Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента труда
и занятости населения г. Москвы
от 15 марта 2013 г. N 135
Методические рекомендации
по расследованию несчастных случаев на производстве в городе Москве
Настоящие Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве разработаны Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский городской центр условий и охраны труда" в соответствии с Протоколом заседания Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы от 25.09.2012.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов по охране труда организаций, представителей органов исполнительной власти города Москвы, принимающих участие в комиссиях по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (далее - комиссия), уполномоченных по охране труда.
Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве доработаны с учетом замечаний и предложений Государственной инспекции труда в городе Москве, Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы.
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, регламентирующим порядок расследования несчастных случаев на производстве.
1.2. В рекомендациях конкретизированы действия работодателя и членов комиссии до начала работы комиссии, в ходе ее работы и по завершении работы комиссии.
1.3. Правовую основу деятельности по расследованию несчастных случаев на производстве составляют:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";
- приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";
- приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам";
- приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда";
- приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
- приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами";
- приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 N 157 "О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)";
- Закон города Москвы от 12.03 2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве";
- Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 10.11.2009 N 1212-ПП;
- Порядок участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 226-ПП;
См. Порядок участия представителей органов исполнительной власти г. Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве в расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2014 г. N 133-ПП
- постановление правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП";
- ГОСТ Р6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
1.4. Органы исполнительной власти города Москвы:
1.4.1. Размещают на своих сайтах в сети Интернет информацию о необходимости извещения работодателями органов исполнительной власти о произошедших групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом.
1.4.2. Назначают ответственных за получение сведений о несчастных случаях на производстве от работодателей и направляют эту информацию в Департамент труда и занятости населения города Москвы.
1.5. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы доводят до всех организаций соответствующих отраслей независимо от их организационно-правовой формы информацию о номерах телефонов и факсов ответственного за получение сведений о несчастных случаях на производстве, по которым работодатели в соответствии со статьей 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации обязаны направлять сообщения о произошедших групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом.
1.6. Префектуры административных округов города Москвы принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, если несчастный случай произошел в подведомственной префектуре организации или организации, являющейся субъектом малого или среднего предпринимательства и расположенной на территории административного округа.
1.7. Органы исполнительной власти города Москвы рассматривают на заседаниях отраслевых и межведомственных комиссий по охране труда материалы расследований групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом с заслушиванием руководителя организации и представителя органа исполнительной власти.
1.8. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением установленного порядка участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве и подведомственных организациях в соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнению какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, либо совершаемых в его интересах.
Критерии признания события несчастным случаем, который необходимо расследовать
Категории пострадавших лиц |
Повреждения здоровья, полученные в результате происшедшего события |
Последствия происшедшего события для пострадавшего |
Время, место и иные обстоятельства несчастного случая |
Работники, с которыми заключен трудовой договор (в т.ч. совместители, надомники) (ч. 1, 2 ст. 227 ТК РФ) |
1. Травмы (в т.ч. нанесенные пострадавшему другим(-и) лицом(-ами), укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми 2. Повреждения, полученные вследствие взрывов, аварий 3. Поражения, полученные в результате разрушения зданий, сооружений и конструкций 4. Поражение электрическим током, молнией, излучением 5. Повреждения, полученные в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств 6. Иные повреждения здоровья, вызванные воздействием внешних факторов 7. Тепловой удар 8. Ожог или обморожение 9. Утопление 10. Смерть |
1. Необходимость перевода на другую работу. Подтверждается медицинским заключением, выданным в установленном порядке (ч. 1 ст. 230 ТК РФ) 2. Временная или стойкая утрата трудоспособности. Продолжительность нетрудоспособности должна быть не менее 1 дня (ч. 1 ст. 230 ТК РФ). 3. Смерть |
Несчастный случай произошел с пострадавшим: 1) в рабочее время на территории работодателя либо за ее пределами при выполнении работы, в т.ч.: - во время установленных перерывов в работе; - при подготовке инструментов и одежды для выполнения работы, а также приведения их в порядок после окончания работы; - при выполнении других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы; - при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) во время следования на работу или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте, но по распоряжению работодателя или по взаимному соглашению, закрепленному в трудовом договоре; 3) при следовании в служебную командировку и обратно, во время служебных поездок на общественном и служебном транспорте; 4) при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы или поручения, в т.ч. пешком; 5) во время междусменного отдыха при вахтовом методе работы; 6) во время междусменного отдыха водителя-сменщика, проводника, члена бригады почтового вагона и т.п.; 7) при совершении других действий, предусмотренных трудовым договором или совершаемых в интересах работодателя, в том числе по предотвращению катастрофы, аварии, несчастного случая или ликвидации их последствий |
Иные лица, участвующие в производственной деятельности работодателя: - работники и другие лица, которые проходят профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором (абз. 2 ч. 2 ст. 227 ТК РФ); - которые проходят производственную практику (абз. 3 ч. 2 ст. 227 ТК РФ); - которым производственная деятельность рекомендована в качестве трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями (абз. 4 ч. 2 ст. 227 ТК РФ); - из числа осужденных к лишению свободы, которых привлекают к труду (абз. 5 ч. 2 ст. 227 ТК РФ); - которых привлекают в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ (абз. 6 ч. 2 ст. 227 ТК РФ); - которые являются членами производственных кооперативов или крестьянских (фермерских) хозяйств и лично участвуют в их деятельности (абз. 7 ч. 2 ст. 227 ТК РФ) | |||
Лица, которые в интересах работодателя участвуют в работах по предотвращению катастроф, аварий и т.п. или ликвидации их последствий (ч. 2 ст. 227 ТК РФ) |
Обязанности работника при несчастном случае на производстве
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 Положения о расследовании несчастных случаев работник обязан немедленно сообщить о несчастном случае своему непосредственному или вышестоящему руководителю.
Работодатель может сам определить порядок извещения о несчастном случае в локальном нормативном акте.
Работник должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда под подпись. Инструкция может быть выдана работнику на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешена на рабочем или в ином месте, доступном для работника.
Если работодатель не определил процедуру извещения в локальном нормативном акте, работник может сообщить о несчастном случае в любой форме, с учетом обстоятельств и возможных последствий произошедшего. Это означает, что при риске скорого наступления аварийной или чрезвычайной ситуации, когда необходимы неотложные меры для ее предотвращения, работник должен проинформировать работодателя лично, по телефону или любым другим способом. При отсутствии угрозы чрезвычайных последствий работник может направить работодателю письменное сообщение (например, в виде докладной записки).
Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
Если в организации произошел несчастный случай, то в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан:
1) оказать пострадавшему первую помощь, а при необходимости, за счет собственных средств работодателя либо на служебном транспорте, доставить пострадавшего в медицинское учреждение: больницу, травмпункт, поликлинику;
2) принять необходимые меры для предотвращения развития аварии или чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
3) сохранить обстановку на месте несчастного случая, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а если это невозможно - зафиксировать ее (составить схемы, сделать фотографии или провести видеосъемку);
4) уведомить о происшедшем несчастном случае соответствующие органы и организации, указанные в статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации (при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом: государственную инспекцию труда, прокуратуру, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, соответствующее территориальное объединений организаций профсоюзов), а если несчастный случай признан тяжелым или пострадавший умер, сообщить его родственникам.
5) организовать надлежащее, своевременное расследование и оформление несчастного случая.
1. Оказание первой помощи пострадавшему
Пострадавшему в результате несчастного случая работодатель обязан немедленно оказать первую доврачебную помощь. Для этих целей в каждой организации должна быть аптечка, комплектация которой определена приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н.
Если работник получил тяжелую(-ые) травму(-ы) и ему требуется срочное вмешательство медицинских работников, необходимо вызвать скорую помощь.
Если травма пострадавшего позволяет перемещать его (например, при вывихе или растяжении), работодатель может самостоятельно доставить его в медицинское учреждение.
В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан перевезти (обеспечить доставку) пострадавшего в медицинское учреждение на своем транспорте или за свой счет.
2. Получение медицинского заключения о характере полученных работником повреждений
В медицинской организации, куда впервые был доставлен (обратился) пострадавший, работодателю необходимо получить медицинское заключение о характере полученных работником повреждений. Его форма (N 315/у) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275.
Определение степени тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве" по запросу работодателя. Конкретная форма такого запроса не установлена. Он может быть составлен в виде письма на имя руководителя медицинского учреждения.
Так как все сведения, заносимые в акт формы Н-1, должны быть подтверждены соответствующими документами, то при составлении запроса в учреждение здравоохранения о выдаче медицинского заключения о тяжести повреждения здоровья нужно запросить и другие сведения, необходимость получения которых требует утвержденная форма акта Н-1:
п. 8.2 - характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья;
п. 8.3 - нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (нет, да - указывается состояние и степень опьянения в соответствии с заключением по результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке.
Запрос следует подавать незамедлительно:
- в медицинскую организацию, куда впервые обратился пострадавший, - если он не был госпитализирован;
- в медицинскую организацию, где работник проходит лечение, - если он был госпитализирован.
Заключение должно быть выдано работодателю незамедлительно, как только поступит соответствующий запрос.
Впоследствии медицинское заключение приобщается к материалам расследования несчастного случая. На основании заключения работодатель заполняет документы, которые необходимо оформить при несчастном случае.
Несвоевременное получение работодателем медицинского заключения не может служить основанием для нарушений сроков направления извещения о несчастном случае на производстве.
3. Предотвращение чрезвычайной ситуации
Если в результате события, приведшего к несчастному случаю, может развиться аварийная или иная чрезвычайная ситуация, в которой могут пострадать люди, то в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
Порядок действий работодателя в такой ситуации регламентирован Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) и стандартом "ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения", принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 329 (далее - ГОСТ Р 22.3.03-94).
Руководствуясь этими нормативными документами, работодатель обязан:
- оповестить работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- удалить работников за пределы зоны действия опасных для их жизни и здоровья факторов;
- локализовать и по возможности нейтрализовать источник опасности;
- сообщить об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в специализированные организации (МЧС, полицию, пожарную службу и др.). Списки телефонов таких организаций должны располагаться в доступных местах на всей территории организации;
- ввести режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварийно и поисково-спасательных подразделений МЧС, МПС, Минтранса и др.);
- установить уровень реагирования;
- применить дополнительные меры защиты работников организации и других граждан, которые находятся на ее территории (ограничить доступ людей и транспортных средств на опасную территорию, приостановить деятельность организации и др.).
Для предотвращения аварии или устранения ее последствий работодатель может привлечь работников, причем не только в рабочее время, но и сверхурочно.
До начала работ по предотвращению аварийной ситуации с работниками нужно провести целевой инструктаж. Работников следует обучить приемам выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также оснастить необходимыми средствами индивидуальной защиты (например, специальной одеждой, обувью, изолирующими дыхательными приборами для работы в зоне задымления или загазованности).
Если в организации не хватает работников или нет специалистов, обладающих необходимой квалификацией для предупреждения аварии или устранения ее последствий (например, специалистов по ремонту сложного оборудования, управлению механизмами), работодатель вправе привлечь посторонних лиц по срочному трудовому договору. Окончание срока договора будет определяться обстоятельствами, которые были вызваны конкретной (чрезвычайной) ситуацией. С устранением этих обстоятельств заканчивается и срок договора.
4. Сохранение или фиксация обстановки в месте происшествия
В соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан по возможности сохранить до начала расследования обстановку, при которой произошел несчастный случай. Это позволит точно установить обстоятельства несчастного случая.
Если существует опасность аварии или иной чрезвычайной ситуации, которые угрожают жизни и здоровью людей, и сохранить обстановку в первоначальном виде невозможно, ее необходимо зафиксировать. Фиксация обстановки включает:
- составление схемы места происшествия;
- фотографирование или видеосъемку;
- другие мероприятия.
Полученные материалы впоследствии приобщаются к материалам расследования несчастного случая.
Извещение о несчастном случае на производстве
1. Извещение государственных органов о несчастном случае. Срок и форма извещения
О происшедшем несчастном случае работодатель обязан проинформировать уполномоченные организации в виде направления извещений, используя все возможные виды связи.
Перечень таких организаций и срок, в течение которого необходимо направить извещение о несчастном случае, зависят от степени тяжести несчастного случая.
Степень тяжести несчастного случая - легкий или тяжелый - устанавливается на основании приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160. Эту информацию указывают в медицинском заключении, которое по запросу работодателя выдает медицинская организация, куда после несчастного случая был госпитализирован или самостоятельно обратился пострадавший (приложение N 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275).
