Методические указания по составлению программы опробования технологических защит теплоэнергетического оборудования блочных установок
РД 34.35.135-96
(утв. РАО "ЕЭС России" 24 июня 1996 г.)
Срок действия установлен
с 1 октября 1998 г.
1. Введение
1.1. Технологические защиты (ТЗ) - одна из подсистем автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), обеспечивающая безопасность персонала и безопасную работу теплоэнергетического оборудования путем экстренного автоматического перевода защищаемого оборудования в безопасное состояние в случае возникновения аварийной или предаварийной ситуации.
1.2. Технологические защиты работают в режиме ожидания: срабатывание ТЗ происходит в момент возникновения соответствующей аварийной или предаварийной ситуации, т.е. при поступлении запроса на срабатывание данной ТЗ. В момент появления запроса на срабатывание ТЗ должна быть готова к безотказному выполнению своих функций и персонал должен быть уверен в этой готовности.
1.3. Отказы ТЗ могут быть двух видов:
"несрабатывание" - отказ в выполнении функций при запросе на срабатывание;
"ложное действие" - срабатывание при отсутствии запроса на него.
Отказ типа "несрабатывание" - скрытый и проявляется только при поступлении запроса на срабатывание. Для его выявления искусственно организуются запросы на срабатывание каждой ТЗ и контролируется их выполнение. Эта операция называется опробованием ТЗ.
Отказ типа "ложное действие" проявляется немедленно при возникновении соответствующей неисправности. Для его предотвращения производятся осмотры аппаратуры, кабельных связей, импульсных линий и других элементов схемы ТЗ. При этом выявляются неисправности, каждая из которых может быть причиной ложного действия при возникновении соответствующих условий. Некоторые отказы типа "ложное действие" могут быть выявлены при опробовании, например ложное срабатывание одного из двух каналов.
Таким образом, техническое обслуживание (ТО) ТЗ заключается в их периодических осмотрах и опробовании.
1.4. Вероятность безотказной работы ТЗ определяется несколькими факторами:
надежностью технических средств, на которых выполнена подсистема ТЗ;
надежностью и живучестью структурного построения всей подсистемы ТЗ и каждой ТЗ в отдельности;
частотой проведения ТО ТЗ;
вероятностью ошибок персонала при проведении ТО.
Документация, регламентирующая проведение опробования ТЗ, призвана уменьшить вероятность ошибок персонала при выполнении этого вида ТО.
1.5. В основу Методических указаний положен опыт электростанций разных регионов России, имеющих различное теплоэнергетическое оборудование, различную аппаратуру ТЗ и разные традиции эксплуатации.
1.6. В Методических указаниях не представлены ТЗ, выполненные на базе микропроцессорной техники, так как опыт эксплуатации таких ТЗ на ТЭС России невелик.
1.7. Список сокращений, принятых в настоящих Методических указаниях, приведен в Приложении 8.
2. Основные положения
2.1. Работы по опробованию ТЗ различаются в зависимости от следующих факторов:
состояния защищаемого оборудования:
- действующее;
- остановленное;
- пускаемое;
- останавливаемое;
значения контролируемого параметра:
- параметр в норме;
- параметр близок к нулю;
количества опробуемых ТЗ:
- все;
- несколько;
- одна;
аппаратуры, на которой выполнена логическая часть ТЗ:
- электромеханические реле;
- блоки УКТЗ;
- блоки УКТС;
объекта действия ТЗ:
- исполнительные устройства (ИУ);
- выходные усилители (реле);
- система сигнализации.
2.2. Согласно действующим нормам [1-4] опробование ТЗ производится в следующих случаях:
2.2.1. После окончания монтажно-наладочных работ перед пуском защищаемого оборудования (цель - проверка правильности выполнения схемных соединений, исправности электрических схем, аппаратуры и датчиков ТЗ, схем аварийной и предупредительной сигнализации и аварийной регистрации, правильности и полноты выполнения программ действия ТЗ на ИУ, соответствия реализованных уставок карте уставок).
2.2.2. После окончания капитального ремонта защищаемого оборудования и (или) схем ТЗ (цель - проверка правильности выполнения схемных соединений, исправности электрических схем, аппаратуры и датчиков ТЗ, схем аварийной и предупредительной сигнализации и аварийной регистрации, правильности и полноты выполнения программ действия ТЗ на ИУ, соответствия реализованных уставок карте уставок).
2.2.3. После простоя защищаемого оборудования в течение не менее 3 сут. (цель - проверка работоспособности ТЗ, правильности выполнения всех программ действия ТЗ на ИУ, правильности работы схем аварийной и предупредительной сигнализации и аварийной регистрации).
2.2.4. С заданной периодичностью в соответствии с графиком опробования (цель - проверка работоспособности ТЗ и аварийной сигнализации, соответствия реализованных уставок ТЗ карте уставок).
2.2.5. После устранения неисправности в цепях данной ТЗ (цель - проверка работоспособности данной ТЗ и аварийной сигнализации в объеме, достаточном для контроля отремонтированных или замененных элементов ТЗ и их коммутации).
2.3. Работы по опробованию ТЗ в случаях, указанных в пп. 2.2.1 и 2.2.2, сходны по объему и требуют:
тщательной проверки работоспособности всех элементов схемы ТЗ на остановленном оборудовании;
опробования каждой ТЗ с действием "на сигнал" и либо на выходные усилители (реле), либо на ИУ;
опробования каждого ИУ, на которое действуют ТЗ, на остановленном оборудовании или при его пуске;
опробования отдельных ТЗ "на сигнал" на пускаемом оборудовании.
