Весенне-летний период (далее - ВЛП) эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) гражданской авиации характеризуется ростом интенсивности выполнения различных видов полетов и, как следствие, увеличением числа авиационных событий, что требует особого внимания в части учета особенностей планирования, подготовки и производства полетов, безукоснительного соблюдения сертификационных требований к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы и в целях авиации общего назначения.
С наступлением ВЛП увеличивается вероятность наступления чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.
В некоторых регионах страны не исключено возникновение высоких паводков, что может послужить причиной подтопления аэродромов, участков дорог, зданий и сооружений, а также вывода из строя навигационного оборудования, нарушения работы аэродромных служб, нанесения ущерба аэродромным сооружениям.
Летний период характерен возникновением природных (лесных) пожаров. Высокие температуры воздуха, грозовая деятельность, безответственность различных организаций и частных лиц приводит к неконтролируемому возникновению и распространению очагов возгорания, а удалённость от населенных пунктов значительно затрудняет их локализацию и ликвидацию.
Проведение противопаводковых мероприятий с использованием ВС гражданской авиации требует от руководителей авиапредприятий принятия дополнительных профилактических мер по организации обеспечения безопасности полетов.
Детальный анализ авиационных событий, произошедших в ВЛП показал, что авиационные происшествия и инциденты, происшедшие с воздушными судами гражданской авиации, в основном были обусловлены допускаемыми персоналом авиапредприятий ошибками и умышленными нарушениями правил обеспечения и выполнения полетов, что, в сочетании с такими внешними факторами, как опасные метеорологические явления погоды, высокие температуры наружного воздуха, миграция птиц, межсезонное размокание грунтовых аэродромов и площадок, приводило к ухудшению состояния обеспечения безопасности полетов.
В целях профилактики авиационных событий и недопущения снижения уровня безопасности полетов гражданской авиации в ВЛП 2014 года предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. С учетом климатических и других региональных особенностей определить сроки начала и завершения работ по оценке готовности подконтрольных организаций к работе в ВЛП 2014 года.
До 24.02.2014 направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов информацию об установленных территориальным органом Росавиации сроках начала и завершения работ по оценке готовности подконтрольных предприятий к работе в ВЛП.
1.2. В соответствии с пунктом 96 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, предусмотреть совмещение инспекционного контроля базовых объектов в первом полугодии 2014 года с оценкой подготовки эксплуатантов к ВЛП.
В ходе проведения инспекционного контроля проверить реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах Росавиации по итогам расследований происшествий и инцидентов, произошедших с ВС гражданской авиации в ВЛП 2013 года, в том числе:
от 12.04.2013 N 206 "Об авиационных происшествиях с самолетами Ил-103 RA-61912 и Як-18T RA-44422";
от 19.07.2013 N 446 "Об авиационных происшествиях с самолетом Л-13ВВМ RA-0850G и вертолетом Ми-2 RA-20977";
от 30.09.2013 N 612 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA-31403";
от 28.10.2013 N 712 "Об авиационных происшествиях с самолетами "Стриж К-10" RA-1482G, Х-32 Бекас-АС RA-0502G и вертолетом IAR-316B RA-1881G".
При проведении инспекционного контроля базовых объектов особое внимание уделить:
соблюдению требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, при планировании и выполнении полетов;
прохождению подготовки и реализации мероприятий, направленных на исключение столкновения ВС с земной поверхностью или препятствиями в управляемом полете, потери управляемости в полете и выкатываний за пределы взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке;
принятию дополнительных мер по обеспечению безопасности полетов при подготовке и выполнении аварийно-спасательных работ при стихийных бедствиях, паводках, взрывных работ на льду рек, озер, а также при тушении лесных пожаров;
наличию в авиакомпаниях методик выполнения видов полетов и авиационных работ с учетом климатических особенностей, районов их выполнения, выполнения членами экипажей технологии работ и взаимодействия в экипаже;
четкости изложения в Руководстве по производству полетов процедур выполнения полетов в условиях высоких температур наружного воздуха, повышенной грозовой активности и сильных ливневых осадков в виде дождя, на высокогорные аэродромы, а также мероприятий по CFIT;
эффективности функционирования СУБП и системы качества в авиакомпаниях, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки.