Организации, которые необходимо уведомить о несчастном случае, срок и форма извещения
Вид несчастного случая |
Извещаемая организация и нормативно-правовой акт, устанавливающий необходимость извещения |
Срок направления извещения |
Форма извещения |
Любой несчастный случай (групповой, легкий, тяжелый, со смертельным исходом), происшедший с застрахованным лицом |
Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, абз. 7 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ, п. 5 Положения о расследовании несчастных случаев) |
В течение суток со дня наступления несчастного случая |
|
Групповой несчастный случай (два человека и более), тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом (ч. 1, 2 ст. 228.1 ТК РФ) |
1) Государственная инспекция труда субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел несчастный случай и по месту регистрации юридического лица. Адреса государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации указаны на официальном сайте Роструда: http://www.rostrud.ru (абз. 2 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ, п. 15 Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н)*. 2) Прокуратура по месту происшествия несчастного случая. Адрес конкретной прокуратуры можно уточнить в прокуратуре субъекта РФ, контактная информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://genproc.gov.ru (абз. 3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). 3) Представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) администрация органа местного самоуправления по месту государственной регистрации работодателя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (абз. 4 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). 4) Работодатель, направивший работника, с которым произошел несчастный случай (абз. 5 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). 5) Территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, контролирующего объект или организацию, на которых произошел несчастный случай (например, территориальный орган Ростехнадзора) (абз. 6 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). 6) Территориальное объединение профсоюзов (ч. 2 ст. 228.1 ТК РФ) |
В течение суток со дня наступления несчастного случая |
Форма 1 утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. |
Несчастный случай, который по прошествии времени перешел в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
1) Государственная инспекция труда субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел несчастный случай. Адреса государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации указана на официальном сайте Роструда: http://www.rostrud.ru (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ, п. 15 Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н)*. 2) Территориальное объединение организаций профсоюзов (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ). 3) Территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, контролирующего объект или организацию, на которых произошел несчастный случай (например, территориальный орган Ростехнадзора) (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) 4) Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя - о страховых случаях (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
В течение трех суток после получения данных сведений |
Форма 1 утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Форма утверждена Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157. |
* Государственную инспекцию труда (ГИТ) субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел несчастный случай, работодатель должен уведомлять только при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом (статья 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако обратиться в ГИТ работодатель вправе и тогда, когда в результате несчастного случая работник получил легкие повреждения, если требуется консультация, связанная с происшествием. Информирование и консультирование работодателей по вопросам, которые возникают при применении трудового законодательства, является одним из основных полномочий этой организации (статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатель не сообщит в орган Фонда социального страхования Российской Федерации о страховом случае (вызванном несчастным случаем), ему грозит административная ответственность в виде штрафа (ст. 15.34 КоАП РФ), размер которого для организаций составляет от 5000 до 10000 руб., для должностных лиц - от 500 до 1000 руб., для граждан - от 300 до 500 руб.
Извещение о несчастном случае может быть передано по телефону, факсом, телеграфом и другими имеющимися средствами связи (примечание к форме 1, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
Факт направления извещения рекомендуется зафиксировать. В случае судебных разбирательств это позволит исключить обвинения в адрес работодателя в том, что он не сообщил о несчастном случае или сделал это с опозданием.
Зафиксировать направление извещения можно следующими способами:
а) внести сведения в форму извещения.
Так, в графе 6 формы 1 указывают дату и время передачи информации о несчастном случае, а также фамилию и инициалы передавшего ее лица, а в графе 7 этой же формы указывают дату и время получения информации, фамилию и инициалы принявшего ее лица;
б) зарегистрировать факт передачи и принятия информации в специальном журнале (например, в журнале регистрации телефонограмм или в журнале регистрации телефонограмм и факсимильных сообщений). Этот способ можно использовать при передаче сообщения в Фонд социального страхования Российской Федерации, так как в бланке сообщения отсутствует графа для указания времени, даты, фамилии и инициалов принимающего информацию лица.
Факт передачи информации подтверждают форма, утвержденная приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 N 157, форма 1, выписка из журнала о передаче информации по телефону или факсу, документы, полученные в результате направления информации по телеграфу или почтовой связи. Данные документы по усмотрению комиссии по расследованию могут быть приложены к материалам расследования несчастного случая.
2. Извещение родственников пострадавшего
Если несчастный случай привел к тяжким последствиям или смерти работника, работодатель должен сообщить об этом родственникам пострадавшего. Такая обязанность предусмотрена абзацем 5 статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как известить родственников о происшествии, работодатель вправе решить сам с учетом ситуации: времени, места происшествия, тяжести несчастного случая, наличия телефонной связи, удаленности места жительства родственников и других факторов. Чаще всего о происшествии сообщают по телефону, телеграммой, письмом.
Факт извещения рекомендуется зафиксировать (получить копию телеграммы, телефонограммы и т.п.).
Формирование комиссии по расследованию несчастного случая на производстве
Расследование несчастных случаев на производстве проводит специальная комиссия, образованная в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если несчастный случай происходит с гражданином, который выполняет для организации работу по гражданско-правовому договору, содержащему условие об уплате страховых взносов (ч. 1 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 16 Положения о расследовании несчастных случаев), расследование проводит государственный инспектор труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (далее - доверенные лица пострадавшего).
Если в ходе расследования договор, заключенный с пострадавшим, будет признан трудовым, государственный инспектор труда должен будет направить материалы расследования в суд, чтобы определить характер правоотношений между гражданином и организацией. Оформлять несчастный случай инспектор труда будет в зависимости от решения суда.
Комиссию по расследованию несчастного случая формирует работодатель, у которого произошел несчастный случай. Он же утверждает ее состав.
Если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной Ростехнадзору, состав комиссии по расследованию несчастного случая должен утверждать руководитель его территориального органа (ч. 13 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации). К полномочиям этого органа отнесен надзор в области промышленной безопасности. Основанием для формирования комиссии в этом случае будет направленное работодателем в территориальный орган Ростехнадзора извещение о несчастном случае на производстве.
Конкретный порядок взаимодействия работодателя и территориального органа Ростехнадзора при утверждении состава комиссии законодательно не установлен. Поэтому рекомендуется заранее уточнить в Ростехнадзоре номера телефонов, факсов, а также способы передачи-получения необходимой информации.
Несчастный случай может произойти с работником и за пределами территории работодателя.
Если работник был направлен на работу к другому работодателю и участвовал в его производственной деятельности, то расследовать несчастный случай с ним должна комиссия, образованная принимающей стороной (ч. 5 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о расследовании несчастных случаев).
Если работник по поручению работодателя выполнял работу на территории другого работодателя, то несчастный случай с ним должна расследовать комиссия, созданная организацией, с которой у работника заключен трудовой договор (ч. 6 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о расследовании несчастных случаев).
Если работник выполнял по поручению работодателя работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, то комиссию по расследованию несчастного случая с ним должен сформировать работодатель, который производил эту работу. При этом участие представителя работодателя, на территории которого проводилась работа, обязательно (ч. 7 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о расследовании несчастных случаев).
