Рекомендация Европейской Комиссии 2005/251/EC от 11 марта 2005 г.
о Европейской хартии исследований и Кодексе поведения для рекрутинга исследователей*(1)
(Действие Рекомендации распространяется на Европейское экономическое пространство)
Комиссия Европейских Сообществ,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 165 Договора,
Принимая во внимание, что:
(1) Европейская Комиссия сочла необходимым в январе 2000 г.*(2) создать Европейское научно-исследовательское пространство в качестве основы будущих действий Сообщества в этой области с целью консолидации и структуризации Европейской научно-исследовательской политики.
(2) Европейский Совет в Лиссабоне установил Сообществу цель - становление наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики знаний на мировом пространстве к 2010 году.
(3) Совет ЕС рассмотрел вопросы, относящиеся к профессии и карьере исследователей в рамках Европейского научно-исследовательского пространства, в своей Резолюции от 10 ноября 2003 г.*(3) и, в частности, одобрил намерение Европейской Комиссии способствовать разработке Европейской хартии исследований и Кодекса поведения для рекрутинга исследователей.
(4) Выявленный потенциальный дефицит исследователей*(4), особенно в определенных ключевых дисциплинах, будет представлять серьезную угрозу для инновационных сил ЕС, увеличения объема знаний и темпов роста производительности труда в ближайшем будущем и может препятствовать достижению целей, поставленных в Лиссабоне и Барселоне. Следовательно, Европа должна резко повысить свою привлекательность для исследователей и увеличить долю женщин-ученых в научно-исследовательской области, помогая созданию необходимых условий для более стабильной и привлекательной карьеры для них в R&D*(5).
(5) Достаточные и хорошо развитые человеческие ресурсы в R&D являются краеугольным камнем прогресса в научных знаниях, технологического прогресса, повышения качества жизни, обеспечения благосостояния европейских граждан и содействия конкурентоспособности Европы.
(6) Должны быть внедрены и реализованы новые инструменты развития карьеры исследователей, чтобы внести вклад в улучшение перспектив развития карьеры исследователей в Европе.
(7) Благоприятные и более видимые перспективы карьерного роста также способствуют формированию позитивного отношения общественности к профессии исследователей и тем самым поощряют большее количество молодых людей начать карьеру в области научных исследований.
(8) Конечная политическая цель настоящей Рекомендации заключается в содействии развитию привлекательного, открытого и устойчивого Европейского рынка труда для исследователей, где созданы условия для привлечения и сохранения высококвалифицированных исследователей в среде, благоприятной для эффективной работы и высокой производительности труда.
(9) Государства-члены ЕС должны стремиться предлагать исследователям устойчивые системы карьерного роста на всех этапах карьеры независимо от их контрактной ситуации и выбранного карьерного пути в R&D, и они должны стремиться гарантировать, что исследователей будут рассматривать как профессионалов и как неотъемлемую часть тех учреждений, в которых они работают.
(10) Несмотря на то, что государства-члены ЕС приложили значительные усилия для преодоления административных и юридических препятствий для географической и межотраслевой мобильности, многие из этих препятствий все еще сохраняются.
(11) Следует поощрять все формы мобильности в рамках комплексной кадровой политики в R&D на национальном, региональном и институциональном уровнях.
(12) Ценность всех форм мобильности должна быть полностью признана в системах деловой оценки карьеры и карьерного роста исследователей, таким образом, чтобы были гарантии, что такой опыт способствует их профессиональному развитию.
(13) Развитие политики последовательной карьеры и мобильности исследователей*(6) в пределах и за пределами Союза должно рассматриваться с учетом ситуации в развивающихся странах и регионах в пределах и за пределами Европы таким образом, чтобы создание научно-исследовательского потенциала в рамках Союза не происходило за счет менее развитых стран или регионов.
(14) Финансирующие организации или работодатели исследователей, выступающие в роли рекрутеров, должны нести ответственность за обеспечение открытых, прозрачных и сопоставимых на международном уровне процедур отбора и рекрутинга исследователей.
(15) Общество должно оценить по достоинству ответственность и профессионализм, которые демонстрируют исследователи при выполнении работы на разных этапах своей карьеры, и их многогранную роль как работников умственного труда, руководителей, координаторов проектов, менеджеров, супервайзеров, наставников, советников по карьере или специалистов в сфере научных коммуникаций.
