Директива Совета Европейского Союза 98/24/EC от 7 апреля 1998 г.
о защите здоровья и безопасности работников от рисков, связанных с химическими веществами (четырнадцатая специальная Директива в значении Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)*(1)
(Текст в редакции Директивы 2007/30/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 20 июня 2007 г.*(2),
Директивы 2014/27/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 февраля 2014 г.*(3))
О внесении изменений в настоящую Директиву см. Директиву Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2009/148/EC от 30 ноября 2009 г.
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 118а Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии*(4), составленное после консультации с Совещательным Комитетом по вопросам безопасности, гигиены и охраны здоровья работников,
Принимая во внимание Заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(5),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 189с Договора*(6),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Статья 118a Договора предусматривает, что Совет ЕС должен посредством Директив принять минимальные требования для содействия улучшениям, в частности, условий труда, с целью обеспечения более высокого уровня защиты здоровья и безопасности работников.
(2) В соответствии с указанной Статьей такие Директивы не должны налагать административные, финансовые и правовые ограничения, которые сдерживали бы создание и развитие малых и средних предприятий.
(3) Повышение безопасности, улучшение гигиены и охрана здоровья на рабочем месте являются целями, которые не должны подчиняться чисто экономическим интересам.
(4) Соблюдение минимальных требований в отношении защиты здоровья и безопасности работников от рисков, связанных с химическими веществами, направлено не только на обеспечение защиты здоровья и безопасности каждого отдельного работника, но и на обеспечение минимального уровня защиты всех работников в Сообществе, который позволит избежать возможных искажений в спорных случаях.
(5) Должен быть установлен единый уровень защиты от рисков, связанных с химическими веществами, для всех стран Сообщества в целом; такой уровень защиты должен быть установлен не путем введения детализированных обязательных требований, а путем установления системы общих принципов, позволяющих государствам-членам ЕС единообразно применять эти минимальные требования.
(6) Работа с химическими веществами может подвергать работников риску.
(7) Директива 80/1107/ЕЭС Совета ЕС от 27 ноября 1980 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием во время работы химических, физических и биологических веществ*(7), Директива 82/605/ЕЭС Совета ЕС от 28 июля 1982 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием во время работы металлического свинца и его ионических соединений (первая специальная Директива в значении Статьи 8 Директивы 80/1107/ЕЭС)*(8) и Директива 88/364/ЕЭС Совета ЕС от 9 июня 1988 г. о защите работников путем запрета определенных специфических веществ и/или определенных видов работы (четвертая специальная Директива в значении Статьи 8 Директивы 80/1107/ЕЭС)*(9) в целях обеспечения единообразия и ясности, а также по техническим причинам должны быть пересмотрены и включены в единую Директиву, устанавливающую минимальные требования в отношении защиты здоровья и безопасности работников при работе с использованием химических веществ; эти Директивы могут быть отменены.
(8) Настоящая Директива является специальной Директивой в значении Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС Совета ЕС от 12 июня 1989 г. о разработке мер, способствующих повышению безопасности и охраны здоровья работников на рабочем месте*(10).
(9) Вследствие этого положения вышеуказанной Директивы в полной мере применяются к воздействию на работников химических веществ без ущерба действию более строгих и/или специальных положений настоящей Директивы.
(10) Более строгие и/или специальные положения относительно перевозки опасных химических веществ содержатся в обязательных международных соглашениях и конвенциях, включенных в положения Сообщества о перевозке опасных грузов автодорожным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
(11) В Директиве 67/548/ЕЭС*(11) и Директиве 88/379/ЕЭС*(12) о сближении законодательных, регламентарных и административных положений относительно классификации, упаковки и маркировки, соответственно, опасных веществ и препаратов Совет ЕС утвердил систему критериев классификации опасных веществ и препаратов.
(12) Определение опасного химического вещества должно включать любое химическое вещество, которое отвечает этим критериям, а также любое химическое вещество, которое пока не отвечает этим критериям, возможно, из-за своих физико-химических, химических или токсикологических свойств, но способ их использования или их присутствие на рабочем месте представляет риск для здоровья и безопасности работников.
