Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N 308-ЭС14-194
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив заявление Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия (г. Магас) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.11.2013 по делу N А18-335/2013, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2014 по иску министерства внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - министерство) к индивидуальному предпринимателю Аушеву Микаилу Дзаудиновичу (Республика Ингушетия) о взыскании 450000 рублей неосновательного обогащения и 15468 рублей 75 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
установил:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2014 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора министерство ссылается на неправильное применение норм материального права, нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
Заявление министерства принято к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24.07.2014.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" заявления лиц, участвующих в деле, или представления прокурора, лиц, указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и в отношении которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона не вынесено определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу настоящего Федерального закона передаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Учитывая, что по заявлению министерства на день вступления в силу указанного выше закона не было вынесено определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящее заявление рассматривается судьей Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, суд пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не имеется.
Судами установлено, что по результатам аукциона 18.06.2010 министерство (заказчик) и предприниматель (исполнитель) заключили государственные контракты, предметом которых явилось издание книжной продукции "Очерки Ингушской милиции" и "Книга памяти".
Полагая, что государственные контракты по изданию книжной продукции законодательством не предусмотрены, и ссылаясь на судебные акты по делу N А18-569/2012 Арбитражного суда Республики Ингушетия, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды с учетом доводов истца, проверив условия заключенных сторонами договоров на соответствие положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно статье 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Суды, оценив условия спорных договоров, пришли к выводу о том, что предметом контрактов являются отношения сторон, связанные с выполнением работ по изданию книжной продукции, в связи с чем они подлежат правовому регулированию нормами глав 30 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Поскольку стороны согласовали все существенные условия, необходимые для заключения указанных видов обязательств, оснований для признания спорных контрактов незаключенными не имеется.
Ссылки министерства на выводы судов по делу N А18-569/2012 не могут быть признаны обоснованными, так как из содержания судебных актов вывод о незаключенности спорных контрактов не следует, наличие всех существенных условий договора было предметом проверки по настоящему делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил:
отказать Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N 308-ЭС14-194
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А18-335/2013
Истец: МВД по РИ, Министерство внутренних дел по РИ
Ответчик: Аушев М Д, ИП Аушев Микаил Дзяудинович
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9996/14
25.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2735/14
04.02.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4120/13
05.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-335/13