Если с работником произошел несчастный случай на работе по совместительству, расследовать его должна комиссия, образованная работодателем, у которого работник трудится совместителем (ч. 8 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 11 Положения о расследовании несчастных случаев). Это обусловлено тем, что несчастный случай произошел с работником в тех условиях, которые в тот момент были в месте работы по совместительству. С письменного согласия пострадавшего работодатель, который будет проводить расследование, может сообщить о случившемся работодателю по основному месту работы.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
1. Численность и состав комиссии по расследованию несчастного случая
В комиссии по расследованию несчастного случая должно быть не меньше трех человек, в число которых обязательно должны входить:
- специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом руководителя ответственным за эту работу);
- представители работодателя;
- представитель профсоюза (или другого представительного органа работников);
- уполномоченный по охране труда.
Комиссию возглавляет руководитель организации либо уполномоченное им лицо (его заместитель, главный инженер, руководитель службы охраны труда в организации).
Лицо, которое непосредственно отвечает за охрану труда на объекте, где произошел несчастный случай (например, руководитель отдела, начальник участка), не может быть включено в состав комиссии, т.к. в ходе расследования несчастного случая наряду с другими фактами будет выясняться его причастность к происшедшему. Если будет установлено, что лицо нарушило свои обязанности, не обеспечив безопасность труда на вверенном ему объекте, ему грозит административная или даже уголовная ответственность.
Пострадавший и (или) его представитель (доверенное лицо) не должны входить в состав комиссии по расследованию несчастного случая. Однако они вправе лично участвовать в расследовании.
Численность и состав комиссии могут меняться в зависимости от тяжести несчастного случая, количества пострадавших, степени полученных ими повреждений, а также от того, физическим или юридическим лицом является работодатель. Но в любом случае комиссия должна состоять из нечетного числа человек.
1.1. Состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве
Работодатель |
Вид несчастного случая |
Состав комиссии по расследованию несчастного случая |
Юридическое лицо |
Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения (ч. 1, 13 ст. 229 ТК РФ) |
Председатель комиссии: - руководитель территориального органа Ростехнадзора - если несчастный случай произошел в организации или на объекте, который контролирует Ростехнадзор (ч. 13 ст. 229 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401); - работодатель (его представитель) - в остальных случаях (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Члены комиссии: - специалист по охране труда или лицо, которое приказом назначено ответственным за организацию работы по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители работодателя (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - уполномоченный по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). В его полномочия входит проверка соблюдения требований охраны труда (ч. 8 ст. 370 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ); |
Юридическое лицо |
Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай со смертельным исходом (ч. 1, 2, 13 ст. 229 ТК РФ) |
Председатель: - руководитель территориального органа Ростехнадзора - если несчастный случай произошел в организации или на объекте, который контролирует Ростехнадзор (ч. 13 ст. 229 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401); - государственный инспектор труда - в остальных случаях (ч. 2 ст. 229 ТК РФ). Члены комиссии: - специалист по охране труда или лицо, которое приказом назначено ответственным за организацию работы по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители работодателя (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - уполномоченный по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). В его полномочия входит проверка соблюдения требований охраны труда (ч. 8 ст. 370 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ); - представители органа исполнительной власти субъекта РФ или администрации органа местного самоуправления (по согласованию) по месту государственной регистрации работодателя в качестве юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 229 ТК РФ); - представитель территориального объединения организаций профсоюзов (ч. 2 ст. 229 ТК РФ); - представитель ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя - при расследовании страховых случаев (ч. 2 ст. 229 ТК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ); - расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем. |
Юридическое лицо |
Групповой несчастный случай с числом погибших пять человек и более (ч. 1, 2, 13, 14 ст. 229 ТК РФ) |
Председатель: - руководитель территориального органа Ростехнадзора - если несчастный случай произошел в организации или на объекте, который контролирует Ростехнадзор (ч. 13 ст. 229 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401); - руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда или его заместитель по охране труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел несчастный случай - в остальных случаях (ч. 14 ст. 229 ТК РФ). Члены комиссии: - специалист по охране труда или лицо, которое приказом назначено ответственным за организацию работы по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители работодателя (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (ч. 1 ст. 229 ТК РФ); - уполномоченный по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). В его полномочия входит проверка соблюдения требований охраны труда (ч. 8 ст. 370 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ); - представители федеральной инспекции труда (ч. 14 ст. 229 ТК РФ); - представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или администрации органа местного самоуправления (по согласованию) по месту государственной регистрации работодателя в качестве юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 14 ст. 229 ТК РФ); |
Физическое лицо |
Любой несчастный случай (ч. 4 ст. 229 ТК РФ) |
- представитель территориального объединения организаций профсоюзов (ч. 2 ст. 229 ТК РФ); - представители общероссийского объединения профессиональных союзов (ч. 14 ст. 229 ТК РФ); - представитель ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя - при расследовании страховых случаев (ч. 2 ст. 229 ТК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ) - Сам работодатель (его полномочный представитель) (ч. 4 ст. 229 ТК РФ); - доверенное лицо пострадавшего (ч. 4 ст. 229 ТК РФ); - специалист по охране труда (может быть привлечен к расследованию по гражданско-правовому договору) (ч. 4 ст. 229 ТК РФ) |
1.2. Организация участия представителя органа исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастного случая на производстве
1.2.1. При получении информации о несчастном случае или извещения руководитель органа исполнительной власти города Москвы направляет работодателю данные по кандидатуре своего представителя для включения в приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве.
1.2.2. Извещения о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом, полученные органом исполнительной власти города Москвы от работодателя, нумеруются и подшиваются в отдельную папку.
1.2.3. Перед началом и в ходе расследования несчастного случая представитель органа исполнительной власти города Москвы (далее представитель) знакомится с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок расследования несчастных случаев на производстве и устанавливающими требования безопасности труда на рабочем месте, где произошел несчастный случай.
1.2.4. Представитель приступает к работе в комиссии в сроки, установленные приказом работодателя о создании комиссии, с участием в первом организационном заседании.
В период расследования несчастного случая представитель работает под непосредственным руководством председателя комиссии и в соответствии с планом работы комиссии.
1.2.5. В ходе расследования несчастного случая представитель как член комиссии принимает участие в выяснении обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, рассматривает материалы расследования, подготовленные другими членами комиссии.
1.2.6. В случае разногласия с отдельными выводами комиссии представитель подписывает акт о расследовании с особым мнением, которое прикладывается к материалам расследования несчастного случая.
1.2.7. После окончания работы комиссии представитель информирует руководителя органа исполнительной власти города Москвы о результатах расследования несчастного случая на производстве и готовит предложения о рассмотрении материалов расследования органом исполнительной власти города Москвы.