Работы по опробованию ТЗ в случае, указанном в п. 2.2.3, требуют опробования всех ИУ, на которые действуют ТЗ, путем имитации срабатывания соответствующих ТЗ.
Работы по опробованию ТЗ в случаях, указанных в пп. 2.2.4 и 2.2.5, сходны по условиям выполнения (надо опробовать одну или несколько ТЗ в определенное время - по графику или после ремонта независимо от состояния защищаемого оборудования), но различаются по объему (по п. 2.2.4 защита опробуется в полном объеме с действием либо "на сигнал", либо на выходные реле защит, либо на ИУ; по п. 2.2.5 опробоваться может только та часть ТЗ, на которой производились ремонтные работы).
2.4. Опробование ТЗ заключается в создании или имитации ситуации, в которой ТЗ должна сработать, и контроле правильности и полноты ее действия. Способы имитации одной и той же ситуации различны на остановленном и действующем оборудовании (см. разд. 3.4).
В процессе опробования контролируется исправность:
импульсной части ТЗ (датчиков, АДП);
логической части ТЗ (устройств ввода и вывода, мажорирования, отсчета выдержки времени и формирования импульсной команды, ключей отключения оборудования и переключателей выбора режима);
аварийной и предупредительной сигнализации (световых табло, блинкеров, светодиодов на лицевых панелях блочков, звуковой сигнализации).
Выполнение программы действия ТЗ (прохождение команд ТЗ на ИУ) либо разрешается на остановленном, останавливаемом или пускаемом оборудовании, либо запрещается, если оборудование находится в работе или на высоких параметрах при пуске.
2.5. Работы по опробованию ТЗ производятся в соответствии с документацией, их регламентирующей. Документация составляется инженерно-техническим персоналом и утверждается главным инженером ТЭС.
2.6. Сроки периодического опробования регламентируются графиком опробования, составление которого не является предметом рассмотрения в данных Методических указаниях.
2.7. В документах, регламентирующих работы по опробованию ТЗ, для каждого вида опробования содержится следующая информация:
организационная и организационно-техническая:
- условия проведения работ;
- лица, производящие работы; ответственные лица;
- меры безопасности при проведении работ;
- организационные мероприятия;
- перечень подготовительных операций;
методическая:
- перечень операций по выполнению опробования;
справочная:
- маркировка и место расположения элементов схемы, состояние которых изменяется в процессе опробования;
- значения уставок срабатывания и выдержек времени на срабатывание ТЗ;
- перечень ИУ, участвующих в выполнении программы действия ТЗ.
В приложениях 1-7 в качестве примера составления такой документации представлены материалы разных электростанций. Приложения 3-5 представляют комплект документов по опробованию ТЗ на действующем оборудовании, созданный на одной электростанции.
2.8. Информация, указанная в п. 2.7, используется следующим образом:
организационная и организационно-техническая информация нужна оперативному персоналу ЦТАИ, КТЦ, ЭЦ при оформлении разрешения на проведение опробования, организации условий проведения опробования и оформлении результатов опробования;
методическая информация (описание операций и последовательности их проведения при опробовании разных ТЗ) изучается персоналом, производящим опробование, в рамках технической учебы и к моменту проведения работ должна быть полностью усвоена;
справочная информация (перечни ТЗ и ИУ, позиции датчиков и приборов, наименования или позиции коммутационной аппаратуры, а также места их расположения, значения уставок и выдержек времени) необходима персоналу в момент проведения опробования.
Следовательно, для регламентации работ по опробованию ТЗ имеет смысл создание отдельных документов, каждый из которых содержит один вид информации. Решение о количестве документов, регламентирующих опробование ТЗ, и объеме каждого из них принимается руководством ТЭС и согласовывается с вышестоящей организацией.
2.9. Как показало обследование, на ТЭС составляются документы, регламентирующие следующие виды работ:
опробование ТЗ на остановленном оборудовании в полном объеме (по пп. 2.2.1 и 2.2.2);
опробование ТЗ на остановленном оборудовании в объеме, позволяющем проконтролировать все ИУ (по п. 2.2.3);
опробование отдельной ТЗ на действующем оборудовании (по пп. 2.2.4 и 2.2.5).
Для каждого вида работ и типа оборудования составляется отдельный документ или комплект документов, так как эти работы различаются по условиям проведения, мерам безопасности и организационным мероприятиям, а на некоторых ТЭС эти работы проводятся разным персоналом.
2.10. В разд. 3 дан примерный объем информации, используемой при проведении опробования ТЗ.
3. Составление документов по опробованию ТЗ
3.1. Общие требования
3.1.1. Форма, количество и наименование документов произвольные. Для каждого типа оборудования составляется свой комплект документов.
3.1.2. Объем информации, заключенной в документах, должен быть достаточным для безошибочного проведения в полном объеме всех требуемых руководящими документами видов опробования (см. п. 2.2) специально подготовленным для этих работ персоналом.
3.1.3. Для правильной организации работ по опробованию ТЗ по понижению давления масла на смазку подшипников турбины, по повышению давления в конденсаторе турбины установка датчиков этих ТЗ должна соответствовать указаниям [5].
Для ТЗ по понижению уровня в демпферном маслобаке системы уплотнений вала генератора установка датчиков должна соответствовать указаниям [7] .
