В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" (зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2000 г. N 2059, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 7 февраля 2000 г. N 6, в "Российской газете" от 16 февраля 2000 г. N 33) (далее соответственно - Приказ N 707, Порядок) и сообщает следующее.
В ходе проведения экспертизы Приказа N 707 с 15 августа 2013 г. по 13 сентября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа N 707, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена в сети Интернет на официальном сайте Минэкономразвития России, а также по адресу www.regulation.gov.ru.
Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - разработчик, Минсельхоз России) (письмо Минэкономразвития России от 19 августа 2013 г. N Д26и-885), в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", иные организации (далее - представители предпринимательского сообщества) (письмо Минэкономразвития России от 13 августа 2013 г. N Д26и-852), а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 13 августа 2013 г. N Д26и-851).
По результатам публичных консультаций было получено 10 позиций и предложений. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах проведения публичных консультаций (сводной таблице результатов) (Приложение 2 к настоящему заключению).
Для проведения экспертного исследования положений Приказа N 707 была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении 1 к настоящему заключению).
Свод замечаний и предложений по тексту Приказа N 707, полученных от членов экспертной группы, представлен в Приложении 3 к настоящему заключению.
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
Государственная политика в области семеноводства помимо Приказа N 707 базируется на следующих основных нормативных правовых актах:
1. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
3. постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1200 "Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации";
4. приказ Минсельхозпрода России от 6 октября 1999 г. N 690 "Об утверждении Положения о порядке аккредитации апробаторов сортовых посевов сельскохозяйственных растений и Положения о порядке аккредитации отборщиков проб из партий семян сельскохозяйственных растений";
5. приказ Минсельхозпрода России от 8 декабря 1999 г. N 859 "Об утверждении Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений" (далее - Приказ N 859);
6. приказ Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 663 "Об утверждении Положения о порядке проведения инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации семян, испытательных лабораторий и сертифицированными семенами";
7. приказ Минсельхозпрода России от 6 октября 1999 г. N 689 "Об утверждении Правил проведения сравнительных анализов семян сельскохозяйственных растений в спорных случаях";
8. Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденная Минсельхозпродом России 8 мая 1997 г. N 12-04/5, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 8 мая 1997 г. N 01-23/8667.
Приказ N 707 принят во исполнение статьи 31 Федерального закона N 149-ФЗ и направлен на установление единых требований к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений.
Статья 31 Федерального закона N 149-ФЗ закрепляет основные требования к реализации и транспортировке партий семян:
- партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью).
- при реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм;
- при реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.
- партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковка этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.
- при реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян.
В соответствии с абзацем седьмым статьи 31 Федерального закона N 149-ФЗ порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений устанавливается специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Порядок устанавливает, что реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) из абзаца первого статьи 30 Федерального закона N 149-ФЗ исключено в качестве обязательного условия допуска к реализации партий семян сельскохозяйственных растений наличие сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, и фитосанитарных сертификатов. В действующей редакции указанной статьи Федерального закона N 149-ФЗ включение соответствующего сорта в Реестр является достаточным условием правомерности реализации партий семян сельскохозяйственных растений.
В настоящее время действует порядок проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденный Приказом N 859 и разработанный во исполнение статьи 28 Федерального закона N 149-ФЗ.
Однако статья 28 Федерального закона N 149-ФЗ с 21 октября 2011 г. действует в редакции Федерального закона N 248-ФЗ.
В ранее действовавшей редакции указанная статья предусматривала, в частности, что партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян, выдача которых осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
В действующей редакции указанной статьи закреплено положение, предусматривающее, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Указанная статья Федерального закона N 184-ФЗ закрепляет порядок добровольного подтверждения соответствия.