1.3. Провести выборочные проверки физических и юридических лиц, получивших сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ, на предмет выполнения ими требований пунктов 16-24 Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249, и глав VI "Общие правила выполнения авиационных работ", VII "Правила выполнения видов авиационных работ" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
1.4. Провести выборочные проверки качества подготовки инженерно-авиационных служб к работе в ВЛП 2014 года в соответствии с письмом Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации от 28.01.2014 N 03.9-3 "О подготовке инженерно-авиационной службы к работе в весенне-летний период 2014 года".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного письма здесь и далее по тексту следует читать как "N 039-3"
1.5. В целях обеспечения безаварийной работы в период весеннего паводка и половодья:
направить в предприятия и организации воздушного транспорта рекомендации по обеспечению безаварийной работы в период весеннего паводка и половодья с учетом местных географических и климатических особенностей региона;
организовать взаимодействие с паводковыми комиссиями субъектов Российской Федерации и региональными центрами МЧС России.
1.6. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, объектах ОрВД и прилегающих к ним территориях:
довести до руководителей подконтрольных предприятий и организаций необходимость проведения дополнительных профилактических мероприятий по предотвращению возникновений очагов пожара;
сформировать постоянные группы по контролю за состоянием пожарной безопасности в аэропортах и на объектах ОрВД;
обеспечить контроль приведения в повышенную готовность служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации в аэропортах;
организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России и местными органами власти по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований авиапредприятий к ликвидации очагов пожара.
1.7. На постоянной основе осуществлять актуализацию (обновление) информации на официальных сайтах территориального органа Росавиации об эксплуатантах, выполняющих авиационные работы, и эксплуатантах авиации общего назначения в целях обеспечения прозрачности их деятельности (письмо Росавиации от 01.07.2013 N 4.02-434).
Обеспечить взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями с целью получения информации о привлечении воздушных судов гражданской авиации к авиационным работам по охране и защите лесов.
1.8. Проверить полноту и качество выполнения планов подготовки к ВЛП, предусмотренных пунктом 2.2.4. Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Росавиации от 06.05.2000 N 121.
1.9. Проверить наличие и практическое выполнение требований документов, регламентирующих подготовку организации к работе в ВЛП, предусмотренных пунктом 15 Приложения 1 к Федеральным авиационным правилам "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты", утвержденным приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150.
1.10. Провести проверки готовности организаций ГА, филиалов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", выборочные проверки их центров ОВД и отделений, служб УВД и ЭРТОС, а также авиационных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб к работе в ВЛП 2014 года.
В отчетах по результатам выполненных выборочных проверок готовности центров ОВД, отделений центров ОВД, служб УВД и ЭРТОС к работе в ВЛП отразить:
соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утверждённого приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10;
соответствие условий труда диспетчеров УВД требованиям санитарных правил СП 2.5.1.1107-02 "Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением гражданской авиации";
соблюдение требований пункта 5.2.2. ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293, в части обеспечения полного визуального обзора при визуальном наблюдении и/или использования технических средств контроля и/или организации дополнительных (вспомогательных) диспетчерских пунктов (секторов);
выполнение расчета пропускной способности диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов) и наличие заявленных поставщиком аэронавигационного обслуживания нормативов пропускной способности в соответствии с требованиями пункта 2.3.5. ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 и Методики расчета нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения, утвержденной приказом Росавиации от 07.11.12 N 757;
полноту реализации требований раздела V "Взаимодействие при планировании и координировании использования воздушного пространства" Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 N 6, в части создания групп обеспечения планирования воздушного движения в структуре органов ОВД, предоставляющих аэродромное диспетчерское обслуживание;
соответствие Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродромах требованиям надлежащего взаимодействия метеорологических органов со службой движения при прогнозировании и наличии опасных для полетов воздушных судов метеорологических явлений;
выполнение пункта 3.8. Федеральных авиационных правил "Сертификация объектов ЕС ОрВД", утверждённых приказом Росаэронавигации от 26.11.2007 N 116, по резервированию рабочих мест диспетчерского персонала объекта ОВД на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности к работе в BЛП устройств, электросетей, систем канализации и водоснабжения на объектах управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и связи;
создание необходимых запасов материально-технических ресурсов для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах;
создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов на всех объектах радиотехнического обеспечения полетов и связи с учетом обеспечения полетов в ВЛП 2014 года (до 20.05.2014 соответствующую информацию направить в адрес Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации).