3.1.4. Для правильной организации работ по опробованию ТЗ по уровню в ПВД на остановленном оборудовании необходимо выполнить разводку линий заполнения плюсовых сосудов и импульсных линий конденсатом со стороны нагнетания КЭН (рисунок). Коллектор заполнения ( 10 мм) выполняется общим для всех датчиков данной группы ПВД. Врезка линии заполнения осуществляется непосредственно у плюсового вентиля датчика. Сечение импульсных линий
20-25 мм.
3.1.5. При применении системы опробования, организованной в УКТЗ, необходимо надежно отстроить выходные реле ТЗ от срабатывания при напряжении опробования (6 В) с учетом возможных на данной ТЭС колебаний этого напряжения.
"Схема организации заполнения импульсных линий датчиков уровнеметров ПВД посторонним конденсатом"
3.1.6. В настоящих Методических указаниях рассмотрен минимальный необходимый объем работ по опробованию ТЗ. В зависимости от особенностей и традиций данной ТЭС этот объем может быть увеличен.
3.2. Организационная информация
3.2.1. Перед проведением опробования ТЗ по инициативе ЦТАИ составляется документ на проведение соответствующих работ: наряд и программа при проведении комплексного или послеремонтного опробования или заявка при опробовании по графику. В документе указываются: цель; время; условия и объем работ; лица, производящие работы по опробованию, а также ответственные лица от ЦТАИ, КТЦ, ЭЦ и общий руководитель работ.
К проведению опробования можно приступать, получив разрешение НС ТЭС.
3.2.2. Опробование на действующем оборудовании проводится только при его нормальной работе с постоянной нагрузкой. При выводе опробуемых ТЗ "на сигнал" персонал КТЦ берет их функции на себя. При срабатывании любой ТЗ или отклонении любого параметра, контролируемого ТЗ, до уставки предупредительной сигнализации опробование прекращается и выведенные "на сигнал" ТЗ вводятся в работу.
3.2.3. Перед опробованием после окончания монтажа или ремонта или после простоя продолжительностью более 3 сут. должны быть выполнены следующие мероприятия:
закончены все ремонтные или монтажно-наладочные работы на участвующих в ТЗ механизмах (дымососах, дутьевых вентиляторах, ДРГ, ВГД, РВП, мельницах прямого вдувания или питателях пыли, ПН) и в схемах управления выключателями их электродвигателей, закрыты наряды и допуски НС соответствующих цехов и сделаны записи о готовности этих механизмов;
закончены все ремонтные или монтажно-наладочные работы на арматуре, участвующей в ТЗ, закрыты наряды и допуски НС соответствующих цехов и сделаны выписки о готовности этой арматуры;
закончены все ремонтные работы в топке котла, его газоходах и воздуховодах, закрыты наряды и допуски;
закончены все ремонтные работы в системе маслоснабжения турбогенератора и ПН, на КЭН, закрыты наряды и допуски;
подано напряжение в схемы ТЗ, схемы управления арматурой и механизмами, участвующими в ТЗ;
непосредственно перед началом работ выведен персонал, находившийся в местах расположения арматуры и механизмов, на которые действуют ТЗ;
о начале опробования объявлено по радиопоисковой связи.
3.2.4. Между всеми удаленными от БЩУ рабочими местами и БЩУ должна быть установлена надежная двусторонняя связь.
3.2.5. Все члены бригады, производящей опробование, перед началом работ должны быть проинструктированы о порядке выполнения опробования, способах связи и местах повышенной опасности вблизи места работы.
3.2.6. Все операции по опробованию выполняются только по распоряжению общего руководителя работ.
3.2.7. При проведении опробования на остановленном оборудовании подготовительные операции по сборке электрических схем, перемещению арматуры, включению механизмов или переводу выключателей в испытательное положение производит оперативный персонал КТЦ, ЦТАИ и ЭЦ по заявке общего руководителя работ по опробованию ТЗ.
3.2.8. Операции с переключателями и ключами управления производятся оперативным персоналом КТЦ; операции с устройствами ремонтного вывода (накладками) на остановленном оборудовании, датчиками, приборами производит персонал ЦТАИ.
При опробовании на действующем или пускаемом оборудовании операции с устройствами ремонтного вывода производит персонал ЦТАИ под наблюдением оперативного персонала КТЦ.
При опробовании на действующем оборудовании на датчиках (приборах) опробуемых ТЗ вывешиваются плакаты "Работать здесь".
3.2.9. Операции с первичными (коренными) вентилями, арматурой на технологических трубопроводах производятся оперативным персоналом КТЦ. Операции с вторичными вентилями и вентилями на датчиках производит персонал ЦТАИ. В случае проведения опробования при опасном для человека значении параметра при необходимости закрытия первичных вентилей к датчикам, контролирующим этот параметр, на вентилях вывешиваются плакаты "Не включать - работают люди".
3.2.10. Открытие крышек и механическое перемещение сердечника электромагнитных реле выполняются с соблюдением правил ТБ при работе под напряжением.
3.2.11. При проведении опробования запрещается выполнение работ по ремонту, наладке и испытаниям арматуры и теплоэнергетического оборудования энергоблока.
3.2.12. По окончании опробования оперативный персонал КТЦ и ЦТАИ производит осмотр датчиков, приборов, сигнальных устройств, устройств ремонтного вывода и переключателей, состояние которых изменялось при опробовании, восстанавливает их нормальное состояние и снимает вывешенные плакаты.
3.2.13. Опробование считается законченным, если нет замечаний по выполнению всех операций.
3.2.14. Все отказы или неисправности, выявленные при опробовании, должны быть немедленно устранены соответствующими подразделениями.
3.2.15. Обо всех проведенных работах по опробованию делается запись в оперативных журналах КТЦ и ЦТАИ.