Согласно пункту 5.4.17.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Например, в настоящее время действуют следующие системы добровольного подтверждения соответствия, предусматривающие сертификацию семян:
1) Система добровольной сертификации семян сельскохозяйственных растений "СЕМСТАНДАРТ" (рег. номер РОСС RU.В820.04ЗПП1, дата регистрации 9 августа 2011 г.) с областью распространения (объекты сертификации): семена сельскохозяйственных растений, системы менеджмента качества органов по сертификации и испытательных лабораторий. Организацией, представившей систему на регистрацию, является ФГБУ "Центр оценки качества зерна";
2) Система добровольной сертификации "Россельхозцентр" (рег. номер РОСС RU.В934.04ШР01, дата регистрации 7 июля 2012 г.) с областью распространения (объекты сертификации): семена зерновых, зернобобовых и кормовых растений, масличных культур, семена и посадочный материал технических и эфирно-масличных культур, овощных и цветочных культур, картофель, семена лекарственных и ароматических культур, семена и посадочный материал деревьев и кустарников, посадочный материал плодовых, ягодных, орехоплодных, цитрусовых культур, винограда и декоративных кустарников, хлебобулочные и макаронные изделия, продукты переработки зерна (мука, крупа, побочные продукты мукомольно-крупяной промышленности), масличные культуры, зерно и зернобобовые культуры, кормовые продукты перерабатывающих предприятий, мука витаминная из древесной зелени, корма травяные искусственно высушенные, продукция микробиологической промышленности, мука кормовая рыбная и китовая, корма животные сухие, фосфаты кормовые, мука известняковая для производства комбикормов, мел кормовой, соль, биологические объекты, качество протравливания, машины и оборудование сельскохозяйственного назначения, вода, почва, искусственные грунты, древесина, строительные материалы и конструкции из древесины, теплицы и др. сооружения защищенного грунта, хранилища, складские и иные помещения, продукция растениеводства и продукты ее переработки, прочие объекты, лесные пробные площади, насаждения, деревья, кряжи и др. Организацией, представившей систему на регистрацию, является ФГБУ "Россельхозцентр";
3) Система добровольной сертификации "ДонАгроСтандарт" (рег. номер РОСС RU.В890.04ФГХ0, дата регистрации 11 января 2012 г.) с областью распространения (объекты сертификации): зерно и продукты его переработки, корма и кормовые добавки, семенной и посадочный материал, цветы, декоративные насаждения и др. Организацией, представившей систему на регистрацию, является ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора";
4) Система добровольной сертификации семян овощных, бахчевых, цветочных, кормовых культур "ВНИИССОК" (рег. номер РОСС RU.М956.04ЖПП0, дата регистрации 16 августа 2012 г.) с областью распространения (объекты сертификации): семена цветочный культур, овощных, бахчевых, кормовых культур; производство (выращивание), приемка, доработка, хранение, фасовка, реализация, транспортировка сортовых, элитных, гибридных семян и посадочного материала (коды объектов сертификации по общероссийским классификаторам не указаны), эксперты по сертификации, апробаторы и отборщики проб семян овощных, бахчевых, цветочных, кормовых культур (коды объектов сертификации по общероссийским классификаторам не указаны), посадочный материал. Организации, представившие систему на регистрацию, являются ГНУ ВНИИССОК Россельхозакадемии, Ассоциация "Сортсемовощ".
Таким образом, подтверждение соответствия партий семян осуществляется в настоящее время в той или иной системе добровольной сертификации по инициативе производителя семян.
Кроме того, в настоящее время о сортовой принадлежности семян, произведенных на территории Российской Федерации, и посевных качествах семян могут также информировать соответственно акты апробации посевов и протоколы испытаний аккредитованных лабораторий.
Участниками, на которых распространяется рассматриваемое регулирование, являются физические лица, а также юридические лица, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность в области семеноводства.
2. Основания для проведения экспертизы Приказа N 707
Основаниями для проведения экспертизы Приказа N 707 на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, по мнению экспертов, являются его несоответствие действующему законодательству Российской Федерации, "пересечение" предмета регулирования Приказа N 707 с рядом нормативных правовых актов, в том числе большей юридической силы, которое приводит к установлению различных требований к выполнению одних и тех же видов деятельности, а также различное толкование положений Приказа N 707 субъектами деятельности в области семеноводства и должностными лицами органов государственного контроля (надзора), что влечет за собой избыточные расходы на ведение предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
3. Результаты проведенного исследования Минэкономразвития России
В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках Приказа N 707 и приводят к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.
3.1. Одним из основных замечаний к положениям Приказа N 707, влекущим значительные расходы у субъектов предпринимательской деятельности, является необходимость перемаркировки семян при истечении срока их реализации.
