Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали нормы о распространении на некоторых лиц мер соцподдержки, предусмотренных для пострадавших из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

Речь идет о гражданах из подразделений особого риска.

Это военнослужащие, граждане вольнонаемного состава различного рода войск, воинских формирований, силовых ведомств и т. п.

Имеются в виду те из них, кто непосредственно участвовал в испытаниях ядерного оружия, радиоактивных веществ; в их захоронении; в учениях с применением таковых; ликвидировал радиационные аварии на военных объектах; собирал ядерные заряды.

При получении инвалидности таким гражданам гарантируется предоставление некоторых мер соцподдержки, установленных для чернобыльцев (в т. ч. в жилищной, транспортной, трудовой сфере).

КС РФ пришел к выводу, что нормы неконституционны.

Они являются таковыми в той мере, в какой не предполагают, что данным гражданам, ставшим инвалидами из-за радиации, выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.

Как подчеркнул КС РФ, изначально акт, нормы которого оспариваются, предоставлял данным лицам такие же меры соцподдержки, как и инвалидам-чернобыльцам.

Между тем в результате корректировки правила закона в части упомянутой компенсации перестали распространяться на этих лиц.

Законодатель мог бы отменить выплату гражданам из названных подразделений, если бы это имело объективное и разумное оправдание. Однако его нет.

По сути, такие лица поставлены в неравное положение по сравнению с теми, кто относится вместе с ними к одной и той же категории (в т. ч. с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС).

Законодатель должен изменить регулирование так, чтобы данным гражданам гарантировалось право на возмещение вреда здоровью.

Причем это право должно им гарантироваться на равных условиях с теми военнослужащими, кто стал инвалидом из-за повреждения здоровья вследствие радиации.

До принятия необходимых поправок указанным гражданам должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью.

Величина выплат - те же размеры, что и аналогичная компенсация, предусмотренная законом для названных инвалидов-чернобыльцев.


Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина"


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2014 г., в "Российской газете" от 9 июля 2014 г. N 151, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 28 ст. 4138, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 6