3.3. Организационно-техническая информация
3.3.1. При опробовании после монтажа или капитального ремонта (см. пп. 2.2.1 и 2.2.2) необходимо выполнить следующие мероприятия:
3.3.1.1. Разобрать схемы управления ИУ, на которые действуют ТЗ.
3.3.1.2. Разомкнуть контакты всех датчиков (приборов) ТЗ.
3.3.1.3. Все устройства ремонтного вывода ТЗ (накладки, тумблеры) перевести в положение "Сигнал".
3.3.1.4. Понизить напряжение до на шинах, питающих аппаратуру ТЗ, или в шкафах ТЗ.
Примечание. При отсутствии возможности понижения напряжения в схемах ТЗ вся релейная аппаратура ТЗ проверяется в лаборатории при напряжении .
3.3.1.5. Подать напряжение в схемы ТЗ энергоблока, котла, турбины, ПН, ПВД, БРОУ, схемы управления стопорными клапанами, обратными клапанами отборов, схемы технологической сигнализации.
3.3.1.6. Взвести все сработавшие сигнальные реле и убедиться в том, что не горят аварийные сигналы.
3.3.1.7. Опробовать электрические схемы всех ТЗ согласно п. 3.4.7.2.
3.3.1.8. Подать напряжение в схемы ИУ, на которые действуют ТЗ, выполняя следующие операции:
собрать в испытательное положение схемы управления генераторным выключателем и АГП;
собрать в испытательное положение схемы управления выключателями трансформатора СН и выключателями электродвигателей 6 кВ, на которые действуют ТЗ, и включить их;
собрать электрическую схему электродвигателей 380 В, на которые действуют ТЗ, и включить их;
собрать электрическую схему арматуры, на которую действуют ТЗ, и установить арматуру в то положение, в котором она находится при нормальной работе энергоблока.
3.3.1.9. Подать масло в маслосистемы турбины и генератора, среду в систему регулирования турбины, силовую воду к КИС и защитному клапану ПВД.
3.3.1.10. Открыть стопорные и обратные клапаны турбины, отсечные клапаны на подводе газа и мазута к котлу.
3.3.1.11. Включить выключатели генератора и АГП.
3.3.1.12. Установить переключатель ввода ТЗ (если он есть) в положение "Включено".
3.3.1.13. Опробовать все ТЗ и все программы действия ТЗ на ИУ согласно п. 3.4.7.3.
3.3.1.14. После окончания опробования:
устранить искусственно созданные причины срабатывания ТЗ;
сквитировать ключи управления механизмами, если это необходимо;
взвести сработавшие сигнальные реле, убедиться в отсутствии аварийной сигнализации;
установить переключатель ввода ТЗ (если он есть) в положение "Отключено";
снять самоудерживание выходных реле, если это необходимо.
3.3.2. При опробовании после простоя продолжительностью более 3 сут. (см. п. 2.2.3) необходимо выполнить следующие мероприятия:
3.3.2.1. Разомкнуть контакты всех датчиков (приборов) ТЗ.
3.3.2.2. Устройства ремонтного вывода ТЗ (накладки, тумблеры) перевести в положение "Сигнал" для ТЗ по понижению параметра и отключению механизмов; остальные устройства ремонтного вывода находятся в положении "Отключение".
3.3.2.3. Подать напряжение в схемы ТЗ энергоблока, котла, турбины, ПН, ПВД, БРОУ, схемы управления стопорными клапанами, обратными клапанами отборов, схемы технологической сигнализации.
3.3.2.4. Взвести все сработавшие сигнальные реле и убедиться в том, что не горят аварийные сигналы.
3.3.2.5. Подать напряжение в схемы ИУ, на которые действуют ТЗ, выполняя следующие операции:
собрать в испытательное положение схемы управления генераторным выключателем и АГП;
собрать в испытательное положение схемы управления выключателями трансформатора СН и выключателями электродвигателей 6 кВ, на которые действуют ТЗ, и включить их;
собрать электрическую схему электродвигателей 380 В, на которые действуют ТЗ, и включить их;
собрать электрическую схему арматуры, на которую действуют ТЗ, и установить арматуру в то положение, в котором она находится при нормальной работе энергоблока.
3.3.2.6. Подать масло в маслосистемы турбины и генератора, среду в систему регулирования турбины, силовую воду к КИС и защитному клапану ПВД.
3.3.2.7. Открыть стопорные и обратные клапаны турбины, отсечные клапаны на подводе газа и мазута к котлу.
3.3.2.8. Включить выключатели генератора и АГП.
3.3.2.9. Опробовать выбранные ТЗ согласно п. 3.4.8.
3.3.2.10. После окончания опробования:
сквитировать ключи управления механизмами, если это необходимо;
взвести сработавшие сигнальные реле, убедиться в отсутствии аварийной сигнализации;
установить переключатель ввода ТЗ (если он есть) в положение "Отключено";
снять самоудерживание выходных реле, если это необходимо;
установить все устройства ремонтного вывода в положение "Отключение".
3.3.3. При опробовании на действующем оборудовании (см. пп. 2.2.4 и 2.2.5) необходимо выполнить следующее:
3.3.3.1. Устройства ремонтного вывода проверяемых ТЗ (накладки, тумблеры) перевести в положение "Сигнал" для ТЗ, отключающих оборудование, если опробование не производится при останове защищаемого оборудования.
3.3.3.2. Опробовать ТЗ в соответствии с п. 3.4.9.