1.2.8. По окончании расследования руководитель органа исполнительной власти города Москвы направляет информацию с изложением обстоятельств и анализом причин несчастного случая, в том числе копию акта (копии актов для группового несчастного случая) о несчастном случае на производстве, в Департамент труда и занятости населения города Москвы для обобщения и разработки соответствующих мероприятий по профилактике производственного травматизма на территории города Москвы.
1.3. Участие иных лиц в комиссии по расследованию несчастного случая на производстве
В некоторых случаях, помимо представителей работодателя, с работником которого произошел несчастный случай, а также представителей контролирующих органов, к расследованию несчастного случая привлекают и иных лиц.
1. Если несчастный случай произошел с работником, который находился в командировке, в состав комиссии по расследованию дополнительно включают работодателя, который направил работника в командировку.
Его отсутствие или опоздание к началу работы комиссии не влияет на срок расследования.
2. Если несчастный случай произошел с работником, который выполнял работу на территории другого работодателя (например, при разъездном характере работы), в работе комиссии может принять участие и собственник (арендатор) территории.
3. Если несчастный случай произошел с лицом, которое по поручению работодателя выполняло работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, в состав комиссии обязательно включают владельца (его представителя) территории, на которой проводилась работа.
2. Форма и содержание приказа о создании комиссии по расследованию несчастных случаев
Комиссия по расследованию несчастного случая образуется на основании приказа работодателя. Приказ о создании комиссии должен быть издан в тот же день, когда произошел несчастный случай.
Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В приказе должны быть определены:
- состав комиссии;
- задачи комиссии;
- время работы комиссии;
- другие вопросы, которые могут быть связаны с работой комиссии.
Сроки расследования несчастных случаев на производстве
Сроки расследования несчастного случая установлены статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 19 Положения о расследовании несчастных случаев и зависят от тяжести полученных работником повреждений.
Степень тяжести повреждений определяется на основании приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160.
По указанному приложению несчастный случай может быть признан тяжелым или легким. Эта информация отражается в медицинском заключении, составленном медицинским учреждением, куда после несчастного случая был направлен, доставлен или самостоятельно обратился работник. Работодатель может получить такое заключение, направив в медучреждение соответствующий запрос. (приложение N 3, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275).
В зависимости от тяжести повреждений срок расследования несчастного случая может составить:
- 3 дня, если один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья;
-15 дней, если один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья либо есть погибшие;
- один месяц со дня поступления заявления от пострадавшего (доверенного лица), если он не сообщил о несчастном случае сразу или утратил трудоспособность спустя какое-то время.
Срок расследования следует исчислять в календарных днях, начиная со дня издания приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая (п. 19 Положения о расследовании несчастных случаев).
Срока давности для расследования несчастного случая, произошедшего с работником на производстве, нет. Следовательно, если работник сообщит работодателю о полученной им травме только после того, как сам обратится в больницу или даже по окончании временной нетрудоспособности, отказать ему в расследовании несчастного случая работодатель не вправе.
1. Продление срока расследования несчастного случая
В отдельных случаях срок расследования может быть продлен, но не больше чем на 15 дней (ч. 3 ст. 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Срок расследования продлевают при следующих условиях:
1) необходимо дополнительно проверить обстоятельства несчастного случая;
2) требуется получить медицинское заключение и другие медицинские документы;
3) необходимо провести медицинскую, техническую или иную экспертизу;
4) необходимо привлечь органы дознания, следствия, суд;
5) место происшествия находится в труднодоступном или отдаленном районе (например, на буровой платформе на шельфе моря, за границей и т.п.).
Решение о продлении срока расследования принимает председатель комиссии по расследованию несчастного случая. Соответственно, если работодатель возглавляет комиссию, решение о продлении срока расследования принимает он.
Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки невозможно, так как придется привлечь к рассмотрению его обстоятельств экспертные организации, органы дознания, следствия или суд, то решение о продлении срока расследования принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Если по объективным причинам завершить расследование в установленный срок невозможно, председатель комиссии обязан своевременно проинформировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.
Изменение и согласование сроков расследования целесообразно оформлять письменно, с регистрацией входящей и исходящей корреспонденции. Это позволит избежать возможных обвинений в затягивании процесса в случае возникновения разногласий по вопросам расследования.
2. Документы, необходимые для продления срока расследования
Документ, на основании которого можно продлить срок расследования несчастного случая, статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей такой срок, не предусмотрен.
На практике продление срока расследования оформляют решением председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве. В случае судебных разбирательств оно является документальным подтверждением правомерности действий комиссии по переносу сроков расследования.
Поскольку законом форма такого документа не установлена, его составляют в произвольной форме. При этом в нем рекомендуется указать:
- причины продления срока расследования,
- дату окончания расследования.
Впоследствии, на основании указанной в приказе даты окончания расследования, заполняют графу о периоде расследования в акте (форма 4, утвержденная постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73). Несоответствие периода расследования несчастного случая, указанного в акте, срокам расследования, установленным ч. 1, 2, 3 ст. 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, является нарушением трудового законодательства. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве
1. Действия комиссии в ходе расследования несчастного случая
Порядок действий комиссии в ходе расследования несчастного случая определяет статья 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
1. Сначала комиссия должна выявить и опросить очевидцев происшествия и лиц, которые допустили нарушения требований охраны труда, получить необходимую информацию от работодателя и пострадавшего (если позволяет его состояние здоровья).
У опрашиваемых выясняют обстоятельства произошедшего и последовательность событий, в результате которых произошел несчастный случай. По результатам опроса каждого лица должен быть составлен протокол по форме 6, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.
2. Затем комиссия должна осмотреть место, где произошел несчастный случай. При осмотре составляется протокол по форме 7, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.
3. Если необходимо, комиссия за счет работодателя организует фото- и (или) видеосъемку, составление планов, эскизов, схем места происшествия, выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов.
О проведенных действиях и полученных материалах должна быть сделана отметка в соответствующей строке протокола (форма 7), к которому прилагаются материалы.
Если работодатель зафиксировал обстановку в месте происшествия еще до начала работы комиссии, имеющиеся у него документы (схемы, планы, фотографии и др.) приобщают к материалам расследования.
4. Комиссия может пригласить за счет работодателя специалистов-экспертов для выполнения технических расчетов, проведения лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ. В работе самой комиссии специалист-эксперт не принимает участия. Он проводит самостоятельное исследование, отвечая на вопросы, поставленные комиссией.
Ход и результаты своего исследования эксперт описывает в заключении, которое включают в материалы расследования несчастного случая.
5. Комиссия собирает для оценки следующие документы:
а) выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавшими работниками требований охраны труда;
б) документы, в которых дана характеристика рабочего места, наличия опасных и вредных производственных факторов.
