1. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать инструкцию для подачи первых частей заявок.
В ФАС России обратился заявитель с жалобой о том, что документация ограничивает возможность ознакомиться с показателями товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ. Комиссия ФАС России, рассмотрев жалобу, установила, что в документации имеются положения, в которых указано, что показатели товаров, используемых при выполнении работ, содержатся в одном из приложений к документации. Однако, изучив указанное приложение, Комиссией ФАС России установлено, что участникам размещения заказа для того, чтобы ознакомиться с перечнем показателей товаров следовало открыть третий лист каждого из файлов приложения и перейти на 145 строку, с которой и начинался перечень. Вместе с тем, инструкция для подачи первой части заявок на участие в аукционе не содержала сведений о том, где именно заказчиком установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещена документация об Аукционе, которая содержит ограничения для ознакомления с показателями, связанными с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Представители Заказчика в письменных возражениях на жалобу Заявителя, представленных на заседание Комиссии, не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 18.1 главы II документации об Аукционе установлено, что показатели, связанные с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика, содержатся в приложении 1 к техническому заданию документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что часть показателей, связанных с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика, установлены в каждой из ведомостей объемов работ отдельных видов работ приложения 1 к техническому заданию документации об Аукционе, размещенных Заказчиком на Официальном сайте, однако другая часть показателей, связанных с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика, представлена в ведомостях материалов, используемых при выполнении работ, которые представлены со 145 строк листов 3 документов Microsoft Office Excel указанных ведомостей объемов работ отдельных видов работ.
Вместе с тем, в инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, установленной пунктом 18.1 главы II документации об Аукционе, не содержится сведений о том, где именно содержатся показатели товаров, необходимых для использования при выполнении работ, которые необходимо указывать участникам размещения заказа в составе первых частей заявок на участие Аукционе.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе. Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Пунктом 18.2 главы II документации об Аукционе установлено, что во вторых частях заявок участников размещения заказа на участие в Аукционе должна содержаться, в том числе: "копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства".
Пунктом 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов. Согласно части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Однако в документации об Аукционе в нарушение части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчиком не установлена соответствующая предмету Аукциона группа, подгруппа работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273, опыт выполнения которых необходимо подтвердить участникам размещения заказа.
Нарушения Заказчиком положений Закона о размещении заказа, указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения части 2.1 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов путем приведения документации о торгах в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2013 N К-1753/13)
2. Заказчиком правомерно установлено требование о наличии регистрационных удостоверений на компоненты набора для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека.
Комиссия ФАС России признала необоснованной жалобу, мотивированную тем, что заказчик неправомерно установил требование о наличии регистрационных удостоверений на компоненты (составляющие части) набора для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека. В основу решения Комиссии ФАС России положено требование законодательства Российской Федерации о том, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. Согласно сведениям, представленным заказчиком, требования о наличии регистрационных удостоверений на компоненты установлены в соответствии с требованиями Закона N 323-ФЗ. При этом набор по определению не является изделием медицинского назначения и на него отсутствует регистрационное удостоверение.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что документация об Аукционе содержит излишнее требование в техническом задании документации об Аукционе о наличии регистрационных удостоверений на отдельные компоненты набора для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека при проведении геномной регистрации человека.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчик установил требование о наличии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (или сертификата соответствия) на отдельные компоненты набора для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека при проведении геномной регистрации человека (далее - Набор), в том числе на салфетки, пропитанные дезинфицирующим средством, перчатки стерильные в индивидуальной упаковке, ланцет для забора крови одноразовый, капилляр для забора крови, карту-носитель, предназначенную для сбора, хранения и транспортировки образцов крови.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Частью 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установил требования о наличии регистрационных удостоверений на салфетки, пропитанные дезинфицирующим средством, перчатки стерильные в индивидуальной упаковке, ланцет для забора крови одноразовый, капилляр для забора крови, карту-носитель, предназначенную для сбора, хранения и транспортировки образцов крови в соответствии с требованиями Закона N 323-ФЗ. Кроме того, Заказчик пояснил, что Набор по определению не является изделием медицинского назначения и на него отсутствует регистрационное удостоверение.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств того, что существует регистрационное удостоверение на Набор.