3.3.3.3. После окончания опробования:
включить в работу датчики (приборы) ТЗ;
выставить уставки ТЗ, если они были изменены;
взвести сработавшие сигнальные реле, убедиться в том, что не горят аварийные сигналы;
снять самоудерживание выходных реле, если это необходимо;
установить все устройства ремонтного вывода в положение "Отключение";
опломбировать приборы и аппараты ТЗ, с которых при опробовании были сняты пломбы.
3.4. Методическая информация
3.4.1. Опробование ТЗ заключается в создании или имитации условий срабатывания ТЗ с контролем правильности и полноты ее срабатывания и действия.
Условия срабатывания ТЗ определяются наличием признака аварийной ситуации (аварийным значением параметра; состоянием механизма, приводящем к аварии) и наличием разрешения на срабатывание ТЗ.
3.4.2. При опробовании ТЗ аварийная ситуация создается непосредственно или имитируется способом, указанным в таблице. Для ТЗ, срабатывающих при понижении параметра, при нулевом значении этого параметра его аварийное значение уже существует и его не надо создавать, однако предпочтение отдается такому способу опробования, когда предварительно имитируется наличие параметра и затем его понижение.
Когда датчиком ТЗ является электронный прибор с перемещающейся кареткой, аварийная ситуация имитируется путем замыкания контактов этого прибора (см. п. 3.4.10.3) без изменения состояния датчика.
Способы имитации изменения параметра до аварийного значения или изменения состояния механизма при опробовании защит
3.4.3. Разрешение на срабатывание ТЗ дается следующим образом:
для всех ТЗ - включенным положением устройства ремонтного вывода ТЗ (накладки, тумблера);
для ТЗ по понижению параметра или отключению механизмов дополнительно - включенным положением устройства режимного ввода ТЗ, которое выполняется либо в виде специального переключателя, либо в виде устройства автоматического ввода.
3.4.3.1. При опробовании ТЗ на действующем оборудовании устройства режимного ввода находятся во введенном состоянии.
3.4.3.2. При опробовании ТЗ на остановленном оборудовании и наличии переключателя ТЗ вводятся установкой переключателя в положение "Сигнал" или "Отключение".
3.4.3.3. При опробовании ТЗ на остановленном оборудовании и наличии устройства автоматического ввода предпочтение отдается однократной имитации условий автоматического ввода способом, указанным в таблице (после снятия условий вывода, если они постоянно действуют на остановленном оборудовании).
Если информация "ТЗ введена" используется несколько раз, допускается имитация срабатывания устройства ввода (после снятия условий вывода, если они постоянно действуют на остановленном оборудовании). В зависимости от технических средств, реализующих логическую часть ТЗ, введенное состояние устройства ввода имитируется следующим образом:
электромагнитные реле - механическим перемещением (нажатием) сердечника реле ввода ТЗ;
УКТЗ - специальной кнопкой в БВЗ;
УКТС - специальной кнопкой в БЛП.
3.4.3.4. При опробовании устройства автоматического ввода на остановленном оборудовании контролируется тот факт, что устройство вводит соответствующие ТЗ только при наличии всех необходимых условий ввода и выводит ТЗ при появлении любого из условий вывода.
3.4.4. Опробование логической части ТЗ (без опробования датчиков) выполняется путем имитации наличия дискретных сигналов от датчиков ТЗ. В зависимости от технических средств, реализующих логическую часть ТЗ, имитация осуществляется следующим образом:
УКТЗ - нажатием кнопки в БЗ (в режиме "Опробование" для УКТЗ и в режиме "Внутреннее опробование" для УКТЗ-М);
УКТС - подачей команды "Опробование" от УВС;
электромагнитные реле - механическим перемещением (нажатием) сердечника реле-повторителя датчика.
Примечание. В случае если от реле-повторителя датчика информация поступает в несколько устройств, при опробовании одного из них на действующем оборудовании принимаются меры к предотвращению поступления ложной информации к другим устройствам.
3.4.5. Технологические защиты, отключающие оборудование, опробуются:
на действующем оборудовании - с действием "на сигнал" при имитации признака аварийной ситуации или с использованием системы опробования для ТЗ, выполненных на УКТЗ и УКТС. Вывод действия ТЗ "на сигнал" осуществляется либо устройством ремонтного вывода, либо (для ТЗ по понижению параметра или отключению механизмов при наличии переключателя ввода ТЗ) установкой переключателя в положение "Сигнал";
на останавливаемом оборудовании или в начале его пуска - с действием либо на ИУ, либо на выходные усилители, либо "на сигнал" при создании признака аварийной ситуации. Вывод действия ТЗ "на сигнал" осуществляется либо устройством ремонтного вывода, либо установкой переключателя ввода ТЗ, если он есть, в положение "Сигнал", либо переводом (для ТЗ, выполненных на УКТЗ-М) в режим "Внешнее опробование";
на остановленном оборудовании - с действием либо "на сигнал", либо на выходные усилители, либо на ИУ.
3.4.6. Опробование локальных ТЗ осуществляется преимущественно изменением контролируемого параметра с действием на ИУ. Как исключение допускается опробование этих ТЗ "на сигнал". При нулевом значении контролируемого параметра его изменение до уставки срабатывания имитируется согласно таблице.
3.4.7. Опробование ТЗ после монтажа или капитального ремонта происходит следующим образом:
3.4.7.1. В два этапа:
проверяется правильность выполнения схемы соединений, работоспособность электрической схемы ТЗ;
полностью опробуется система ТЗ, начиная от датчиков и кончая действием на ИУ.
