Определение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2014 г. N 304-КГ14-416
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лангепасско-Покачевское нефтепромысловое оборудование - Сервис" от 24.07.2014 N 15-709 и администрации города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2014 N 04-17-2863/14-0 на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2014 по делу N А75-7932/2013 по заявлениям закрытого акционерного общества "Управляющая компания тепло-, водоснабжения и канализации" (г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; далее - ЗАО "УТВиК") и общества с ограниченной ответственностью "Лангепасско-Покачевское нефтепромысловое оборудование - Сервис" (г. Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; далее - ООО "ЛПНО - Сервис") о признании недействительными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (г. Ханты-Мансийск; далее - антимонопольный орган) от 31.05.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства, установила:
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" (г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; далее - школа), администрация города Покачи (г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; далее - администрация), прокуратура города Покачи.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014, заявленные ЗАО "УТВиК" и ООО "ЛПНО - Сервис" требования удовлетворены частично. Решение антимонопольного органа от 31.05.2013 N 05-09/МТ-1067 признано недействительным как не соответствующее пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2014 принятые судами первой и апелляционной инстанции судебные акты в части признания недействительным решения антимонопольного органа отменены. В удовлетворении заявлений в указанной части отказано. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационных жалобах (поданы до 06.08.2014 как надзорные жалобы) заявители, ссылаясь на неправильное применение судом кассационной инстанции норм материального права, просят постановление от 02.06.2014 отменить.
Заявители указывают на ошибочный вывод суда о наличии соглашения или согласованных действий между администрацией и обществами, а также на недоказанность антимонопольным органом наличия признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Изучив жалобы и приложенные к ним материалы, судья считает, что оснований для их передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской не имеется.
Судами установлено, что решением Покачевского городского суда удовлетворен иск прокурора об обязании администрации установить ограждения территории школы в срок до 01.05.2012.
В связи с неисполнением решения суда судебным приставом-исполнителем 21.07.2012 возбуждено исполнительное производство N 23189/12/13/86, которое окончено 21.09.2012 в связи с фактическим исполнением.
Однако 02.11.2012 администрацией опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению и монтажу ограждения школы.
Из протокола подведения итогов открытого аукциона от 13.11.2012 N 100/3 следует, что на момент окончания срока подачи заявок (срок подачи заявок до 12.11.2012 в 09:00) на участие в аукционе подана только одна заявка - заявка ЗАО "УТВиК".
Между школой (заказчиком) и ЗАО "УТВиК" (подрядчиком) 26.11.2012 заключен контракт N 0187300019112000170-0210392-01, условиями которого предусмотрено право привлечения субподрядной организации.
Между ЗАО "УТВиК" (подрядчиком) и ООО "ЛПНО - Сервис" (субподрядчиком) 29.11.2012 заключен договор N 528/12НИ0392 на выполнение работ по изготовлению и монтажу ограждения школы. Выполненные субподрядчиком работы сданы подрядчику 04.12.2012.
ЗАО "УТВиК" 05.12.2012 составило акты о приемке и стоимости выполненных работ, которые заказчиком подписаны.
Подрядчику 18.12.2012 перечислены денежные средства по контракту N 0187300019112000170-0210392-01.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что фактически работы, являющиеся предметом аукциона и в отношении которых заключен контракт, выполнены за два месяца до его проведения (в сентябре 2012 года) силами ООО "ЛПНО - Сервис". Доказательств того, что установленное ООО "ЛПНО - Сервис" ограждение территории школы являлось временным и подлежало демонтажу в целях предоставления возможности победителю аукциона впоследствии выполнить работы по контракту, не представлено.
На основании обращения прокуратуры антимонопольным органом в отношении администрации, ООО "ЛПНО - Сервис" и ЗАО "УТВиК" возбуждено дело N 05-09-133/2013 по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Решением антимонопольного органа от 31.05.2013 по делу N 05-09-133/2013 администрация города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ЗАО "УТВиК" и ООО "ЛПНО - Сервис" признаны нарушившими часть 4 статьи 16 Закона о конкуренции путем установления администрацией возможности выполнения ООО "ЛПНО - Сервис" работ по изготовлению и монтажу ограждения школы до проведения открытого аукциона, а также путем заключения договора субподряда между победителем аукциона ЗАО "УТВиК" и ООО "ЛПНО - Сервис" при наличии информации о факте выполнения работ, что способно привести к ограничению конкуренции и ограничению доступа на товарный рынок.
Кроме того, антимонопольным органом в адрес ЗАО "УТВиК" и ООО "ЛПНО - Сервис" вынесены предписания о прекращении совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Также обществам в установленный срок необходимо представить копии заключенных договоров за первое полугодие 2013 года.
ЗАО "УТВиК" и ООО "ЛПНО - Сервис", не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение антимонопольного органа, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия доказательств наличия последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, в связи с чем пришли к выводу о необоснованной квалификации действий администрации, ЗАО "УКТВиК" и ООО "ЛНПО - Сервис" по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, учитывая наличие согласованности действий администрации и обществ, суды отказали в удовлетворении требований об оспаривании предписаний антимонопольного органа.
Отменяя судебные акты в обжалуемых частях и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции, учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, сделал вывод о наличии в действиях заявителей нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции ввиду представления достаточных доказательств создания преимущественных условий для хозяйствующего субъекта и согласованности действий администрации и обществ, что в совокупности способно привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Возражения заявителей о недоказанности наступления последствий в виде ограничения доступа на соответствующий товарный рынок отклоняются. Суд кассационной инстанции, исходя из установленных судами обстоятельств конкретного дела, пришел к выводу, что антимонопольным органом правомерно квалифицированы действия сторон как ограничивающие конкуренцию на соответствующем рынке, поскольку наличие устного соглашения, последовательность действий администрации и соответствующие действия обществ могут свидетельствовать о создании преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на определенном товарном рынке.
Судья Верховного Суда Российской Федерации не усматривает неправильного применения судом норм материального права и нарушения ими норм процессуального права и считает, что оснований для передачи кассационных жалоб на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, предусмотренных частью 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Лангепасско-Покачевское нефтепромысловое оборудование - Сервис" и администрации города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в передаче кассационных жалоб на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2014 по делу N А75-7932/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2014 г. N 304-КГ14-416
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10448/14
02.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2173/14
29.01.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11594/13
13.11.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7932/13