(13) В Директиве 90/492/ЕЭС*(13) Европейской Комиссии определена и закреплена система специальной информации об опасных веществах и препаратах в форме листов безопасности, предназначенных, главным образом, для промышленных пользователей, которая позволяет им принимать меры, необходимые для обеспечения защиты здоровья и безопасности работников; Директива 92/58/ЕЭС Совета ЕС от 24 июня 1992 г. о минимальных требованиях в отношении знаков безопасности и/или охраны здоровья на рабочем месте (девятая специальная Директива в значении Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)*(14) устанавливает систему маркировки контейнеров и труб, используемых для опасных веществ или препаратов на рабочем месте.
(14) Работодатель должен оценивать риски для безопасности и здоровья работников, вытекающие из присутствия опасных химических веществ на рабочем месте, чтобы принимать необходимые профилактические и защитные меры, указанные в настоящей Директиве.
(15) Профилактические меры, определенные при оценке рисков и принимаемые работодателем, должны отвечать требованиям, предъявляемым к защите здоровья населения и окружающей среды.
(16) Помимо информации, доступной для работников и предназначенной для повышения уровня их защиты, работников и их представителей необходимо информировать о рисках, которые могут нести химические вещества для их здоровья и безопасности, о мерах, необходимых для снижения или устранения этих рисков. Также они должны иметь возможность проверить, что принимаются все необходимые защитные меры.
(17) Наблюдения за здоровьем работников, в отношении которых результаты вышеуказанной оценки выявили риск для здоровья, могут способствовать принятию работодателем профилактических и защитных мер.
(18) Работодатель должен регулярно проводить соответствующую оценку и замеры и быть осведомлен о новых технических достижениях для защиты здоровья и безопасности работников.
(19) Последние научные данные должны подвергаться оценке независимых ученых с целью оказания содействия Европейской Комиссии в определении значений предельно допустимых концентраций химических веществ.
(20) Несмотря на то, что в некоторых случаях научных знаний может быть недостаточно для того, чтобы установить такой уровень воздействия химического вещества, ниже которого риск для здоровья человека исчезает, но уменьшение воздействия этих химических веществ, тем не менее, снижает этот риск.
(21) В Директиве 91/322/ЕЭС*(15) и Директиве 96/94/ЕС*(16) Европейская Комиссия установила ориентировочные предельные значения, как предусмотрено Директивой 80/1107/ЕЭС; принятые ранее Директивы должны учитываться в текущих документах.
(22) Европейской Комиссией совместно с Комитетом, учрежденным Директивой 89/391/ЕЭС, в настоящую Директиву должны быть внесены необходимые технические коррективы с целью оказания содействия Европейской Комиссии в разработке технических адаптаций к специальным Директивам, принятым в рамках настоящей Директивы; Европейская Комиссия после консультации с Совещательным Комитетом по вопросам безопасности, гигиены и охраны здоровья работников в соответствии с Решением 74/325/ЕЭС*(17) должна разработать практическое руководство по применению настоящей Директивы.
(23) Отмена Директивы 80/1107/ЕЭС не должна привести к снижению действующих стандартов защиты работников от химических, физических и биологических веществ; стандарты, принимаемые на основе существующих Директив о биологических веществах, проекта Директивы о физических веществах, настоящей Директивы и любых поправок к текстам этих документов, должны отражать стандарты, закрепленные в указанной Директиве, или по крайней мере придерживаться их.
(24) Настоящая Директива представляет собой практический шаг к формированию социального аспекта внутреннего рынка,
принял настоящую Директиву:
Совершено в Люксембурге, 7 апреля 1998 г.
За Совет ЕС
Президент
D. BLUNKETT
_____________________________
*(1) COUNCIL DIRECTIVE 98/24/EC of 7 April 1998 on the protection of the health and safety of workers from the risks related to chemical agents at work (fourteenth individual Directive within the meaning of Article 16(1) of Directive 89/391/EEC). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 131, 5.05.1998, стр. 11.
*(2) ОЖ N L 165, 27.6.2007, стр. 21.
*(3) ОЖ N L 65, 5.03.2014, стр. 1.
*(4) ОЖ N С 165, 16.06.1993, стр. 4.
*(5) ОЖ N C 34, 2.02.1994, стр. 42.
*(6) Заключение Европейского парламента от 20 апреля 1994 г. (ОЖ N С 128, 9.05.1994, стр. 167), Общая позиция Совета ЕС от 7 октября 1997 г. (ОЖ N С 375, 10.12.1997, стр. 2) и Решение Европейского парламента от 17 февраля 1998 г. (еще не опубликовано в ОЖ).