1.11. Выполнить сверку необходимой контактной информации и функционирование каналов связи с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора с целью обеспечения оперативного взаимодействия при контроле соблюдения эксплуатантами ВС требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138.
1.12. Утвердить графики дежурства специалистов территориальных органов Росавиации в нерабочие праздничные дни и обеспечить их взаимодействие с ответственными дежурными лицами Росавиации и специалистами профильных управлений и отделов центрального аппарата Росавиации.
1.13. По результатам проведенных проверок готовности к выполнению и обеспечению полетов в ВЛП 2014 года провести методические совещания с участием руководителей подразделений организаций гражданской авиации, на которых обсудить результаты проверок и уточнить порядок взаимодействия.
1.14. Отчеты о готовности подконтрольных организаций к работе в ВЛП представить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиаций в письменном и электронном виде до 20.05.2014.
Отчеты о выполненных проверках филиалов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", центров ОВД, отделений центров ОВД, служб УВД и ЭРТОС представить в Управление организации использования воздушного пространства Росавиации.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. С учетом особенностей деятельности и климатических особенностей региона выполнения и обеспечения полетов определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке к ВЛП 2014 года;
2.2. Организовать проведение занятий с авиационным персоналом с изучением особенностей выполнения и обеспечения полетов в ВЛП.
При подготовке летных служб и летного состава к полетам в ВЛП использовать Методические рекомендации (прилагается).
При подготовке персонала ОВД к работе в ВЛП использовать Положение о методической работе в службе движения гражданской авиации, утвержденное МГА СССР от 12.03.1986 N 3.8-430 в части, не противоречащей действующему воздушному законодательству Российской Федерации.
2.3. В соответствии с требованиями нормативных правовых актов и эксплуатационно-технической документации обеспечить подготовку к эксплуатации ВС, средств наземного обслуживания, средств обеспечения полетов, элементов летного поля, зданий и сооружений.
2.4. Провести подготовку инженерно-авиационных служб к работе в ВЛП в соответствии с письмом Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации от 28.01.2014 N 03.9-3 "О подготовке инженерно-авиационной службы к работе в весенне-летний период 2014 года".
2.5. Провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности, состояния и исправности систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, имея ввиду, что в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложены на руководителей организаций гражданской авиации.
2.6. Проконтролировать знание подчиненными специалистами порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
2.7. В целях обеспечения безопасности полетов при проведении аварийно-спасательных работ для оказания помощи населению при стихийных бедствиях, связанных с возможностью возникновения наводнений, проведением взрывных работ на льду рек, озер, и водоемов, а также ликвидацией лесных пожаров предусмотреть мероприятия по выделению ВС для обеспечения доставки в определенные районы команд взрывников для ликвидации ледяных заторов.
Доставку взрывчатых веществ и оборудования для проведения взрывных работ осуществлять в строгом соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141 и Doc 9284 AN/905 ИКАО "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху".
2.8. Принять решение о необходимости создания запасов авиационных ГСМ и спецжидкостей, химических реагентов для борьбы с гололедными образованиями на искусственных покрытиях аэродромов с целью обеспечения бесперебойной работы в межсезонный период, а также материально-технических средств для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах ОВД, радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи (далее - РТОП).
2.9. Организовать и провести подготовку объектов ОВД и РТОП, служб УВД и ЭРТОС, авиационных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб к работе в ВЛП 2014 года в сроки, обусловленные местными географическими и климатическими условиями.
Разработать планы подготовки объектов радиотехнического обеспечения полетов и связи к работе в ВЛП 2014 года.
