Постановление Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 11-АД14-27
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу и дополнение к ней ... Совета Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (далее - РОО "Татохотрыболовобщество") Садыкова И.М. на постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 декабря 2013 г. N 5-1164/2013, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2014 г. N 7-44/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2014 г. N 4а-396, вынесенные в отношении РОО "Татохотрыболовобщество" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 декабря 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2014 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2014 г., РОО "Татохотрыболовобщество" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении РОО "Татохотрыболовобщество" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, считая их незаконными.
Изучение дел об административных правонарушениях и доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон о животном мире) регулируются отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона о животном мире пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В соответствии со статьей 35 названного Федерального закона пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 40 Федерального закона о животном мире установлены обязанности пользователей животным миром, в числе которых им предписано соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
В силу части 1, 11 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 1, 11 статьи 39" имеется в виду "частей 1, 11 статьи 39"
В силу пункта 6 части 4 статьи 27 данного Федерального закона охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 560 утверждены виды и состав биотехнических мероприятий, а также порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, которым установлено, что кроме иных видов биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях проводится подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания.
Как усматривается из материалов дела, 12 сентября 2012 г. между РОО "Татохотрыболовобщество" и Управлением по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан заключено охотхозяйственное соглашение N 10, в соответствии с которым общество взяло на себя обязательство по проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
30 сентября 2013 г. в ходе проверочных мероприятий, проведенных на предмет соблюдения законодательства по охране и использованию объектов животного мира, старшим государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания установлено, что в Кумазанском охотхозяйстве РОО "Татохотрыболовобщество" не проведены в полном объеме мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания:
- вместо необходимых 2,5 га кормовых полей для кабана имеется 0,9 га засеянной кормовой смесью,
- отсутствуют кормовые площадки для зайцев (беляк) - необходимо 27, для зайцев (русак) - необходимо 45 штук,
- отсутствуют искусственные гнезда для уток из расчета 20 штук на 1 км береговой линии.
В связи с выявленным нарушением 11 октября 2013 г. должностным лицом отдела Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан в отношении РОО "Татохотрыболовобщество" составлен протокол N 27/48 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 5-6), охотхозяйственным соглашением от 12 сентября 2012 г. N 10 (л.д. 29-45), которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, РОО "Татохотрыболовобщество" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не опровергают наличие в действиях РОО "Татохотрыболовобщество" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Действия РОО "Татохотрыболовобщество" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения РОО "Татохотрыболовобщество" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено РОО "Татохотрыболовобщество" в пределах санкции части 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 декабря 2013 г. N 5-1164/2013, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2014 г. N 7-44/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2014 г. N 4а-396, вынесенные в отношении РОО "Татохотрыболовобщество" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ... Совета РОО "Татохотрыболовобщество" Садыкова И.М. и дополнение к ней - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 11-АД14-27
Текст постановления официально опубликован не был