Например, материалы, полученные в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, - карта аттестации рабочего места по условиям труда, протокол оценки травмоопасности рабочего места.
Их формы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
в) копии документов, которые подтверждают выдачу пострадавшему специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты:
- личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
- личной карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н);
г) выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (при наличии);
д) выписки из выданных работодателю предписаний о предмете ранее проведенных проверок (Государственная инспекция труда, Ростехнадзор) (при наличии).
Данный перечень документов не является исчерпывающим. Председатель комиссии вправе запросить для исследования и другие необходимые материалы.
Транспорт, служебное помещение, средства связи, специальная одежда и обувь и другие средства, необходимые для проведения комиссией расследования несчастного случая, должны быть предоставлены за счет работодателя.
Расследование несчастного случая на производстве в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием работника возложено на работодателя. Механизм расследования несчастных случаев, связанных с производством, в том числе ДТП, регламентирован статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанности работодателя при несчастном случае четко определены в статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае необоснованного затягивания сроков расследования, проводимого работодателем, государственный инспектор труда вправе принять решения о проведении расследования самостоятельно.
2. Результат работы комиссии по расследованию несчастного случая
После рассмотрения документов, собранных в ходе расследования несчастного случая, комиссия:
- устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
- указывает, кто допустил нарушение требований охраны труда;
- определяет, связаны с производственной деятельностью или нет действия пострадавшего работника в момент происшествия;
- выдает рекомендации по устранению причин несчастного случая, по предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- решает, какой работодатель должен вести учет несчастного случая;
- квалифицирует несчастный случай по результатам расследования как несчастный случай на производстве либо как не связанный с производством;
- устанавливает степень вины застрахованного от несчастного случая работника в процентах, если несчастный случай произошел из-за его неосторожных действий*;
- оформляет материалы расследования несчастного случая.
Грубая неосторожность - вид вины, характеризуемой как легкомыслие или небрежность
Совершенным по неосторожности признается проступок, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Важное значение и юридические последствия имеет объективное установление вины потерпевшего в виде его грубой неосторожности при расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшему снижается, если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. Размер ежемесячных выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%, в случае смерти застрахованного размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен.
------------------------------
* Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
Участие пострадавшего (его представителей) в расследовании несчастного случая на производстве
Пострадавшего не включают в состав комиссии по расследованию несчастного случая, однако он имеет право участвовать в самом расследовании.
Пострадавший работник вправе:
- принимать участие в опросе очевидцев происшествия, должностных лиц организации-работодателя, допустивших нарушение требований охраны труда;
- присутствовать при осмотре, фото- и (или) видеосъемке места происшествия;
- знакомиться с материалами расследования (документами по охране труда, экспертными заключениями и др.).
Статья 229 Трудового кодекса Российской Федерации не обязывает работодателя сообщать пострадавшему работнику о его праве на участие в расследовании несчастного случая. Извещение работника поможет минимизировать риск обращения пострадавшего (его представителя) в ГИТ или в суд с жалобой на нарушение его прав в ходе расследования.
Известить его можно по телефону, телеграммой или иным способом.
Помимо пострадавшего, в расследовании несчастного случая могут принимать участие его законные представители или иные доверенные лица.
Законными представителями пострадавшего могут выступать его родители, усыновители, опекуны, попечители и другие доверенные лица.
Документы, которые подтверждают законное представительство:
- для родителя - свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя;
- для усыновителя - свидетельство об усыновлении, паспорт усыновителя;
- для опекуна или попечителя - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, паспорт опекуна или попечителя.
Доверенным лицом является тот, кому права на представление интересов пострадавшего предоставлены на основании доверенности. Наряду с доверенностью, для подтверждения личности, доверенное лицо должно предъявить свой паспорт.
В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения (дата подписания), иначе доверенность будет признана ничтожной. Максимальный срок действия доверенности не может превышать трех лет.
При расследовании несчастного случая законный представитель или доверенное лицо имеют право участвовать:
- в опросах очевидцев события;
- в опросах лиц организации-работодателя, которые нарушили требования безопасности и охраны труда;
- в осмотре места несчастного случая;
- в ознакомлении с материалами расследования.
Участие законного представителя в опросе пострадавшего отражают в протоколе опроса (форма N 6, утвержденная постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73). В графе "Иные лица, участвующие в опросе" протокола указывают фамилию, инициалы представителя и его процессуальное положение ("законный представитель").
Даже если законный представитель или доверенное лицо пострадавшего не участвуют в расследовании несчастного случая непосредственно, они имеют право знакомиться с материалами расследования. Работодатель (его представитель) или председатель комиссии по расследованию обязаны предоставить им такую возможность по первому требованию.
Форма требования законодательством не установлена. Поэтому оно может быть предъявлено как устно, так и письменно.
Факт ознакомления законного представителя или доверенного лица с материалами расследования рекомендуется подтверждать их подписями. В случае спора о порядке ведения расследования это позволит работодателю доказать, что он ознакомил указанных лиц с материалами расследования несчастного случая так, как того требовал закон (ч. 11 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации).
Квалификация несчастных случаев на производстве и несчастных случаев, не связанных с производством
Комиссия по расследованию несчастного случая по итогам своей работы может квалифицировать происшедшее событие как несчастный случай на производстве или не связанный с производством.
Несчастным случаем, не связанным с производством, принято считать:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, которая подтверждена медучреждением, органами следствия, судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление), не связанное с нарушениями технологического процесса;
- несчастный случай, который произошел при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Не всегда несчастный случай с работником, который в момент происшествия был пьян, признается непроизводственным. Если причиной травмы помимо алкогольного опьянения являются и другие факторы, несчастный случай могут признать связанным с производством.
Квалификация несчастного случая влияет на форму акта, который комиссия по расследованию составляет после завершения своей работы.
Оформление результатов расследования несчастного случая
По результатам расследования несчастного случая, который был квалифицирован как производственный, оформляют Акт о несчастном случае на производстве.
Выбор формы акта зависит от профессиональной принадлежности пострадавших работников.
1. Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1).
Его оформляют на каждого пострадавшего (за исключением профессиональных спортсменов), если комиссия по расследованию квалифицировала как несчастный случай на производстве.
Акт составляют в двух экземплярах, по одному для работника и работодателя. Дополнительный экземпляр составляют для исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, если несчастный случай произошел с застрахованным работником.
2. Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1ПС)
Его применяют для оформления несчастных случаев, которые произошли с профессиональными спортсменами во время тренировки или спортивного соревнования и были квалифицированы как несчастные случаи на производстве.
Данным актом оформляют любые (с одним или несколькими пострадавшими, легкие, тяжелые, со смертельным исходом) производственные несчастные случаи со спортсменами, произошедшие во время тренировки или спортивного соревнования.