*(7) ОЖ N L 327, 3.12.1980, стр. 8. Текст в редакции Директивы 88/642/ЕЭС (ОЖ N L 356, 24.12.1988, стр. 74).
*(8) ОЖ N L 247, 23.08.1982, стр. 12.
*(9) ОЖ N L 179, 9.07.1988, стр. 44.
*(10) ОЖ N L 183, 29.06.1989, стр. 1.
*(11) ОЖ N L 196, 16.08.1967, стр. 1. Текст в редакции Директивы 96/56/ЕС (ОЖ N L 236, 18.09.1996, стр. 35).
*(12) ОЖ N L 187, 16.07.1988, стр. 14. Текст в редакции Директивы 96/56/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 265, 18.10.1996, стр. 15).
*(13) ОЖ N L 275, 5.10.1990, стр. 35.
*(14) ОЖ N L 245, 26.08.1992, стр. 23.
*(15) ОЖ N L 177, 5.07.1991, стр. 22.
*(16) ОЖ N L 338, 28.12.1996, стр. 86.
*(17) ОЖ N L 185, 9.07.1974, стр. 15. Текст в редакции Акта о присоединении от 1994 г.
*(18) ОЖ N L 196, 26.07.1990, стр. 1.
*(19) Директива 94/55/ЕС Совета ЕС от 21 ноября 1994 г. по сближению законодательства государств-членов ЕС об автомобильных перевозках опасных грузов (ОЖ N L 319, 12.12.1994, стр. 7). Текст в редакции Директивы 96/86/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 335, 24.12.1996, стр. 43).
*(20) Директива 96/49/ЕС Совета ЕС от 23 июля 1996 г. по сближению законодательства государств-членов ЕС о железнодорожных перевозках опасных грузов (ОЖ N L 235, 17.09.1996, стр. 25). Текст в редакции Директивы 96/87/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 335, 24.12.1996, стр. 45).
*(21) International Maritime Dangerous Goods Code - Международный морской кодекс по опасным грузам - прим. перев.
*(22) International Bulk Chemical Code - Международный кодекс по химовозам - прим. перев.
*(23) International Code for the Construction and Equipment of Ships Carrying Liquefied Gases in Bulk - Международный кодекс по конструкции и оборудованию судов, перевозящих сжиженные газы наливом - прим. перев.
*(24) Директива 93/75/ЕЭС Совета ЕС от 13 сентября 1993 г., касающаяся минимальных требований в отношении судов, прибывающих в порты Сообщества или отплывающих из них и перевозящих опасные или загрязняющие окружающую среду грузы (ОЖ N L 247, 5.10.1993, стр. 19). Текст в редакции Директивы 97/34/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 158, 17.06.1997, стр. 40).
*(25) Регламент (ЕС) 1272/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 декабря 2008 г. о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей, изменяющий и отменяющий Директивы 67/548/ЕЭС и 1999/45/ЕС и изменяющий Регламент (ЕС) 1907/2006 (ОЖ N L 353, 31.12.2008, стр. 1).
*(26) Регламент (ЕС) 1907/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2006 г., касающийся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химических веществ (REACH), учреждающий Европейское агентство по химическим веществам, изменяющий Директиву 1999/45/ЕС и отменяющий Регламент (ЕЭС) 793/93 Совета ЕС и Регламент (ЕС) 1488/94 Европейской Комиссии, а также Директиву 76/769/ЕЭС Совета ЕС и Директивы 91/155/ЕЭС, 93/67/ЕЭС, 93/105/ЕС и 2002/21/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 396, 30.12.2006г, стр. 1).
*(27) ОЖ N L 100, 19.04.1994, стр. 1.
*(28) ОЖ N L 236, 24.09.1983, стр. 25. Текст в редакции Директивы 91/382/ЕЭС (ОЖ N L 206, 29.07.1991, стр. 16).
*(29) ОЖ N L 137, 24.05.1986, стр. 28.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Совета Европейского Союза 98/24/EC от 7 апреля 1998 г. о защите здоровья и безопасности работников от рисков, связанных с химическими веществами (четырнадцатая специальная Директива в значении Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после опубликования в Официальном Журнале Европейских Сообществ
Переводчик - Машкина Т.М.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 131, 5.05.1998, стр. 11.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2009/148/EC от 30 ноября 2009 г.
Текст приводится без учета названных изменений