3.4.7.2. При проверке схемы проверяется работоспособность всех ее элементов, правильность работы каждой из нескольких параллельных цепей и отсутствие обходных цепей, для чего проверяются:
все возможные сочетания сигналов и команд;
все сочетания сработавших датчиков при схеме "два из трех";
все сочетания сработавших стопорных клапанов;
все варианты отключения от турбины каждого корпуса котла дубль-блока;
все варианты формирования команды на отключение выключателя генератора;
все варианты формирования команды на закрытие ГПЗ и их байпасов (от защит турбины и от закрытых стопорных клапанов).
При проверке каждой цепи размыкаются все остальные проектные обходные цепи.
Контролируются:
аварийная и предупредительная сигнализация;
сигнализация неисправности датчиков и схем ТЗ;
значения реализованных выдержек времени;
срабатывание выходных реле;
управление защитными ИУ с соленоидными приводами: соленоидом отключения турбины, клапанами подачи силовой воды на КИС и на перепускной клапан ПВД, предохранительными клапанами котла, отсечными клапанами на подводе газа и мазута к котлу.
3.4.7.3. При полном опробовании системы ТЗ имитируется срабатывание каждого датчика (согласно таблице) каждой ТЗ, причем действие системы ТЗ на каждое ИУ проверяется 1-2 раза. При срабатывании каждой ТЗ проверяется ее действие "на сигнал" и либо на выходные усилители (реле), либо на ИУ, если информация о срабатывании ТЗ в схемы сигнализации и управления формируется разными контактами. При общем источнике информации проверяется одно направление действия ТЗ.
Контролируются:
аварийная и предупредительная сигнализация;
сигнализация неисправности датчиков и схем ТЗ;
значения реализованных уставок срабатывания;
значения реализованных выдержек времени;
срабатывание выходных реле;
действие ключей аварийного отключения оборудования;
действие схем ТЗ на все ИУ;
работа задач РАС и КДЗ.
3.4.8. Опробование ТЗ после простоя продолжительностью более 3 сут. выполняется следующим образом:
3.4.8.1. Опробование осуществляется сначала на остановленном, а затем на пускаемом энергоблоке.
Выбирается ТЗ, которая действует на наибольшее количество ИУ (одна из ТЗ энергоблока), переключатель ввода этой ТЗ (если он есть) и ее устройство ремонтного вывода устанавливаются в положение "Отключение", имитируются условия ее срабатывания (см. таблицу).
3.4.8.2. Аналогично опробуются все остальные программы действия ТЗ на ИУ. Имитируются условия срабатывания ТЗ при:
повышении давления в конденсаторе;
повышении уровня в ПВД;
закрытии стопорных клапанов;
понижении давления топлива перед котлом (на газомазутных котлах проверяются ТЗ по газу и по мазуту);
изменении уровня в барабане котла;
повышении уровня в деаэраторе;
действии ключа останова котла, турбины, ПН;
других ТЗ по усмотрению руководства ТЭС.
Действие системы ТЗ на каждое ИУ проверяется 1-2 раза. При опробовании каждой следующей ТЗ проверяется ее действие на еще не проверенные ИУ.
3.4.8.3. При прокачке прямоточного котла опробуются "на сигнал" ТЗ по прекращению расхода питательной воды, по давлению перед встроенной задвижкой котла путем изменения контролируемого параметра.
При наборе нормального вакуума в конденсаторе (давление ниже уставки предупредительной сигнализации) опробуется "на сигнал" ТЗ по повышению давления в конденсаторе.
3.4.8.4. При опробовании ТЗ контролируются:
появление аварийной сигнализации;
отключение механизмов;
закрытие арматуры;
открытие арматуры;
отключение регуляторов или их воздействий;
значения реализованных уставок срабатывания и выдержек времени опробуемых ТЗ;
работа задач РАС и КДЗ.
3.4.9. Опробование на действующем оборудовании осуществляется следующим образом:
3.4.9.1. Опробование ТЗ, отключающих оборудование, выполняется "на сигнал", опробование локальных ТЗ - преимущественно с действием на ИУ.
3.4.9.2. Имитация возникновения признака аварийной ситуации для ТЗ, отключающих оборудование, производится согласно таблице. Контролируются:
аварийная и предупредительная сигнализация;
сигнализация неисправности датчиков и схем ТЗ;
значения реализованных уставок срабатывания;
значения реализованных выдержек времени;
подача команды на выходные усилители (при проверке с помощью системы опробования);
значения погрешности срабатывания датчика;
работа задач РАС и КДЗ.
3.4.9.3. Аварийная ситуация для локальных ТЗ, как правило, организуется непосредственно на оборудовании:
повышение уровня в барабане до первого предела - отключением регулятора уровня в барабане, увеличением уровня до уставки срабатывания ТЗ путем открытия РПК. Следует контролировать открытие задвижек на сбросной линии; включить регулятор и контролировать закрытие задвижек;
повышение уровня в ПВД до первого предела - отключением регулятора уровня и поднятием уровня до уставки срабатывания. Следует контролировать отключение группы ПВД перепускным клапаном и задвижками, включить регулятор, подключить группу ПВД;
повышение давления свежего пара - блокировкой цепей открытия БРОУ, повышением давления свежего пара за котлом до срабатывания предохранительных клапанов. Следует проконтролировать их открытие и последующее закрытие при понижении давления.
Условие срабатывания ТЗ ПН на резервном или останавливаемом в резерв насосе - изменение параметра до аварийной уставки срабатывания.