На заседании Комиссии Заказчик представил запросы, направленные в адрес поставщиков для формирования начальной (максимальной) цены контракта на набор в целом, и коммерческие предложения, поступившие от ООО "Агентство Химэксперт" с предложением 425,00 за единицу, ООО "Интерлабсервис" с предложением 488,6 за единицу. Кроме того, при формировании цены государственного контракта учитывался контракт, заключенный ФСИН России в 2012 году с ценой 425,00 за единицу. Указанные коммерческие предложения, а также сведения о исполненном контракте подтверждают возможность поставки набора в целом.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии регистрационных удостоверений или сертификатов соответствия на отдельные компоненты набора для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека при проведении геномной регистрации человека, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2013 N К-1775/13)
3. При оценке заявок на участие в конкурсе в части критерия "наличие опыта выполнения работ" необходимо учитывать, в том числе, работы, произведенные участником до момента его реорганизации.
В ФАС России обратился заявитель с жалобой о том, что конкурсная комиссия заказчика неправомерно допустила иного участника размещения заказа к участию в конкурсе. Комиссия ФАС России, рассмотрев жалобу, установила, что заявка иного участника допущена правомерно, однако конкурсной комиссией при проведении оценки и сопоставления заявок нарушен порядок оценки, установленный документацией о торгах. Указанное нарушение выразилось в том, что конкурсная комиссия не учла при выставлении баллов заявителю ряд документов, подтверждающих наличие у заявителя опыта реализации образовательных проектов для государственных органов с применением дистанционных образовательных технологий. Комиссией установлено, что в документах, не учтенных конкурсной комиссией, исполнителем выступает иное лицо. Однако, заявитель на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что проводилась реорганизация учреждений, и в составе заявки заявителя содержатся подтверждающие реорганизацию документы в форме присоединения иного лица к заявителю. Таким образом, вышеуказанные документы об опыте реализации образовательных проектов неправомерно не учтены конкурсной комиссией заказчика при оценке заявки заявителя.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссией, выразившимися в неправомерном допуске к участию в Конкурсе иного участника размещения заказа - НОУ "***" по причине отсутствия в заявке общего срока оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В пункте 17 "Сроки оказания услуг" раздела IV Конкурсной документации Заказчиком установлен срок оказания услуг: "с момента заключения Контракта по 15 декабря 2013 года". Пунктом 26 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость" раздела IV Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Срок - срок оказания услуг по предварительному этапу".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что отражение общего срока оказания услуг в составе конкурсной заявки участников размещения заказа не является обязательным требованием. Участнику размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо указать срок оказания услуг по предварительному этапу, поскольку данный срок является одним из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе.
Комиссия, изучив заявку участника размещения заказа НОУ Учебный центр "Сетевая компания" установила, что в составе заявки содержатся сведения: "об общем оказании услуг - с момента заключения контракта по 15 декабря 2013 года", а также "срок оказания услуг по предварительному этапу - 1 (одна) неделя от даты заключения государственного контракта".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсная комиссия неправомерно допустила участника размещения заказа - НОУ "***" к участию в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. В соответствии с подпунктами 14 и 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 утверждены "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление), предусматривающие порядок оценки заявок с использованием целого ряда критериев, в том числе, по качеству работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок по следующему порядку: "Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов, в том числе: значимость критерия "цена контракта" - 35%, значимость критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса" - 45%, значимость критерия "срок" - 20%".
В соответствии с пунктом 26 раздела II Конкурсной документации критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса" включает в себя ряд подкритериев, в том числе: "Наличие опыта реализации масштабных (не менее 700 слушателей) образовательных проектов для государственных органов с применением дистанционных образовательных технологий" со значимостью 20 баллов. Указанный подкритерий учитывается Конкурсной комиссией при условии предоставлении участником Конкурса информации о количестве и объемах исполненных Участником контрактов подобных предмету конкурса за последние 3 года, с приложением копии договоров (контрактов) или актов сдачи-приемки оказанных услуг.
На заседании Комиссии установлено, конкурсная заявка Заявителя содержит 16 договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки, в том числе государственный контракт от 03.08.2011 N 5-7-02/98, государственный контракт от 25.10.2010 N 5-6-02/136, акт сдачи-приемки образовательных услуг от 13.12.2010, в которых исполнителем выступает ФГОУ "Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что проводилась реорганизация учреждений и в составе заявки содержатся подтверждающие реорганизацию документы.
Комиссией на рассмотрении жалобы установлено, что в составе конкурсной заявки Заявителя содержатся документы, подтверждающие реорганизацию ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", ФГОБУ ВПО "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации" в форме присоединения к ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".
Вместе с тем, при оценке конкурсной заявки Заявителя Конкурсной комиссией не учтены вышеуказанные государственные контракты и акт сдачи-приемки образовательных услуг.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в нарушении порядка оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе, нарушают часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов, выдать Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов путем повторного осуществления оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в соответствии с порядком, установленным документацией, и законодательством о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2013 N К-1766/13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.