(16) Настоящая Рекомендация исходит из того, что первостепенная обязанность работодателей или организаций, финансирующих исследователей, - гарантировать, что они отвечают соответствующим национальным, региональным или отраслевым требованиям законодательства.
(17) Настоящая Рекомендация обеспечивает государств-членов ЕС, исследователей, их работодателей и организации, финансирующие исследователей, ценным инструментом для проявления на добровольной основе дальнейших инициатив по совершенствованию и консолидации перспектив карьерного роста исследователей в Союзе и созданию открытого рынка труда для исследователей.
(18) Общие принципы и требования, изложенные в настоящей Рекомендации, являются результатом процесса консультаций с общественностью, которые осуществлялись в полном взаимодействии с членами Координационной группы по управлению трудовыми ресурсами и мобильности,
настоящим рекомендует государствам-членам ЕС:
1. Стремиться принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы работодатели или организации, финансирующие исследователей, развивали и поддерживали благоприятную для исследований среду и культуру труда, в которых исследователи и исследовательские группы высоко оцениваются, поощряются и поддерживаются, а также обеспечены необходимой материальной и нематериальной поддержкой, позволяющей им выполнять свои цели и задачи. В этом контексте особое внимание следует уделять организации условий труда и обучения на ранней стадии карьеры исследователей, поскольку это вносит вклад в будущий выбор и привлекательность карьеры в R&D.
2. Стремиться принимать, где это необходимо, решающие меры, чтобы гарантировать, что работодатели или организации, финансирующие исследователей, совершенствуют методы рекрутинга и оценки карьеры (оценочные системы) в целях создания более прозрачной, открытой, равноправной и признанной на международном уровне системы рекрутинга и развития карьеры в качестве предпосылки создания реального Европейского рынка труда для исследователей.
3. При формулировании и принятии своих стратегий и систем устойчивого развития карьеры исследователей должным образом принимать во внимание общие принципы и требования, упомянутые в Европейской Хартии исследователей и Кодексе поведения для рекрутинга исследователей, изложенные в Приложении к настоящей Рекомендации, и руководствоваться ими.
4. Стремиться распространить эти общие принципы и требования в пределах области своей ответственности на национальную нормативно-правовую базу или на отраслевые и (или) институциональные стандарты и руководящие указания (уставы и (или) кодексы исследователей). При этом они должны учитывать большое разнообразие законодательных актов, регламентов и практик, которые в различных странах и в различных отраслях определяют направление, организацию и условия труда при развитии карьеры в R&D.
5. Рассматривать данные общие принципы и требования как неотъемлемую часть базисных механизмов обеспечения качества, расценивая их как средство установления критериев финансирования национальных (региональных) схем финансирования, а также применять их для аудита, мониторинга и оценки государственных органов.
6. Продолжать свои усилия для преодоления сохраняющихся правовых и административных препятствий на пути мобильности, в том числе связанных с межотраслевой мобильностью и мобильностью функциональной, учитывая при этом расширение Европейского Союза.
7. Стремиться гарантировать реализацию права исследователей на достаточное социальное обеспечение, соответствующее их правовому статусу. В этом контексте особое внимание должно быть уделено переводу или сохранению установленных законодательство и дополнительных пенсионных прав при смене места работы исследователями в рамках государственного и частного секторов в одной стране или при смене места работы в нескольких странах в пределах Европейского Союза. Такие режимы должны гарантировать, что исследователи, которые в течение своей жизни меняли место работы или прерывали свою карьеру, не слишком страдают от утраты прав на социальное обеспечение.
8. Ввести в действие необходимые структуры мониторинга для регулярного пересмотра настоящей Рекомендации, а также для оценки степени, в которой работодатели, финансирующие организации и исследователи применяли положения Европейской Хартии исследователей и Кодекса поведения для рекрутинга исследователей.
9. Установить критерии такой оценки и согласовать их с государствами-членами ЕС в контексте работы, проводимой Координационной группой по управлению трудовыми ресурсами и мобильности.
10. В свете их роли представителей в работе международных организаций, созданных на межправительственном уровне, учитывать настоящую Рекомендацию при разработке стратегий и принятии решений, касающихся деятельности этих организаций.
11. Настоящая Рекомендация адресована государствам-членам ЕС, но она также должна выступать в качестве инструмента поощрения социального диалога, а также диалога между исследователями, заинтересованными сторонами и обществом в целом.