Акт составляется в двух экземплярах (для работника и работодателя). А если несчастный случай произошел с застрахованным работником, составляют третий экземпляр - для направления в страховую компанию.
3. К Акту о несчастном случае на производстве (форма Н-1) по результатам расследования каждого группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая (исключение составляют несчастные случаи, произошедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, а также аварии в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты) составляется Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) (форма 4).
Акт о расследовании несчастного случая (форма 4) составляют в трех экземплярах, по одному для работника, работодателя, Фонда социального страхования.
Акты, которыми оформляют несчастные случаи на производстве
Вид несчастного случая |
Количество экземпляров |
|||
Пострадал один человек, получивший легкие повреждения здоровья (п. 4 Схемы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160) |
+ |
|
|
- 2 экземпляра; - 3 экземпляра, если несчастный случай произошел с застрахованным лицом |
Случай групповой, тяжелый или со смертельным исходом |
+ |
|
+ |
1) Акт (форма Н-1): - 2 экземпляра на каждого пострадавшего; - 3 экземпляра на каждого пострадавшего, если несчастный случай произошел с застрахованным лицом. 2) Акт (форма 4): - 3 экземпляра |
Любой (в том числе групповой, тяжелый или со смертельным исходом), произошедший с профессиональным спортсменом во время тренировочного процесса или спортивного соревнования |
|
+ |
|
- 2 экземпляра, если пострадал один человек; - 2 экземпляра на каждого пострадавшего при групповом несчастном случае; - 3 экземпляра, если несчастный случай произошел с застрахованным лицом; - 3 экземпляра на каждого пострадавшего, если групповой несчастный случай произошел с застрахованными лицами |
1. Общие требования к оформлению Акта о несчастном случае на производстве
Требования к оформлению акта о несчастном случае на производстве содержат статья 230 Трудового кодекса Российской Федерации и раздела IV Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.
Руководствуясь указанными нормами, акт - в двух экземплярах - составляют на русском языке или на русском и государственном языке республики, входящей в состав России.
Дополнительный (третий) экземпляр нужен, если несчастный случай произошел с застрахованным лицом. В Акте указывают:
- данные о пострадавшем;
- данные о работодателе;
- обстоятельства и причины несчастного случая;
- работников, которые нарушили требования безопасности и охраны труда;
- степень вины застрахованного работника в процентах, если несчастный случай произошел из-за его неосторожных действий.
Акт подписывают все лица, которые проводили расследование.
Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) (форма 4) подписывается всеми лицами, проводившими расследование. Утверждение акта законодательно не предусмотрено.
Если в ходе расследования несчастного случая между членами комиссии возникли разногласия, они все равно должны подписать акт. А свое аргументированное мнение могут изложить письменно и приложить к материалам расследования.
У работодателя - физического лица подпись следует заверить в установленном порядке. Однако этот порядок указанной нормой не определен. На практике в подобном случае обычно обращаются к нотариусу. Он вправе засвидетельствовать подлинность подписи на документе.
Сроки хранения материалов расследования несчастного случая
Один экземпляр акта о расследовании несчастного случая на производстве вместе с материалами расследования остается у работодателя. Срок хранения этих документов, определенный указанными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, составляет 45 лет.
За нарушение правил хранения документов предусмотрена административная ответственность по ст. 13.20 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: для граждан - от 100 до 300 рублей, для должностных лиц - от 300 до 500 рублей.
Учет несчастных случаев на производстве
Каждый несчастный случай, произошедший на производстве, работодатель обязан зарегистрировать в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9, утвержденная постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), где указывают:
- дату и время несчастного случая;
- сведения о пострадавшем работнике;
- место происшествия;
- причины и обстоятельства несчастного случая;
- последствия несчастного случая;
- реквизиты акта о несчастном случае;
- меры по устранению причин, повлекших несчастный случай.
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве должен храниться в организации 45 лет.
За нарушение правил учета документов, подлежащих хранению, должностное лицо могут привлечь к административной ответственности. Ему грозит административное предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).
Направление информации заинтересованным лицам и организациям по окончании расследования несчастного случая
Когда расследование несчастного случая завершено и необходимые документы оформлены, их нужно направить заинтересованным лицам и организациям.
По одному экземпляру (оригиналу) акта по форме Н-1 (Н-1ПС) работодатель обязан:
а) выдать пострадавшему;
б) направить в Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (при страховом случае). Вместе с актом направляют копии материалов расследования.
В случае смерти пострадавшего акт выдается его близким родственникам, иждивенцам (их представителям или доверенным лицам), но только по их требованию. Форма требования законом не установлена, но желательно попросить заинтересованных лиц оформить его письменно. Это исключит возможные обвинения работодателя в том, что он не исполнил свою обязанность по выдаче документа, предусмотренную ч. 6 ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации.
К требованию нужно приобщить копии документов, подтверждающих статус обратившегося за экземпляром акта. Например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении.
Третий экземпляр (оригинал) акта Н-1 (Н-1ПС) хранится у работодателя. Срок хранения 45 лет.
Документы должны быть переданы в течение трех дней с даты завершения расследования.
В такой же срок председатель комиссии по расследованию несчастного случая должен направить в прокуратуру, куда сообщали о несчастном случае:
- копия акта по форме 4;
- копию акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего;
- копии материалов расследования.
Второй экземпляр акта (форма 4) хранится у работодателя. Кроме того, председатель комиссии должен направить копии актов по форме 4, Н-1 (Н-1ПС) вместе с материалами расследования:
- в государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации, которую извещали о несчастном случае;
- в федеральные органы исполнительной власти по ведомственной принадлежности (при их наличии) (например, Ростехнадзор);
- в Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (при страховом случае);
- в Роструд;
- в территориальное объединение организаций профессиональных союзов.
В эти организации материалы направляют для оценки состояния и причин производственного травматизма в России, а также для разработки рекомендаций по его предупреждению.
Срок направления копий в адрес заинтересованных организаций не установлен. Однако целесообразно соблюсти тот, что предусмотрен для остальных случаев направления документов по окончании расследования несчастного случая (т.е. три дня).
Копию акта по форме Н-1 (Н-1ПС) вместе с копиями материалов расследования работодатель, у которого произошел несчастный случай, должен направить работодателю по месту основной работы (учебы) пострадавшего:
- командированного работника;
- работника-совместителя, но только с его письменного согласия;
- студента-практиканта, который проходил практику под руководством работодателя.
Если несчастный случай квалифицирован как не связанный с производством, председатель комиссии должен направить копию акта о несчастном случае и материалы расследования в государственную инспекцию труда субъекта РФ, которую ранее известили о несчастном случае.