В соответствии с утвержденными планами подготовки провести:
анализ устранения замечаний предыдущих комиссий;
проверку состояния средств радиотехнического обеспечения полетов;
уточнение перекрытия зон УВД радиолокационным и связным полем;
проверку оперативности включения резервных радиотехнических средств и источников электропитания;
проверку обеспечения объектов радиотехнического обеспечения полетов и связи необходимым запасом горюче-смазочных материалов, запасным имуществом, принадлежностями и другим имуществом на период бездорожья;
требуемые измерения силовых кабелей, заземлений, блокировок, электроинструмента;
проверку средств индивидуальной защиты, средств пожаротушения и охранной сигнализации;
допуск объектов радиотехнического обеспечения полетов и связи к работе в весенне-летний период;
техническую учебу с личным составом объектов по особенностям работы в предстоящий период;
ремонт объектов, подъездных путей к ним, зданий, сооружений антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения, отопительных устройств;
повторное изучение документов, регламентирующих вопросы организации сбора, обработки и использования полетной информации;
проверку наличия и исправности радиостанций на автотранспортных средствах и порядок их использования;
технические конференции по обмену опытом эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов и связи;
сдачу зачетов инженерно-техническим персоналом и другими категориями работников.
2.10. Принять меры по:
подготовке водосточно-дренажных систем аэродромов, участков дорог, зданий и сооружений, удаленных объектов РТОП и связи для отвода талых вод;
отводу талых вод с территории летных полей, объектов РТОП и связи;
усилению контроля за состоянием средств связи, электрических и инженерных коммуникаций, определению средств резервирования;
подготовке к весенне-летней эксплуатации спецмашин, спецавтотранспорта и средств механизации.
2.11. Обеспечить готовность систем электроснабжения, канализования и водоснабжения на объектах ОВД, РТОП и связи к работе в ВЛП.
2.12. Подготовить соответствующий персонал, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания к работе в ВЛП.
2.13. Во взаимодействии с межрегиональными территориальными органами управления Росгидромета осуществить контроль за подготовкой персонала и объектов метеорологического обеспечения к эксплуатации в ВЛП.
2.14. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в период подготовки к работе в ВЛП обеспечить на местах рабочие встречи руководства центров ОВД с представителями авиакомпаний с целью повышения качества аэронавигационного обслуживания полётов ВС и обеспечения установленного приемлемого уровня безопасности воздушного движения.
3. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
4. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства, начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в срок до 25.04.2014 подготовить и провести методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД, РТОП и связи, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ВЛП 2014 года в г. Санкт-Петербурге на базе филиала "Аэронавигация "Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
5. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации спланировать и провести:
в период с 28 по 30.04.2014 на базе ФКУ "Уфимская РПСБ" методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросу подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ВЛП 2014 года;
в период с 20 по 22.05.2014 на базе ФКУ "Приволжский АПСЦ" методическое совещание с начальниками отделов АКПС межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта и начальниками координационных центров ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности, в том числе в двух и более зонах АКПС, а также с иностранными поисково-спасательными службами, с использованием средств автоматизации;
в период с 03 по 05.06.2014 на базе ФКУ "Центральный АПСЦ" методическое совещание с директорами ФКУ "АПСЦ", ФКУ "РПСБ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросу охраны труда, предупреждения травматизма и гибели личного состава при производственной деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен комплекс мер по подготовке организаций гражданской авиации к полетам в весенне-летнем периоде 2014 г. Они направлены на профилактику авиационных событий и обеспечение безопасности полетов.
Инспекционный контроль базовых объектов в I полугодии 2014 г. будет совмещен с оценкой подготовки эксплуатантов к весенне-летнему периоду. Предусмотрены выборочные проверки лиц, получивших сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ, и инженерно-авиационных служб.
Приведены методические рекомендации по подготовке экипажей к полетам в весенне-летний период 2014 г. Особое внимание уделено подготовке к выполнению авиационно-химических, лесоавиационных работ и работ по ликвидации ледяных заторов на водных магистралях.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 14 февраля 2014 г. N АН1.02-526 "Об организации контроля за подготовкой организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летнем периоде 2014 года"
Текст письма официально опубликован не был