Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2014 г. N 306-ЭС14-2202
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области (г. Астрахань) на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2013 по делу N А06-5825/2013, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2014 по тому же делу по иску Администрации муниципального образования "Володарский район" Астраханской области (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управление Федерального казначейства по Астраханской области (далее - управление) о взыскании за счет казны убытков в размере 28 609 руб. 93 коп. понесенных в связи с возмещением расходов медицинскому работнику Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Володарская центральная районная больница" на оплату жилищно-коммунальных услуг, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Астраханской области, установила:
решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление ссылается на нарушение оспариваемыми судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного толкования и применения арбитражным судом норм права.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" заявление подлежит рассмотрению в порядке кассационного производства по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Володарского районного суда Астраханской области от 29.11.2012 с администрации в пользу Кайбалдиевой К.Х. взыскано 28 609,93 руб. компенсации расходов по оплате потребленного газа и расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период 2010-2011 год, не предоставленной медицинскому работнику Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Володарская центральная районная больница" в виде мер социальной поддержки.
Посчитав понесенные в связи с исполнением указанного решения Володарского районного суда Астраханской области от 29.11.2012 расходы в сумме 28 609,93 руб. убытками, которые подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Астраханской области, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I - до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была признана утратившей силу; указанная статья дополнена частями 4, 5 и 6. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Вопросы социальной поддержки медицинских работников также не отнесены статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района.
При этом в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 19 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 84, пунктами 1, 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О и от 01.12.2005 N 521-О, а также в постановлениях от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П и от 23.04.2004 N 9-П, от 15.05.2006 N 5-П, от 17.06.2004 N 12-П, суд пришел к выводу, что в случае передачи отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти, данная передача должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Финансовым органом, осуществляющим обеспечение исполнения федерального бюджета, является Министерство финансов Российской Федерации, а надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация. Управление Федерального казначейства по Астраханской области является органом, выступающим в качестве представителя интересов Министерства финансов Российской Федерации на территории Астраханской области.
На основании изложенного и исходя из того, что размер понесенных администрацией расходов установлен вступившим в законную силу решением Володарского районного суда Астраханской области, суд, руководствуясь также статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 удовлетворил исковые требования.
Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья, определила:
отказать Управлению Федерального казначейства по Астраханской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Попова Г.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2014 г. N 306-ЭС14-2202
Текст определения официально опубликован не был