Так, пунктом 7.1 Порядка установлен срок реализации для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики, от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Если семена не были реализованы по истечении указанного срока, продавец обязан вывести пакетики с семенами из торгового оборота, за свой счет провести дополнительный контроль, который включает повторное определение посевных качеств семян, и по результатам исследований перемаркировать или уничтожить всю партию семян.
Установленное указанным пунктом Порядка требование, по заключению экспертов, налагает на хозяйствующие субъекты необоснованные ограничения и влечет за собой существенные финансовые затраты на перемаркировку или уничтожение пакетов с истекшим сроком реализации. Так, по данным экспертов, затраты на перемаркировку только на примере одной фирмы составляют:
- вскрытие и вынимание семян из старых пакетов:
1. Ручная - 1000 руб. в день;
2. Машинная - 4000 руб. в час.
- себестоимость пакетов:
1. Белый - 20 коп.;
2. Цветной от 75 коп. до 2 руб.
- повторная фасовка:
Стоимость машинной фасовки от 4000 руб. до 22000 руб. в час.
- себестоимость семян:
Зависит от сорта культуры и качества и может варьироваться от 500 руб. за килограмм; верхней границы не существует, некоторые семена продаются поштучно.
- зарплата сотрудникам цеха - 20000 руб. в месяц.
В целом, на примере одной фирмы, общие затраты на перемаркировку составляют в среднем 5 млн. руб. в год.
При этом, на практике в 99% случаев организации просто уничтожают пакеты с качественными семенами из-за истечения срока реализации, установленного Приказом N 707.
Как отмечают эксперты, семена являются специфическим товаром, и их фактические характеристики могут меняться в течение продолжительного периода времени. Исходя из биологических особенностей культур, хранение не всегда ухудшает их посевные качества. У одних культур, всхожесть, например, может снижаться с каждым годом хранения, у других, наоборот, - повышаться.
В этой связи, срок реализации семян, полагаем, должен быть дифференцирован в зависимости от культуры.
3.2. Нормативные правовые акты, во исполнение которых издан Приказ N 707, в настоящее время изменены или утратили силу. В этой связи ряд положений Приказа N 707 не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, что приводит к необоснованному затруднению ведения предпринимательской деятельности и влечет избыточные расходы хозяйствующих субъектов.
3.2.1. Пункт 2.1. Порядка предусматривает, что реализация семян сортов, включенных в Реестр, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
Как уже было отмечено ранее, Федеральным законом N 248-ФЗ из абзаца первого статьи 30 Федерального закона N 149-ФЗ исключено в качестве обязательного условия допуска к реализации партий семян сельскохозяйственных растений наличие сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, и фитосанитарных сертификатов. В действующей редакции указанной статьи Федерального закона N 149-ФЗ включение соответствующего сорта в Реестр является достаточным условием правомерности реализации партий семян сельскохозяйственных растений. Документами, удостоверяющими сортовые и посевные качества партии семян сортов, включенных в Реестр, являются результаты сортовой и семенной экспертиз, а именно акты апробации посевов и протоколы испытаний аккредитованных лабораторий.
Кроме того, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 149-ФЗ подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ, то есть в добровольном порядке.
В отношении требования Порядка о наличии фитосанитарного сертификата при реализации семян сортов, включенных в Реестр, отмечаем следующее.
Выдача фитосанитарного сертификата осуществляется на основании статьи 8 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и в соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным приказом Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 (далее - Порядок N 163).
Так, согласно Порядку N 163 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации. При этом подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений фитосанитарный сертификат необходим только для экспортируемых семян и действует всего 14 либо 30 дней со дня его выдачи.
Кроме того, карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции предусмотрена Федеральным законом N 99-ФЗ и, полагаем, не является предметом регулирования Приказа N 707.
Пункт 2.1 Порядка также предусматривает, что семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются "свидетельством на семена". Однако законодательством Российской Федерации форма такого свидетельства не утверждена. Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит норм, раскрывающих понятие "свидетельство на семена". На практике производители семян используют либо протокол испытаний, который является результатом семенного контроля, либо произвольную форму свидетельства, заверенную печатью продавца, что в дальнейшем приводит к применению штрафных санкций контролирующими органами.
