Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1567-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась с запросом в Конституционный Суд (КС) РФ.

Они просили проверить ряд положений Закона о поправке к Конституции РФ, запускающего кардинальную реформу высших судов. В рамках нее создается единый высший судебный орган - Верховный Суд (ВС) РФ. Он объединяет функции действующих ВС РФ и ВАС РФ. ВАС РФ при этом упраздняется. Отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются вновь создаваемому ВС РФ.

КС РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению. При этом он отметил, в частности, следующее.

Закон о поправке к Конституции РФ - это специальный правовой акт, имеющий особый статус. Проверка вносимых таким законом изменений в Конституцию РФ фактически представляет собой проверку текста самой Конституции РФ. А это непосредственно не входит в компетенцию КС РФ.

Депутаты ссылались в т. ч. на нарушение процедуры принятия закона. Между тем проверить его конституционность по порядку принятия можно только до его вступления в силу. Т. е. в порядке предварительного нормоконтроля, на что КС РФ не уполномочен.

Закон о поправке к Конституции РФ в части, вносящей изменения в главы 3-8 (одна из которых посвящена судебной власти), не может противоречить положениям ее глав про основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ (соответственно 1, 2 и 9). Причем как по содержанию, так и по порядку принятия. Возникающие по этому поводу споры должны разрешаться именно в порядке конституционного судопроизводства. Тем самым не исключается внесение как в Конституцию РФ, так и в Закон о КС РФ изменений, касающихся возможности проверки КС РФ Закона о поправке к Конституции РФ с точки зрения соответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ до его вступления в силу. Т. е. до того момента, с которого внесенные поправки становятся неотъемлемой составной частью Конституции РФ.

КС РФ подчеркнул, что упразднение двух высших судов и создание нового ВС РФ - уникальный случай. Он требует принятия специальных мер, направленных на обеспечение гарантий независимости и несменяемости судей, замещающих должности в прекращающих свою деятельность высших судах.

Для судей ВС РФ и ВАС РФ предусмотрен специальный механизм замещения судейских должностей во вновь образуемом ВС РФ. А для тех из них, кто не войдет в его первоначальный состав, - возможность перевода в другой суд, а также соответствующий высокому статусу судьи комплекс соцгарантий, призванных компенсировать им негативные последствия прекращения полномочий.


Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1567-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 г., в "Российской газете" от 1 августа 2014 г. N 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть II) ст. 4397