пропуска в 2012 году снизилось от уровня 2011 года на 12%, это отмечается по всем видам транспорта. Среди общего объема досмотренных партий грузов преобладали грузы, перевозимые автомобильным транспортом (51,3%), морскими судами (40,0%) и воздушными судами (7%).
Доля досмотренных в 2012 году партий грузов, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, выросла, от уровня 2011 года (0,8%) до 1,02%, в том числе, перевозимых морскими судами - с 0,6% до 1,9%, воздушными судами - с 0,4% до 0,9%.
Вместе с тем, в 6 раз снизилась доля партий грузов, перевозимых грузовым железнодорожным транспортом, ввоз которых на территорию Российской Федерации, был приостановлен в 2012 году от уровня 2011 года (с 3,6% до 2,7%).
Доля партий пищевых продуктов, от общего числа всех приостановленных к ввозу партий грузов составила 32,5%, что в 2,3 раза больше показателей 2011 года.
В 2012 году снизилось число партий опасных грузов, приостановленных к ввозу на территорию Российской Федерации (с 23,2% в 2011 г. до 17% в 2012 г.). Наибольшее число партии прочих грузов, ввоз которых на территорию Российской Федерации приостанавливался, регистрировалось в 2012 году в морских пунктах пропуска на иностранных судах - 68,8%.
Число досмотренных партий грузов при отбытии из Российской Федерации снизилось в 2012 году, от уровня 2011 года, в 3,5 раза. Увеличилась доля досмотренных партий грузов, ввоз которых был запрещен (временно приостановлен) - с 0,02% до 0,07%.
В подавляющем большинстве случаев причиной приостановки провоза грузов через государственную границу являлось отсутствие или несоответствие сопровождающей груз документации (99,4%).
В течение 2012 года в ряде территорий (Ярославская, Липецкая, Саратовская, Воронежская, Ростовская области) при обращении участников внешнеэкономической деятельности, либо направлении таможенных органов проводился санитарно-карантинный контроль грузов, ввезенных на территорию Российской Федерации без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля на внешней границе Таможенного союза. По всем случаям Роспотребнадзором информация незамедлительно доводилась Главному государственному санитарному врачу Республики Беларусь, а в случаях прохождения грузов через пункты пропуска российского участка внешней границы Таможенного союза - в ФТС России.
В связи с отменой согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан с 1 июля 2011 года и переносом их на внешнюю границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, на территорию Российской Федерации поступают грузы являющиеся источником повышенного радиационного фона.
За период с 01.06.2011 в Роспотребнадзоре зарегистрированы 8 случаев поступления металлолома из Республики Казахстан (транзит) и 1 случай поступления радиационно загрязненной черники из Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 года N 546 "Об утверждении положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" контроль лиц, транспортных средств, грузов и товаров для выявления источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза является частью пограничного контроля и осуществляется Пограничной службой ФСБ России.
Вместе с тем, принимая во внимание неоднократные попытки ввоза в Российскую Федерацию продукции изготовленной из металла и имеющей структурное радиоактивное загрязнение (фитинги и комплектующие для систем отопления и канализации, кухонные изделия из корозинностойкой стали, пробки, крышки для укупорки, распылители, насадки для косметических средств, декоративные металлические кольца для парфюмерных флаконов) необходимо уделять должное внимание этому вопросу при проведении санитарно-карантинного контроля такой продукции.
По всем случаям выявления металлолома с повышенным уровнем гамма-излучения Роспотребнадзором информированы органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Казахстан.
Обращаем внимание, что представляемые управлениями Роспотребнадзора по ряду субъектов Российской Федерации данные ежемесячных отчетов по результатам санитарно-карантинного контроля, форме 1-КТ и данные отраслевого статистического наблюдения по форме N 28-11 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры" за 2012 год не совпадали. Это касается управлений Роспотребнадзора по республикам Дагестан, Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Хакасия, Северная Осетия - Алания, Краснодарскому, Пермскому краям, Архангельской, Иркутской областям, Чукотскому АО.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации (Краснодарский, Забайкальский края, Псковская область и др.) в отчетные формы по количеству досмотренных транспортных средств и лиц включены сведения обо всех транспортных средствах и лицах, пересекавших государственную границу Российской Федерации.
Все это свидетельствует об отсутствии анализа представляемых материалов управлениями Роспотребнадзора по указанным субъектам Российской Федерации.
На основании совместного приказа с ФТС России "Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с Федеральной таможенной службой Российской Федерации" Роспотребнадзором обеспечивается информационное взаимодействие.
Пунктом 2.2. приказа Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поручено обеспечить ведение в электронном виде и на бумажных носителях учетно-отчетных форм по санитарно-карантинному контролю. Вместе с тем, как показали проверки, проведенные в 2012 году, в ряде территорий не предусмотрено ведение журналов в электронном виде (Республика Татарстан, Краснодарский край).
Требует дальнейшего решения вопрос по оснащению пунктов пропуска приборами для дистанционного измерения температуры прибывающих пассажиров (Мурманская, Амурская, Архангельская, Московская области, г. Москва, Краснодарский край).
В целом, мероприятия, проведенные управлениями Роспотребнадзора при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2012 году, позволили сохранить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории страны.
В целях совершенствования мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, недопущения завоза и распространения инфекционных болезней, а также поступления на территорию Российской Федерации грузов, представляющих опасность для населения, предлагаю:
1. Принять меры по материально-техническому оснащению санитарно-карантинных пунктов в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
2. Провести анализ сведений, включаемых в отчетные формы по результатам санитарно-карантинного контроля, и обеспечить достоверность представляемых данных.
3. Обратить внимание на организацию проведения санитарно-карантинного контроля в отношении лиц и транспортное средств строго в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 676 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г. N 25272) при наличии рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. С учетом номенклатуры и объемов перемещаемых грузов, направить предложения в территориальные органы Росграницы по приведению пунктов пропуска, определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 442 (в ред. постановления от 10.11.2012 N 1151) "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий", в соответствие с Типовыми требованиями, утвержденными приказами Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" и Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 701н "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", а также Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 688.
5. При выявлении лиц с признаками инфекционных болезней обеспечить организацию и проведение в полном объеме комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных действующими нормативно-методическими документами.
6. Обеспечить проведение контрольно-надзорных мероприятий за грузами при проведении санитарно-карантинного контроля в случаях:
6.1. Прибытия подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых.
6.2. Поступления или наличия информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299;
63. Применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру);
6.4. Выявления нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров, повреждения упаковки;
6.5. Наличия (выявления) информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленной в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах.
7. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2011 N 121 "Об обеспечении санитарно-карантинного контроля" (зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2011 N 22045) при планировании контрольно-надзорной деятельности обеспечить в соответствии с СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" осуществление специалистами санитарно-карантинных пунктов контроля за:
- санитарным состоянием территории пункта пропуска и находящихся на ней объектов;
- питьевым водоснабжением, объектами питания, обеспеченностью общественными туалетами, отвечающими требованиям санитарных правил;
- эффективной системой удаления и обеззараживания экскрементов, отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других факторов риска для здоровья человека;
- проведением профилактической (ежегодно) и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
8. Обратить внимание на необходимость осуществления санитарно-карантинного контроля при обращении таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, находящихся под процедурой таможенного оформления на территории субъектов Российской Федерации без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
9. Информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обо всех случаях обращения по вопросу проведения санитарно-карантинного контроля грузов, поступивших на таможенную территорию без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 июня 2013 г. N 01/6660-13-32 "О результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2012 году"
Текст письма официально опубликован не был