По предоставленным экспертами данным, затраты на получение документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества (сертификат соответствия), для одной партии семян составляют 2500 рублей (по ценам ФГБУ "Россельхозцентр"), при этом сертификат соответствия действует 1 год. Затраты на получение фитосанитарного сертификата для одной партии составляют 500 рублей (по ценам ФГБУ ВНИИКР), при этом фитосанитарный сертификат действует 14 (30) дней. Для соответствия требованиям Приказа N 707 одной партии семян необходимо потратить 3000 рублей и при этом право реализации будет ограничено сроком действия фитосанитарного сертификата. При этом среднее количество партий в одной организации может составлять около 15 тыс. в год.
Таким образом, положения Приказа N 707 в части требований к документам при реализации семян, включенных в Реестр, противоречат законодательству Российской Федерации и накладывают дополнительные расходы на хозяйствующие субъекты.
3.2.2. В соответствии с пунктом 1.3. Порядка контроль за его выполнением осуществляется государственными семенными инспекциями. Вместе с тем, на основании приказа Минсельхоза России от 29 мая 2007 г. N 288 осуществлена реорганизация в форме слияния федеральных государственных учреждений федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и в ведении Минсельхоза России образовано ФГБУ "Россельхозцентр".
3.3. Значительная часть положений Порядка содержит требования технического характера к процессам перевозки и реализации семян сельскохозяйственных растений, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и этикеткам и правила их нанесения. В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона N 184-ФЗ Приказ N 707 является актом в сфере технического регулирования.
По мнению экспертной группы, нормы Приказа N 707, устанавливающие требования технического характера, содержат необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов и влекут необходимость дополнительных расходов. Вместе с этим эксперты отметили важность норм, обеспечивающих защиту прав потребителей семян.
Так, экспертная группа отметила следующее.
- Не ясны обоснования необходимости регулирования порядка упаковки семян, предназначенных для реализации (Раздел III Порядка). На рынке постоянно появляются новые, более качественные и красивые материалы, виды продукции, ежегодно естественно меняются предпочтения потребителей. В этой связи эксперты исходят из того, что если семена не обработаны химическими или биологическими препаратами, то нет необходимости государственного регулирования порядка их упаковки.
Так, например, представляются необоснованными требования пункта 3.4 Порядка, устанавливающие определенные способы опечатывания в зависимости от упаковки семян.
Сохранение данных норм в Порядке влечет дополнительные затраты на определенную упаковку и ставит производителей в невыгодные условия по сравнению с конкурентами из других государств, с их более красочной и разнообразной упаковкой.
- Раздел IV Порядка, содержащий требования к маркировке семян, реализуемых в затаренном виде, по мнению экспертов, содержит необоснованные ограничения для бизнеса и несет в себе необходимость дополнительных расходов, повышающих себестоимость конечной продукции. Так, например, пунктом 4.8 Порядка предусмотрено требование об обязательном наличии на ярлыках печати поставщика семян. Эксперты отмечают, что для профессионального рынка данное требование является барьером, так как с момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) поставщиком семян могут выступать поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. Де-факто, данная норма на практике (профессиональный рынок полевых культур) не применяется, но является потенциальным барьером для остановки любой партии семян по усмотрению сотрудников контролирующих органов.
Вместе с тем, эксперты отметили важность маркировки в принципе, и если она отвечает требованиям Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", то нет необходимости регулировать ее ведомственным нормативным правовым актом.
- Раздел V Порядка, устанавливающий требования к ярлыку и другой маркировке, по мнению экспертов, содержит необоснованные ограничения, влечет за собой дополнительные экономические затраты и ставит отечественного производителя семян в невыгодные конкурентные условия по отношению к иностранным производителям.
В условиях рыночной экономики затруднительно обосновать, например, установление строгой формы, размера или цвета ярлыка. Так, невозможно обосновать, какую угрозу несут семена с ярлыком не 110Х70 мм, как того требует Порядок, а например, 100Х80 мм, или в форме листа или ягоды. Эксперты отметили, что главными требованиями к ярлыку должны быть прочность, а также полнота и доступность информации на нем. Кроме того, требование Порядка к цвету ярлыков ограничивает проведение рекламных кампаний, в которых используются другие привлекательные цвета и оттенки.
При этом эксперты приходят к выводу, что в отношении семян, обработанных химическими или биологическими препаратами, такие требования должны быть установлены в рамках технических регламентов.
- Раздел VI Порядка, по мнению экспертов, содержит ряд избыточных и необоснованных требований.