12. Государствам-членам ЕС предлагается информировать Европейскую Комиссию, насколько это возможно, к 15 декабря 2005 г., а впоследствии ежегодно, обо всех мерах, принятых ими в дополнение к настоящей Рекомендации, о первых результатах их применения, а также представлять примеры надлежащей практики их применения.
13. Настоящая Рекомендация будет периодически пересматриваться Европейской Комиссией в контексте метода открытой координации.
Совершено в Брюсселе 11 марта 2005 г.
От имени Европейской Комиссии
Janez POTOCNIK
Член Европейской Комиссии
------------------------------
*(1) Commission Recommendation of 11 March 2005 on the European Charter for Researchers and on a Code of Conduct for the Recruitment of Researchers (Text with EEA relevance) (2005/251/EC). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 75 от 22.3.2005, стр. 67.
*(2) COM(2000) в окончательной редакции от 18.1.2000.
*(3) ОЖ N С 282, стр. 1. Резолюция Совета ЕС от 10.11.2003 (2003/С 282/01 о профессии и карьере исследователей в пределах Европейского научно-исследовательского пространства).
*(4) COM(2003) 226 в окончательной редакции и SEC(2003) 489 от 30.4.2003.
*(5) SEC(2003) 260.
*(6) СОМ(2004) 178 в окончательной редакции от 16.3.2004.
*(7) См. определение, приведенное в Разделе 3 настоящей Рекомендации.
*(8) См. определение, приведенное в Разделе 3 настоящей Рекомендации.
*(9) ОЖ N С 364, 18.12.2000, стр. 1.
*(10) См. SEC(2005) 260, Женщины и наука: достижения и инновации - гендерное равенство в науке.
*(11) Директива 1999/70/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г. о рамочном соглашении относительно работы на основании срочных трудовых договоров, заключенном между Союзом объединений промышленников и работодателей Европы, Европейским центром для предприятий с государственным участием и Европейской Конфедерацией профсоюзов (ОЖ N L 175, 10.7.1999, стр. 43). Целью Директивы является предотвращение дискриминации сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам, относительно постоянных сотрудников, работающих на аналогичных должностях, предотвращение злоупотреблений, вытекающих из заключения последовательных срочных контрактов, в целях улучшения доступа работающих по срочному контракту к обучению и обеспечению их информирования об имеющихся постоянных рабочих местах.
*(12) См. SEC(2005) 260, Женщины и наука: достижения и инновации - гендерное равенство в науке.
*(13) т.е. удаленное сотрудничество посредством электронных сетевых коммуникаций.
*(14) В этом контексте см. также Директиву 2012/14/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 80, 23.3.2002 стр. 29).
*(15) Должны быть использованы все доступные инструменты, в частности, международные или глобальные веб-ресурсы, такие, как Европейский портал по мобильности исследователей (pan-European Researcher's Mobility Portal): http://europa.eu.int/eracareers.
*(16) См. также в Разделе 1 настоящего документа Европейскую Хартию исследователей: Системы учета и оценки.
*(17) См. http://www.enic-naric.net/ для ознакомления с более детальной информацией об NARIC Network (Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности) и ENIC Network (Европейская Сеть Информационных Центров).
*(18) См. Предлагаемый стандарт практики для обследования, исследований и экспериментальных разработок, Руководство Фраскати (OECD, 2002).
*(19) COM(2003) 436 от 18.7.2003: Исследователи на Европейском исследовательском пространстве: одна профессия, множество путей карьеры.
*(20) См. Рабочую программу структуризации кадровых ресурсов и мобильности ученых на Европейском научно-исследовательском пространстве, мероприятия Мари Кюри, издание сентябрь 2004 г., стр. 41.
*(21) См. то же, стр. 42.
*(22) Сообщество будет прилагать усилия по применению обязательств, изложенных в настоящей Рекомендации, к получателю финансирования в контексте Рамочной программы (программ) по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности.
*(23) Рамочная программа (программы) по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Европейской Комиссии 2005/251/EC от 11 марта 2005 г. о Европейской хартии исследований и Кодексе поведения для рекрутинга исследователей
Рекомендация адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчик - Л.В. Мироненкова
Текст перевода официально опубликован не был; текст Рекомендации на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 75 от 22.03.2005 г., с. 67.