3.4.10. Опробование отдельных датчиков (см. таблицу) выполняется следующим образом:
3.4.10.1. Бесшкальный датчик давления:
убедиться при наружном осмотре в том, что позиция датчика соответствует справочной информации, датчик механически исправен и опломбирован, показания приборов, контролирующих данный параметр и установленных рядом с датчиком и на щите управления, совпадают;
закрыть вторичный (первичный) вентиль на импульсной линии датчика;
понизить давление до замыкания контакта и появления предупредительной или аварийной сигнализации, плавно открывая продувочный (сливной) вентиль;
убедиться по контрольному манометру (стационарному или переносному) в соответствии уставки ее заданному значению и в том, что погрешность срабатывания датчика не выходит за класс его точности;
закрыть продувочный (сливной) вентиль и открыть вторичный (первичный);
убедиться в том, что показания приборов, контролирующих данный параметр и установленных рядом с датчиком и на щите управления, совпадают.
3.4.10.2. Датчик типа ЭКМ:
убедиться при наружном осмотре в том, что позиция датчика соответствует справочной информации; датчик механически исправен и опломбирован; показания датчика и приборов, контролирующих данный параметр и установленных на щите управления, совпадают; уставки выставлены в соответствии с картой уставок и на шкале есть соответствующие отметки;
плавно замкнуть контакт датчика и убедиться в появлении соответствующей сигнализации;
выставить уставки на датчике в соответствии с картой уставок.
3.4.10.3. Электронный прибор:
убедиться при наружном осмотре в том, что позиция прибора соответствует справочной информации, уставки выставлены в соответствии с картой уставок и на шкале есть соответствующие отметки;
снять напряжение питания прибора;
плавно переместить за диск, шестерню на валу двигателя или другим способом, указанным в инструкции на прибор, каретку прибора так, чтобы стрелка подошла к уставке, убедиться в появлении соответствующей сигнализации;
определить значение расхождения между уставкой и показаниями прибора, при которых появился сигнал; расхождение не должно превышать класс точности прибора;
проверить, что контакты прибора остаются замкнутыми во всем диапазоне от уставки до конца шкалы при движении каретки в обе стороны;
подать напряжение питания прибора и проверить его в режиме "Контроль".
3.4.11. Опробование защиты, выполненной по схеме "два из двух", выполняется следующим образом:
установить устройство ремонтного вывода ТЗ в положение "Сигнал";
замкнуть контакт первого датчика (см. таблицу), проконтролировать наличие сигнала "Сработал один из двух приборов защиты", отсутствие аварийного сигнала и срабатывания сигнального реле;
разомкнуть контакт первого датчика и замкнуть контакт второго, проконтролировать наличие сигнала "Сработал один из двух приборов защиты", отсутствие аварийного сигнала и срабатывания сигнального реле;
замкнуть контакты обоих датчиков, проконтролировать отсутствие сигнала "Сработал один из двух приборов защиты", наличие сигнала защиты, срабатывание сигнального реле и невозможность его взведения, отсутствие срабатывания выходных реле группы ТЗ;
установить устройство ремонтного вывода ТЗ в положение "Отключение", если это допустимо по условиям работы, проконтролировать срабатывание выходных реле группы ТЗ;
установить устройство ремонтного вывода ТЗ в положение "Сигнал", проконтролировать отсутствие срабатывания выходных реле группы ТЗ;
разомкнуть контакты обоих датчиков.
3.4.12. Опробование ТЗ, выполненных на УКТЗ, имеет следующие особенности:
3.4.12.1. В состав УКТЗ входит система опробования, позволяющая имитировать поступление дискретных сигналов на вход БЗ и контролировать действие схемы на сигнальное реле, включенное параллельно выходным реле ТЗ, но срабатывающее при пониженном напряжении (6 В), на которое переводятся при опробовании выходные реле. Выбор опробуемых ТЗ осуществляется переключателем в блоке опробования, имитация входного сигнала - кнопками в БЗ, контроль срабатывания - по светодиодам на лицевой панели блоков. При срабатывании неопробованной ТЗ опробование отменяется.
В аппаратуре УКТЗ-М предусмотрен режим "Внешнее опробование", позволяющий выполнять опробование от датчика до сигнального реле 6 В. В этом режиме при срабатывании неопробованной ТЗ опробование не отменяется.
Таким образом, система опробования значительно упрощает опробование логической части ТЗ и позволяет упростить опробование ТЗ, имеющих несколько датчиков: сначала следует опробовать канал от каждого датчика до входных реле блока БЗ-2 или БЗ-3, а перебор сочетаний сработавших датчиков выполнять с помощью системы опробования.
3.4.12.2. При опробовании ТЗ последним этапом должно быть применение системы опробования с действием на выходные реле опробования с целью контроля состояния тумблера ремонтного вывода ТЗ в БЗ.
3.4.12.3. Блоки УКТЗ имеют на лицевой панели сигнализацию срабатывания блока или канала в блоке, что облегчает контроль выполнения алгоритма действия ТЗ. При проведении опробования необходимо контролировать исправность светодиодов всех блоков, участвующих в схеме ТЗ.
3.4.13. Опробование ТЗ, выполненных на УКТС, имеет следующие особенности:
3.4.13.1. Датчиком ТЗ, выполненной на блоках УКТС, может быть датчик унифицированного аналогового сигнала, так как в состав УКТС входят блоки АДП, которые не только сравнивают входной сигнал с уставкой срабатывания, но и сравнивают между собой аналоговые сигналы разных датчиков, что позволяет на ранней стадии диагностировать расхождение сигналов датчиков, контролирующих один параметр.
