1. Мотивировочная часть решений ФАС России в отношении недопустимости размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документации о торгах в форматах, не обеспечивающих возможности поиска и копирования текста, уточнена в соответствии с имеющейся судебной практикой.
Документация о торгах должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку в ограниченные сроки подготовить правильно, в соответствии со всеми требованиями, установленными в такой документации, заявку на участие в торгах, затруднительно. Указанная позиция находит свое подтверждение в Решении Арбитражного суда города Москвы по делу от 11.02.2013 N А40-150359/2012.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших на Официальном сайте документацию об Аукционе, которая содержит ограничения для ознакомления, а именно - текст Технического задания документации об Аукционе размещен в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание документации об Аукционе, размещенной Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в пункте 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на Официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателями.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов, выдать предписание, в том числе о приведении документации о торгах в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов. Кроме того, материалы дела переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 03.09.2013 N К-1453/13)
2. Недопустимо принятие решения об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах в случае, если документация о торгах не содержит требования, несоответствие которому положено комиссией заказчика в основу отказа в допуске. Обращаем внимание, что Закон о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев отказа участнику в допуске к участию в торгах.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае, в том числе, несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации. При этом в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием сведений, представленных Заявителем в заявке на участие в Конкурсе, требованиям Конкурсной документации, а именно: "В Форме 3 "_" Участник размещения заказа указал сроки выполнения ряда Действий, не соответствующие требованиям, установленным в РАЗДЕЛЕ IV Конкурсной документации, что нарушает требования Заказчика, установленные в пп. "в" п. 3 ч. 24.4 ст. 24 РАЗДЕЛА I Конкурсной документации".
Вместе с тем, Пунктом II раздела 2.2 "Виды работ (услуг), требования, предъявляемые к работам (услугам)" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо провести анализ результатов деятельности учреждений, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, по подготовке к государственной службе российского казачества, в том числе с учетом проведения смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" в 2014 году.
Согласно заявке Заявителя на участие в Конкурсе, окончание срока проведения анализа результатов деятельности учреждений, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, по подготовке к государственной службе российского казачества, в том числе с учетом проведения смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" в 2014 году - 1 марта 2014 года, что, по мнению Заказчика, не соответствует требованиям Конкурсной документации, поскольку "по опыту регулярного проведения смотра-конкурса с 2010 года и согласно информации, размещенной в открытом доступе в сети Интернет, традиционно проведение региональных этапов конкурса приходится на весну, а всероссийского финала - на лето соответствующего календарного года (когда и одобряется президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества список образовательных учреждений - победителей смотра-конкурса)".
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявок, иному участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием сведений, представленных им заявке на участие в Конкурсе требованиям Конкурсной документации в части указания сроков оказания услуг, не соответствующих требованиям документации, а именно: "срок окончания выполнения Действия 2.1.2 "Научно-исследовательский анализ результатов деятельности ОУ, реализующих ДОП, по подготовке к ГС РК, в том числе с учетом проведения смотра-конкурса "Лучший ККК" в 2014 году в разных направлениях" - 12 января 2014 года". При этом в Протоколе рассмотрения заявок указано, что "выполнение данного Действия Участником размещения заказа в предложенные им в Форме 3 сроки не представляется возможным".
Вместе с тем, в Конкурсной документации отсутствуют сведения о сроках проведения смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус", а также отсутствуют требования к срокам проведения анализа результатов деятельности учреждений, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, по подготовке к государственной службе российского казачества.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Единой комиссией необоснованно принято решение об отказе Заявителю, а также иному участнику размещения заказа в допуске к участию в Конкурсе. Указанные действия Единой комиссии нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказа и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Единой комиссии нарушение части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов, выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов. Кроме того, материалы дела переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.09.2013 N К-1500/13)
3. Отказ в допуске к участию в открытом конкурсе на основании того, что опись документов, представленная участником размещения заказа, не прошита с прочими документами, входящими в состав заявки, правомерен.
Согласно положениям Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов.
Следовательно, опись входящих в состав заявки документов должна быть прошита вместе с остальными листами, поскольку прошиты должны быть все листы заявки.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Специализированной организацией Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, выразившимися в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов. В соответствии с подпунктом 3.1.5 пункта 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Раздела 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации. Опись документов, представленная участником размещения заказа, не прошита с прочими документами, входящими в состав томов заявки".
Согласно части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Согласно подпункту 3.1.5 пункта 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Раздела 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации "Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе".
Частью 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлены требования к оформлению заявки, в том числе, о том, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений.
При изучении представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика заявки Заявителя на участие в Конкурсе установлено, что опись документов, являющаяся неотъемлемой частью заявки на участие в Конкурсе, в нарушение требований подпункта 3.1.5 пункта 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Раздела 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации, части 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов, не прошита с листами заявки на участие в Конкурсе в единый том.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения Закона о размещении заказов, решение Единой комиссии о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям подпункта 3.1.5 пункта 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Раздела 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации, части 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов, не противоречит Закону о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.09.2013 N К-1533/13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.