Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 3334/13
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2012 по делу N А40-16746/12-51-96, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.11.2012 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (истца) - Горбунов А.М.;
от Министерства обороны Российской Федерации (ответчика) - Иванова Н.О., Полевец И.М., Шаргаева Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 4 570 000 рублей компенсации за предоставленные военнослужащим жилые помещения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.11.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что начальник 1103 военного представительства Минобороны России (далее - ВП 1103) не был наделен полномочиями по решению вопроса о предоставлении жилых помещений военнослужащим. При этом суды сослались на статью 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказ Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, Инструкцию об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденную приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18.11.2010 N 1550, информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и удовлетворить исковое требование.
В отзыве на заявление Министерство обороны Российской Федерации просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обществе создано и действует ВП 1103.
Согласно абзацу пятому пункта 16 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804, руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их жилыми помещениями для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, за счет жилищного фонда организаций. Стоимость предоставляемых военнослужащим в постоянное пользование жилых помещений компенсируется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ВП 1103 обратилось к обществу (письмо от 07.09.2010 N 763) с просьбой изыскать возможность и оказать помощь в решении жилищной проблемы для военнослужащих этого ВП с последующей компенсацией стоимости жилья Министерством обороны Российской Федерации.
Общество в период с 1 по 3 ноября 2010 года по договорам купли-продажи за счет собственных средств приобрело для военнослужащих ВП 1103 три квартиры на общую сумму 4 480 000 рублей. Право собственности на приобретенное имущество зарегистрировано за обществом 18.01.2011 и 01.02.2011.
По договорам безвозмездной передачи жилого помещения упомянутые квартиры 21.01.2011 и 01.02.2011 переданы подполковнику Герберу В.Л., майору Луценко С.А., майору запаса Козинову Э.А., которые впоследствии зарегистрировали за собой право собственности.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 78-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федерального закона от 27.05.1998 N 78-ФЗ" имеется в виду "Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ"
Таким образом, военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями бесплатно или за доступную плату. Законодатель в этом случае исходил из того, что военная служба по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1) представляет собой вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения для них дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N 5-П, от 03.02.2010 N 3-П, от 27.02.2012 N 3-П).
Однако общество, приобретшее жилые помещения для военнослужащих за свой счет, не получило компенсацию от Министерства обороны Российской Федерации, на которое возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих.
Довод судов о том, что начальник ВП 1103 не был наделен полномочиями по решению вопроса о предоставлении жилых помещений, неоснователен, поскольку жилые помещения предоставлены военнослужащим в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 78-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федеральным законом от 27.05.1998 N 78-ФЗ" имеется в виду "Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ"
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2012 по делу N А40-16746/12-51-96, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.11.2012 по тому же делу отменить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" 4 570 000 рублей.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.