Так, согласно пункту 6.2.6 Порядка на ярлыке или другом виде маркировки должны указываться наименование и адрес организации, реализующей семена, и ее регистрационный номер.
В современных рыночных условиях с момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) организацией, реализующей семена, могут выступать поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. При этом сохраняется неопределенность понятия компании, реализующей семена. Это означает, что семена при перепродаже нужно каждый раз переупаковывать и перемаркировывать. Кроме того, указание регистрационного номера приемлемо только для российских компаний.
- Пункт 6.2.9 Порядка предусматривает необходимость указания на ярлыке и другой маркировке наименования и номера документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян, что является дополнительным требованием, кроме установленных Федеральным законом N 149-ФЗ (статья 31).
- В соответствии с пунктом 6.2.11. Порядка на ярлыке и другой маркировке необходимо указывать класс посевного стандарта. Однако ГОСТ Р 52171-2003, ГОСТ Р 52325-2005 деление семян на классы посевного стандарта не предусматривают.
Приказом Росстандарта от 26 марта 2014 г. N 237-ст ГОСТ Р 52171-2003 отменен с 1 июля 2015 г. в связи с введением в действие ГОСТ 32592-2013 "Семена овощных, бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия"
4. Подготовка проекта заключения об экспертизе Приказа N 707
Запрос по предоставлению комментариев и дополнительной информации в целях проведения экспертизы Приказа N 707 был направлен разработчику письмом от 19 августа 2013 г. N Д26и-885. Соответствующий ответ разработчика был получен 6 сентября 2013 г. (письмо Минсельхоза России от 5 сентября 2013 г. N АП-19-19/9754).
Минсельхоз России отметил, что в настоящее время Приказ N 707 не соответствует законодательству Российской Федерации и требует внесения изменений.
Проект настоящего заключения был направлен разработчику Приказа N 707 письмом от 25 октября 2013 г. N Д26и-2030 с предложением о предоставлении в срок до 11 ноября 2013 г. замечаний и предложений. По состоянию на 26 ноября 2013 г. позиция Минсельхоза России представлена не была.
Проект заключения также был направлен всем участникам публичных консультаций по Приказу N 707 (письмо от 25 октября 2013 г. N Д26и-2031). В установленный срок отзывы, замечания и предложения по проекту заключения в Минэкономразвития России не поступали.
В процессе экспертизы Приказа N 707 было проведено два заседания экспертной группы: 22 августа 2013 г. и 23 сентября 2013 г.
5. Выводы по итогам экспертизы Приказа N 707
По итогам проведенной экспертизы Приказа N 707 Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 внести в Минюст России предложения о необходимости внесения следующих изменений в Приказ N 707:
1) Привести положения Приказа N 707 и Порядка в соответствие с законодательством Российской Федерации.
2) Учитывая отсутствие обоснований разработчика по установлению в Порядке ряда требований исключить пункты 2.1, 4.8, 5.2, 5.3, 6.2.9, 6.2.11 Порядка, а также внести в него следующие изменения:
- пункт 3.4 Порядка изложить в следующей редакции:
"Каждый контейнер с семенами опечатывается таким образом, чтобы его невозможно было вскрыть, не оставив видимых следов, указывающих на возможность подмены или изменения содержимого контейнера";
- пункт 6.2.6 Порядка изложить в следующей редакции:
"Происхождение семян
Указывается наименование и адрес организации-производителя семян";
- в пункте 7.1 Порядка:
- в абзаце втором слова "продавца семян" заменить словами "производителя или импортера семян (лица, вводящего семена в оборот в Российской Федерации)";
- абзац седьмой либо изложить в редакции "год урожая семян", либо дифференцировать срок реализации под различные культуры, либо исключить полностью.
Кроме того, считаем целесообразным разработчику учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представленные в Справке о результатах публичных консультаций и Своде замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности (приложения 2 и 3 к настоящему заключению) в случае внесения изменений в Приказ N 707.
Приложение:
1. Состав экспертной группы по проведению экспертного исследования на 2 л. в 1 экз.
2. Справка о результатах публичных консультаций на 14 л. в 1 экз.
3. Свод замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности на 16 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2013 г. "Об экспертизе приказа Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений"
Текст заключения официально опубликован не был