Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 301-ЭС14-3048
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014 по делу N А28-14164/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.07.2014 по тому же делу
по иску муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области в лице администрации Вятскополянского района (г. Вятские поляны) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 27 798 рублей 78 копеек убытков, возникших в связи с возмещением расходов медицинского работника по оплате коммунальных услуг за период с 01.04.2009 по 31.12.2011,
в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен: Департамент финансов Кировской области, установил:
решением Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.07.2014, иск удовлетворен из средств казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель (Министерство финансов Российской Федерации, далее - Минфин России) указывает на наличие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права. По мнению заявителя, у судов отсутствовали основания для взыскания с Российской Федерации заявленной суммы убытков.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что решением мирового судьи судебного участка N 73 Вятскополянского района от 22.05.2012 с истца за счет средств казны муниципального района в пользу Ляминой Е.К. взыскано 27 798 рублей 78 копеек в возмещение произведенных ею в период с 01.04.2009 по 31.12.2011 расходов на оплату услуг отопления, освещения занимаемого ею жилого помещения в связи с предоставлением ей законом льгот.
Суды, руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 86 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 и пунктами 16, 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", сделали вывод о том, что финансовое обеспечение прав, социальных гарантий медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации.
Вывод судов согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 01.12.2005 N 521-О, Постановления от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П), согласно которой Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
При установленных по делу обстоятельствах суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 301-ЭС14-3048
Текст определения официально опубликован не был