При опробовании ТЗ на остановленном оборудовании должна контролироваться уставка сигнала рассогласования АДП каждой ТЗ, имеющей не менее двух АДП.
3.4.13.2. Блоки УКТС, формирующие систему ТЗ, позволяют осуществлять их опробование от УВС по команде оператора, который выбирает опробуемые ТЗ. Опробуется дискретная часть ТЗ подачей дискретного сигнала на вход БФК с контролем прихода команды ТЗ на БПК, передающий команду в блоки управления ИУ.
Для контроля исправности АДП используется блок настройки АДП, на котором можно сформировать аналоговый сигнал заданного значения. Этот сигнал подается на контрольный разъем АДП для проверки значения уставки АДП и срабатывания данного канала ТЗ.
Таким образом, при опробовании ТЗ на УКТС без воздействия на ИУ достаточно проконтролировать исправность цепи от каждого датчика до входа БФК, а затем проверить дискретную часть с помощью системы опробования.
3.4.13.3. Блоки УКТС имеют на лицевой панели сигнализацию срабатывания блока или канала в блоке, что облегчает контроль выполнения алгоритма действия ТЗ. При проведении опробования необходимо контролировать исправность светодиодов всех блоков УКТС, участвующих в схеме ТЗ.
3.5. Справочная информация
3.5.1. Справочная информация содержит индивидуальные сведения по каждой ТЗ, а также сведения об ИУ, на которые действуют ТЗ.
3.5.2. В справочную информацию для каждой ТЗ включаются следующие сведения:
наименование ТЗ;
значение уставки ТЗ по изменению параметра;
программа, выполняемая при срабатывании ТЗ;
марка, тип и место установки датчиков ТЗ;
наличие автоматического ввода; условия ввода и вывода ТЗ; марка, тип и место установки датчиков, формирующих эти условия; марка, тип и место установки аппаратуры, реализующей алгоритм автоматического ввода;
наличие и значение выдержки времени; марка, тип и место установки аппаратуры, реализующей выдержку времени;
наличие устройства ремонтного вывода; марка, тип и место установки аппаратуры, его реализующей;
марка, тип и место установки аппаратуры, реализующей логику ТЗ;
марка, тип и место установки сигнального реле;
марка, тип и место установки табло аварийной сигнализации.
Дополнительно для ТЗ, выполненных на УКТЗ и УКТС, указывается группа опробования, а для многоканальных блоков - канал, относящийся к данной ТЗ.
3.5.3. Справочная информация об ИУ, на которые действуют ТЗ, включает следующие сведения:
наименование ИУ; марка, тип и место установки привода;
место установки органов управления и пускателя;
участие в программах действия ТЗ;
состояние (положение), в которое переводится ИУ при выполнении каждой программы.
Для энергоблоков, на которых реализована задача КДЗ, для каждого трехпозиционного ИУ (задвижки, клапана, шибера) указывается полное время хода.
3.5.4. Справочная информация используется персоналом в процессе опробования, поэтому она должна быть представлена таким образом, чтобы ею было удобно пользоваться.
В Приложении 5 приведен используемый на ТЭС бланк, в который заносится справочная информация, необходимая при опробовании (бланк заполнен заранее для опробования определенных ТЗ).
В Приложении 7 приведены справочные данные по ТЗ, выполненным на базе УКТС.
3.5.5. При ведении документации с помощью вычислительной техники появляется возможность оперативной распечатки необходимой информации перед каждым опробованием: нужных строк и граф каждой таблицы.
4. Заключение
Опробование ТЗ является одной из самых ответственных работ по обслуживанию оборудования ТЭС.
Многолетняя статистика работы ТЗ на энергоблоках показывает, что 30% случаев ложной работы ТЗ произошло по вине оперативного персонала. Для сокращения вероятности ошибок персонала при опробовании ТЗ необходимы обучение его проведению этих работ и подробная регламентация этих работ, для чего должна быть создана соответствующая документация. Составлять такую документацию следует, руководствуясь данными Методическими указаниями.
Список использованной литературы
1. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации: РД 34.20.501-95. - М.: СПО ОРГРЭС, 1996.
2. Нормы технического обслуживания технологических защит теплоэнергетического оборудования на тепловых электростанциях. - М.: СПО ОРГРЭС, 1977.
3. Нормативный материал по эксплуатации технологических защит теплоэнергетического оборудования тепловых электростанций на базе аппаратуры УКТЗ: РД 34.35.622-93. - М.: СПО ОРГРЭС, 1994.
4. Нормы технического обслуживания технологических защит, выполненных на аппаратуре УКТС: РД 34.35.623-90. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1990.
5. Методические указания по наладке технологических защит теплоэнергетического оборудования ТЭС: РД 34.35.503-90. - М.: СПО ОРГРЭС, 1991.
6. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей: РД.Пр34-38-030-92. - М.: 1994.
7. Сборник руководящих материалов Главтехуправления Минэнерго СССР. Электротехническая часть. Ч. II. - М.: СПО ОРГРЭС, 1992.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по составлению программы опробования технологических защит теплоэнергетического оборудования блочных установок РД 34.35.135-96 (утв. РАО ЕЭС 24 июня 1996 г.)
Текст методических указаний приводится по изданию СПО ОРГРЭС (Москва, 1998 г.)
Срок действия установлен с 1 октября 1998 года
Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
Исполнитель Н.И. Чучкина
Утверждено Департаментом науки и техники РАО "ЕЭС России" 24.06.96.
Начальник А.П. Берсенев