1. Заказчик не вправе установить требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в случае размещения заказа на строительство путепровода.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство путепровода через ж/д (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 12.11.2013.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", установлено, что Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющего предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
Согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и реконструкций; монтажу; ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1- 3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проектов государственных контрактов, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и реконструкций; монтажу; ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения) нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичные нормы содержатся в статье 31 Федерального закона Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 01.01.2014.
За утверждение Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд частью 4.2 статьи 7.30 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2014 г. по делу N АК100-14)
2. В протоколе рассмотрения заявок заказчик обязан указать причину отказа организации в допуске к участию в закупке, сославшись при этом на положения документации, которым не соответствует заявка организации.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.ru (далее - Официальный сайт) - 07.08.2013.
В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Аукционной комиссией 02.09.2013 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе N03 (далее - Протокол), в котором не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствует заявка ООО "Г" (далее - Участник размещения заказа) на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, не указавшей в Протоколе положения документации об Аукционе, которым не соответствует заявка Участника размещения заказа нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичные нормы содержатся в части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 01.01.2014.
За нарушение должностным лицом аукционной комиссии предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения аукциона, частью 2.1 статьи 7.30 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N83-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.
Согласно Протоколу, за составление и содержание указанного Протокола является ответственным, в том числе председатель Аукционной комиссии Б.
Таким образом, в действиях председателя Аукционной комиссии Б., выразившихся в составлении Протокола без указания положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка Участника размещения заказа, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N83-ФЗ).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении председателя комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.08.2014 г. по делу N К-1475/13/АК106-14)
3. Заказчик, обосновывая начальную (максимальную) цену контракта, должен указать на официальном сайте реквизиты коммерческих предложений организации, взятых за основу сформированной цены контракта.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организационному обеспечению участия делегации в деловой программе Московского международного форума инновационного развития (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Как следует из материалов настоящего дела, Заказчиком в Конкурсной документации не указаны реквизиты коммерческих предложений, использованных при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов, что нарушает части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичная норма содержится в статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП (в редакции закона, действующего на момент совершения административного правонарушения), за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2014 г. по делу N АК130-14)
4. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность электронного аукциона.
Заказчик 1 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку продуктов питания (хлеб) (далее - Аукцион 1), Заказчиком 2 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению и установке ограничительных столбиков на улично-дорожной сети г. Москвы в пределах Садового кольца (далее - Аукцион 2), Заказчиком 3 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку и доставку хлебобулочных (кондитерских) изделий для образовательных учреждений на сентябрь-ноябрь 2014 года (далее - Аукцион 3), Заказчиком 4 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту помещений и инженерных систем терапевтического отделения (далее - Аукцион 4).
В ходе размещения заказов в ФАС России поступили жалобы участников размещения заказа на действия оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении 23.12.2013 у ООО "Н" (далее - Участник размещения заказа по Аукциону 1), ООО "О" и ООО "Б" ( далее - Участники размещения заказа по Аукциону 2), ООО "Ш" ( далее - Участник размещения заказа по Аукциону 3), ООО "С" ( далее - Участник размещения заказа по Аукциону 4), ЗАО "Р" (далее - Участник размещения заказа по Аукциону 5), ООО "М" (далее - Участник размещения заказа по Аукциону 6) отсутствовала возможность подать очередное предложение о цене контракта по причине технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, необеспечение Оператором электронной площадки возможности 23.12.2013 подачи предложения о цене контракта участникам размещения заказов является нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичные нормы содержатся в части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, вступившего в силу с 01.01.2014.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.
Аукцион проводился на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего 23.12.2013 Участникам размещения заказов возможность подать очередные предложения о цене контрактов содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2014 г. по делу N АК054-14)
5. Оператор электронной площадки обязан обеспечить бесперебойный электронный документооборот при проведении электронных аукционов.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение услуг по обеспечению выпуска универсальных электронных карт в 2014 году (далее - Аукцион)
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 26.12.2013.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении в связи с окончанием 31.12.2013 срока действия доверенности администратора С, ФГУП "Г" (далее - участник размещения заказа) на электронную площадку была подана заявка на регистрацию доверенности N1 от 24.12.2013 на право действия от имени участника размещения заказа, выданная С. Подача и поступление заявки подтверждается письмами от Оператора электронной площадки, направленными на электронную почту Участника размещения заказа 15.01.2014 в 18:03. В уведомлении о подаче заявки сообщалось, что решение о регистрации должно быть принято администратором участника размещения заказа.
16.01.2014 для регистрации доверенности были внесены необходимые изменения в карточку организации, к которой прикреплялась доверенность N 1 от 24.12.2013 и устанавливались функции администратора в соответствии с доверенностью. Согласно графическим изображениям информации, в материалах дела данные действия квалифицированы Оператором электронной площадки как подача заявки на аккредитацию участника закупки, что подтверждается уведомлением о подаче заявки на аккредитацию участника размещения заказа, полученным Участником размещения заказа 16.01.2014 в 9:10.
16.01.2014 в 9:50, 10:35 Участником размещения заказа получены электронные сообщения от Оператора электронной площадки об отказе в аккредитации.
В 10:40, 10:41 16.01.2014 с Оператором электронной площадки, Участнику размещения заказа направлены электронные сообщения, содержащие уведомления о внесении изменений в сведения об организации.
В 11:04, 12:03 16.01.2014 Участнику размещения заказа отказано в аккредитации.
В 14:16 16.01.2014 электронным сообщением Оператора электронной площадки Участнику размещения заказа пришло уведомление об аккредитации со сроком действия с 06.10.2011 по 15.01.2017.
Таким образом, в связи с тем, что срок подачи заявок на участие в Аукционе истек 16.01.2014 в 11:00 Участник размещения заказа не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Согласно части 13 статьи 41.3 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, не вправе подавать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме за три месяца до окончания срока аккредитации данного участника размещения заказа. За три месяца до окончания срока аккредитации участника размещения заказа оператор электронной площадки обязан направить соответствующее уведомление такому участнику размещения заказа. При этом получивший аккредитацию на электронной площадке участник размещения заказа вправе пройти аккредитацию на новый срок в порядке, установленном настоящей статьей, не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока ранее полученной аккредитации такого участника размещения заказа.
Вместе с тем на 15.01.2014 аккредитация Участника размещения заказа действовала с 06.10.2011 до 27.02.2016, следовательно до окончания срока ранее полученной аккредитации оставалось более 6 месяцев.
Таким образом, Оператор электронной площадки, не обеспечивший возможность Участнику размещения заказа подать заявку на участие в Аукционе, нарушил часть 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов, согласно которой направление документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего 16.01.2014 Участнику размещения заказа подать заявку на участие в Аукционе нарушают часть 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 60, части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе, вступившего в силу с 01.01.2014.
Аукцион проводился на сайте Оператора электронной площадки.
За нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме частью 5 статьи 7.31.1 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2014 г. по делу N АК054-14-1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.