Срок направления указанных документов в соответствующую инспекцию труда не установлен. Однако целесообразно сделать это в течение трех дней.
1. Общий порядок направления документов (их копий) заинтересованным лицам и организациям
Документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая, направляют в адрес граждан или организаций как в оригинале, так и в виде копий.
Копии документов должны быть оформлены по правилам п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003.
В частности, на копии документа ниже реквизита "Подпись" указывают:
- заверительную надпись "Верно";
- должность лица, заверившего копию, а также его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
- дату, когда был заверен документ.
При отсутствии печати у работодателя - физического лица копии могут быть заверены у нотариуса. Порядок передачи документов (курьером, почтой, по факсу) зависит от сроков, в которые она должна быть осуществлена. Целесообразно заранее согласовать доставку материалов с органами и лицами, в адрес которых они будут направлены.
2. Информирование заинтересованных организаций о последствиях несчастного случая
По окончании временной нетрудоспособности работника работодатель должен сообщить заинтересованным органам о последствиях несчастного случая и принятых мерах по устранению его причин.
Сообщение направляют:
- в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации, которая была извещена о несчастном случае;
- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, контролирующий объект, на котором произошел несчастный случай (например, Ростехнадзор);
- в Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (о страховых случаях).
Трудовой кодекс Российской Федерации регламентирует порядок направления указанного сообщения только в ситуации, когда несчастный случай повлек временную нетрудоспособность работника. Однако в соответствии с п. 36 Положения о расследовании несчастных случаев сообщение по форме 8 следует направлять в соответствующие органы и в случае смертельного исхода. Это нужно сделать в течение месяца после окончания расследования. Информация о смерти пострадавшего отражается в графе 2 формы.
Ответственность работодателя при несчастном случае на производстве
За нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай, виновного могут привлечь к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.
1. Административная ответственность
Если в ходе расследования несчастного случая будет доказано, что работодатель нарушил законодательство о труде и об охране труда, ему грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Штраф, предусмотренный ч. 1 данной статьи, составляет:
- от 1000 до 5000 руб. - для должностных лиц организации;
- от 1000 до 5000 руб. - для ПБОЮЛ;
- от 30000 до 50000 руб. - для юридических лиц.
За нарушения законодательства об охране труда, угрожающие жизни и здоровью работников, деятельность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) могут приостановить на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). В течение этого времени организация или индивидуальный предприниматель не смогут выполнять работы, оказывать услуги и т.п. (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Если должностное лицо, ранее наказанное за определенное нарушение правил и требований по охране труда, совершит его повторно, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
За отказ выполнить требование или распоряжение должностного лица контролирующего органа (например, о предоставлении государственному инспектору труда документов по охране труда) или за иные действия, из-за которых он не может исполнять свои обязанности (например, если его не пускают в организацию для проведения проверки), предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст. 19.4 КоАП РФ):
- для руководителя организации - от 1000 до 2000 руб.;
- для индивидуального предпринимателя - от 500 до 1000 руб.
Если же фирма или индивидуальный предприниматель не выполнят предписание контролирующего органа и не устранят в установленный срок выявленные ранее нарушения охраны труда, их ждет штраф, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ:
- от 300 до 500 руб. - для индивидуального предпринимателя;
- от 500 до 1000 руб. - для руководителя организации;
- от 5000 до 10 000 руб. - для организации.
Если руководство организации попытается скрыть наступление страхового случая (вызванного несчастным случаем), организацию могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10000 руб., а руководителя - от 500 до 1000 рублей. Штраф для индивидуального предпринимателя составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.34 КоАП РФ).
Если в ходе расследования несчастного случая будет доказано, что работодатель (или другое ответственное лицо) нарушил требования промышленной безопасности, ему грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Административные наказания предусмотренные ч. 1 данной статьи:
- штраф от 2000 до 3000 руб. - для граждан;
- штраф от 20000 до 30000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года - для должностных лиц;
- штраф от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для юридических лиц.
При расследовании несчастных случаев, произошедших в результате техногенных аварий, необходимо руководствоваться Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, зарегистрированным Минюстом России 08.12.2011 N 22520.
2. Уголовная ответственность
Если несчастный случай привел к тяжким увечьям или гибели работника, виновного могут привлечь к уголовной ответственности. За причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью работника предусмотрено наказание в виде (ч. 1 ст. 143 УК РФ):
- штрафа до 200 000 рублей или в размере заработной платы (или иного дохода) осужденного за период до восемнадцати месяцев,
- обязательных работ до 480 часов,
- исправительных работ на срок до 2-х лет,
- принудительных работ до 1 года,
- лишения свободы на 1 год.
Если несчастный случай привел к смерти работника, виновного могут (ч. 2 ст. 143 УК РФ):
- направить на принудительные работы сроком до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без лишения такого права;
- лишить свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без лишения такого права.
Лица, которых могут привлечь к ответственности по указанной статье Уголовного кодекса, перечислены в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.1991 N 1. Прежде всего за допущенные нарушения придется отвечать работникам, которые в силу своих служебных обязанностей или по распоряжению руководителя организации должны обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ. Например, начальнику участка, цеха, руководителю отдела.
Руководителя организации, его заместителя, главного инженера могут привлечь к ответственности по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации в том случае, если они знали о нарушениях, но не приняли необходимых мер по их устранению, давали указания, противоречащие правилам охраны труда, либо не обеспечили соблюдение этих правил.
В любом случае вопрос о том, кто должен отвечать за несчастный случай на производстве, в каждой конкретной ситуации решает суд по результатам исследования обстоятельств несчастного случая, характера допущенных нарушений, тяжести последствий, изучения должностных обязанностей каждого ответственного лица и других факторов.
3. Дисциплинарная ответственность
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, как и любой другой работник.
Заключение
Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве имеет очень важное значение для их предупреждения и предотвращения, а поэтому согласно статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации оно является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Своевременно и качественно проведенное расследование обстоятельств и причин конкретного несчастного случая на производстве особо важно для выбора оптимальных профилактических мер, так как поиск и анализ причин каждого конкретного несчастного случая одновременно являются средством предотвращения реальной опасности травмирования других работников при подобных обстоятельствах и на аналогичных рабочих местах.
Если расследование проведено качественно и истинные причины несчастного случая выявлены, значит и профилактические мероприятия будут выбраны верно, а поэтому потенциальная опасность травмирования работников, в том числе и с более тяжелыми последствиями будет устранена.
Разработанное методическое пособие поможет своевременно и квалифицированно провести расследование несчастных случаев на производстве и разработать меры по их устранению, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности должностных лиц, виновных в несчастном случае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.